Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взгляды Менделеева на народное просвещение



2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Взгляды Менделеева на народное просвещение 0.00 из 5.00 0 оценок




Интенсивно занимаясь проблемами организации науки, промышленности и сельского хозяйства, ученый не мог не уделить столь же большого внимания и разнообразным проблемам образования. Менделеев неоднократно подчеркивал, что направление русского образования должно быть «жизненным и реальным».

Дмитрий Иванович был одним из немногих людей 60-х годов, распознавших зарождающийся исторический процесс дальнейшего развития России. И как образованный и мудрый человек, он  понимал, что стране необходимы существенные изменения в сфере народного просвещения. Дмитрий Иванович осознавал, что Россия нуждается в реформах  образования, именно с помощью которых страна уверенно станет на путь развития и прогресса. Он был большим патриотом и понимал, что школа – это громадная сила, определяющая судьбу народов и государств, считал, что без расширения народного образования, просвещения невозможно развитие России. Он постоянно подчеркивал, что народное образование есть долг государства перед низшими классами, перед детьми крестьян, рабочих и других низших классов в городах и селах. Основополагающими принципами организации народного образования Менделеев считал всеобщность, обязательность и бесплатность, неоднократно доказывал, что учить надо не для личных, а для общественных целей. Крылатой стала фраза гениального ученого: «Посев научный взойдет для жатвы народной» [12].

Менделеев стремился к «здоровой педагогике», критиковал сложившуюся в России систему народного образования за то, что она не опиралась на соображения о здоровье учащихся. Следует обратить внимание на современную мысль талантливого педагога и гражданина земли русской: «…при большом количестве уроков по предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения других необходимых образовательных предметов, и ученики лишаются возможности запастись …здоровьем и необходимейшими для жизни познаниями» [12]. Под «здоровой педагогикой» Менделеев понимал то, что учитель должен развивать в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые… Он считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, что основных предметов не должно быть много, так как «получать и развивать само знание нужно не столько в количественном отношении, сколько в качественном» [12].По его мнению, срок обучения в гимназиях следует ограничить до шести лет, возраст выпускников снизить с 18-20 до 16-17 лет. Соображения валеологического и экологического характера разбросаны по многим педагогическим трудам и учебникам, написанным Менделеевым в течение 50 лет его творческой деятельности.

 Что же касается до высших школ, подобных университетам, то они назначены преимущественно для высших форм специализации, и в них входят люди уже с теми идеалами и привычками, которые вынесены из средних школ и из окружающей жизненной обстановки. Бесспорно, что средние школы – без высших, специальных дадут мало стране того, что ей нужно. В своих статьях о народном просвещении Дмитрий Иванович рассуждает, что Россия еще молода и впереди у нее сложный процесс совершенствования и становления «на ноги», и впереди у нее множество свершений. Ученый пытается объяснить, что «способом верного превращения молодого в зрелое должно быть не одно время, а в соединении с обдуманной системой всего образования» [12].

3.3.Учебные пособия Менделеева

Начиная свою педагогическую деятельность, молодой преподаватель столкнулся с большой проблемой: не было научного, методически грамотного пособия, по которому без затруднений могли бы учиться студенты. В 1861 году Дмитрий Иванович создает свой первый учебник «Органическая химия», за который автор был удостоен престижной Демидовской премии Петербургской академии наук. По словам самого автора, она была написана за два месяца, не отходя от письменного стола.

Вторым наиболее значимым и известным классическим трудом стал учебник «Основы химии» (рис.19), как утверждал сам автор, это одно из четырех достижений, которое составило имя прославленному ученому. Здесь была изложена неорганическая химия с точки зрения периодического закона, систематизирован фактический и теоретический материал, обсуждалась логика науки, прослеживалась взаимосвязь с производством. В1868 году вышло в свет первое издание, при жизни автора учебник переиздавался 8 раз, в 1906 году вышло в свет восьмое издание книги. Это пособие было выпущено три раза на английском, по одному разу – на немецком и французском языках. Автор утверждал: «Эти «Основы химии» – любимое дитя мое. В них мой образ мой опыт педагога и мои задушевные мысли» [2]. Н.А. Меншуткин, известный русский химик (рис.20) говорил: « В дело преподавания химии Д. И. Менделеев внес большую лепту составлением учебных книг по отраслям химии, ровно как характер своего преподавания» [14].

Этот учебник и в настоящее время не потерял своего значения как логическое изложение основных достижений химии на рубеже XIX - XX столетий.

Кроме учебников по основам химической науки Д.И. Менделеев принимал деятельное участие в издании различных справочников и энциклопедий. Так, он выступал в роли одного из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (рис. 21). Таким образом, Дмитрий Иванович нес народу знания и культуру не только как профессор и автор известных учебников, но и как редактор нескольких энциклопедий:

3.4.Менделеев об учителе

В создании новой системы образования в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России» (глава 2 – «О направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей»), «Проект училища наставников» и «О подготовке учителей и профессоров» (седьмая глава «Заветных мыслей»).

Особо подчеркивал Д. И. Менделеев воспитательную роль учителя, педагог должен знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки. В личной жизни учитель должен быть примером для учащихся. Всем известно, что школьники охотно занимаются той наукой, которую преподносит уважаемый и любимый преподаватель. Доверие к педагогу составляет основу всякого образования.

Выводы по главе III.

Анализируя информационные источники, мы пришли к следующим выводам. Народное просвещение в России нуждалось в реформировании. Дмитрий Иванович считал, что и учитель, и ученый должен работать с глубоким пониманием своего долга. Д.И. Менделеев являлся активным преобразователем народного просвещения в России.

· Он ратовал за всеобщность, доступность, бесплатность образования для всех слоев населения.

· Большое внимание уделял изучению характера, способностей, задатков ребенка, развитию индивидуальных качеств личности ученика.

· Обращал внимание на то, что обучение должно быть взаимосвязанным, построенным на собственном опыте детей, с учетом их наблюдения, анализа и обобщения.

· Выдвигал идею об экологической и валеологической грамотности обучаемых.

· Пропагандировал идею непрерывности среднего и высшего образования.

· Изучение отдельных предметов должно вестись на более высоком уровне, и чтобы полученные знания были впоследствии востребованы учеником.

· План обучения должен быть строгим и правильно распределяться учебное время.

· Стремился к «здоровой педагогике».

· Особая роль в осуществлении всех своих идей отводилась учителю.

· Создал доступные, содержательные, грамотные учебники, по которым обучалось не одно поколение студентов (см. приложение, рис.26).



2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Взгляды Менделеева на народное просвещение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взгляды Менделеева на народное просвещение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)