Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА IV Реализация менделеевских идей в XXI веке



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
ГЛАВА IV Реализация менделеевских идей в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок




В Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года одним из приоритетных направлений является повышение качества профессионального образования и обеспечение доступности качественного общего образования. Основная задача модернизации образования в России нацелена на создание личностно – ориентированной системы обучения, которая предполагает организацию благоприятных условий не только для коллективных занятий, но главное – для самостоятельной работы каждому школьнику, предусматривает переход на профильное обучение. Что нужно современной молодежи для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Мы провели беседу с одиннадцатиклассниками (65 опрошенных МОУ СОШ №18) и выделили наиболее популярные ответы: целенаправленно использовать полученные знания; использовать в своей деятельности новейшие технологии; грамотно работать с информацией; уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять различные факты, делать аргументированные выводы, применять полученные сведения на практике, проявлять самостоятельность в выборе решений, иметь развитый интеллект, культурный уровень, быть интересным собеседником. Результаты опроса одиннадцатиклассников МОУ СОШ №18 представлены на рис.22.

варианты ответов

Рис.22 Результаты опроса одиннадцатиклассников.

Приведенные данные показывают, что больше всего выпускники боятся самостоятельно принимать решения, значит, они недостаточно уверены в себе, в своих возможностях и способностях. Что должна делать школа, и какой она должна быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду, чтобы все заветные желания школьников осуществились и не остались только в мечтах, чтобы были созданы все условия для саморазвития, самореализации, самостоятельности, самоутверждения? Несомненно, одно, предоставить школьникам возможность осуществить свои индивидуальные учебные запросы и потребности.

Одной из таких возможностей является введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, о чем еще в XIX веке говорил Д.И Менделеев. В нашем городе в 2005-2006 учебном году осуществился переход на профильное обучение в средней школе. В настоящее время во многих школах города Мичуринска созданы условия для изучения предметов по выбору ребенка, что, несомненно, дает возможность проявить свои индивидуальные задатки и реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Профильному обучению предшествовало углубленное изучение отдельных предметов, в том числе химии. Например, в девяностые годы, на базе нашей школы, МОУ СОШ №18, впервые в городе, да, пожалуй, и в области были созданы классы с углубленным изучением химии, в которых обучались старшеклассники, мечтающие связать свою судьбу с этой наукой. Учеба в таких классах принесла свои плоды: многие из выпускников тех лет, действительно, стали врачами, учителями химии, агрономами. Гордостью школы являются Меринов Алексей, доцент, кандидат наук, преподаватель психиатрии в Рязанском медицинском университете, Ртищев Владимир, врач-педиатор высшей квалификационной категории, работающий заведующим хирургическим отделением в детской больнице святого Владимира в Москве, Сидзельник Светлана, учитель высшей квалификационной категории Мичуринского лицея, Фролов Виталий, майор войск химической защиты. Этот список можно продолжить. Идея непрерывного образования, ревностным сторонником которого, как уже было сказано выше, являлся Д.И. Менделеев, нашла применение в стенах МОУ СОШ №18. Несколько лет подряд на базе Саратовского медицинского университета в нашей школе работал класс с углубленным изучением биологии и химии, в котором обучались старшеклассники, желающие стать студентами-медиками. Занятия по химии и биологии в этом классе вели талантливые педагоги школы, без остатка отдающие свои силы и знания молодому поколению, мастера своего дела, постоянно совершенствующие методы преподавания, знакомые с классической наукой и ее новинками. Хочется назвать Заслуженного учителя РФ Шиленкову Юлию Васильевну, Отличника Народного просвещения Гаврилову Надежду Николаевну, учителя I квалификационной категории Калениченко Нину Алексеевну, которые дали прочные знания школьникам, воспитали в них любовь к своему предмету, укрепили желание стать врачами. Но и ученики не остались в долгу, многие из них успешно окончили Саратовский медицинский университет, среди них Коротков Иван, Манджи Максим, Юркова Елена, Мызников Иван, Туровцева Екатерина, Бокарева Екатерина, Добина Ирина. Школа неоднократно получала Похвальные грамоты и Благодарственные письма за успешное осуществление непрерывного образования и сотрудничество с Саратовским медицинским университетом. Наш город Мичуринск-наукоград дает возможность выпускникам естественно-научного профиля учиться в родном городе, в Мичуринском аграрном университете, на химико-биологическом факультете Мичуринского педагогического института, в сельскохозяйственном колледже, а по окончании обучения заниматься любимым делом, в том числе и наукой. Идея непрерывного образования в нашем городе представляет собой цепочку школа – профильные классы или классы с углубленным изучением предметов – среднее/высшее учебное заведение – научная деятельность. Дмитрий Иванович Менделеев обращал внимание на подготовку учителя-предметника, его эрудицию, способность передавать знания молодому поколению. В нашей школе много таких учителей, которыми, на наш взгляд, остался бы доволен Д.И. Менделеев. К ним следует отнести кандидата педагогических наук, учителя химии Шиленкова Романа Викторовича, обладателя президентского гранда учителя информатики Пашигореву Елену Николаевну, учителей:

 русского языка и литературы Чижикову Людмилу Константиновну, Туровцеву Елену Владимировну,

истории Розову Марину Юрьевну, Гурьеву Елену Александровну,

математики Копылову Ларису Вячеславовну, Русакову Людмилу Григорьевну,

географии Муслову Ольгу Николаевну, Бобкову Елену Викторовну,

технологии Ситникова Виталия Михайловича, Виданову Татьяну Алексеевну.

Талантливые организаторы учебного процесса, они на практике продолжают

осуществлять идеи образовательного процесса по Д.И. Менделееву.

Выводы по главе IV.

Реформирование народного образования – это динамичный и прогрессивный процесс. На современном этапе развития общества мы являемся свидетелями того, что наше правительство, руководство нашего города уделяет много внимания развитию и совершенствованию средних школ, укреплению материальной базы средних учебных заведений. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы школьник получал полноценные знания по всем предметам, чтобы, могли сочетаться индивидуальные и коллективные методы обучения, чтобы осуществлялась взаимосвязь практических и теоретических основ образования, чтобы каждый выпускник был подготовлен к реальной жизни.

Выводы по работе.

Результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы.

1. Педагогическое наследие Д.И.Менделеева составляет огромный «пласт» во всей деятельности ученого. Но с ним современники знакомы лишь понаслышке. Поэтому необходимо на уроках и во внеурочное время в школах проводить мероприятия, направленные на знакомство школьников с просветительской деятельностью великого ученого.

2. Сам Дмитрий Иванович был педагогом «от бога», поскольку от школьных лет до студенческой скамьи у него были такие преподаватели, которые своим примером, своим отношением к работе зародили и укрепили в юноше учительский талант, желание трудиться на «ниве» народного просвещения.

3. Всю свою жизнь ученый служил Отечеству, развивая науку (первая служба Родине), занимаясь вопросами просвещения и преподавательской работе (вторая служба Родине), совершенствуя промышленность (третья служба Родине). Несмотря на то, что заняться теоретическими разработками педагогических проблем Менделееву пришлось лишь в конце жизни, он многое успел, он много сделал для реформирования народного просвещения в России, он подал много смелых и новаторских идей, которые воплощаются в средних школах в наши дни.

4. Взгляды Дмитрия Ивановича на изменение структуры образования положены в основу современного процесса обучения в России в XXI веке.

5. В нашей работе мы в основном рассматривали отношение Менделеева к средней школе и постарались проследить, как его педагогические идеи находят применение в нашей школе МОУ СОШ №18 города Мичуринска.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив обширный материал о взглядах Д.И. Менделеева на народное просвещение в России в XIX веке и современные проблемы совершенствования среднего образования в нашей стране в XXI веке, мы пришли к выводу, что основные идеи реформирования образовательного процесса похожи по многим направлениям. Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале работы, полностью подтвердилась, цели работы были достигнуты. И, наверно, не стоит удивляться небывалой прозорливости ученого, необыкновенной интуиции, умению чувствовать, понимать и предвидеть исторические процессы, происходящие вокруг. Школьные, студенческие годы Дмитрия проходили под непосредственным влиянием известных талантливых педагогов, каким впоследствии стал он сам. Свое трепетное, уважительное, но вместе с тем требовательное отношение к учительству Дмитрий Иванович пронес через всю жизнь.

Имя Менделеева знакомо каждому цивилизованному человеку. Не случайно в 2008 году его имя наряду с такими значимыми фигурами как Петр I, Екатерина II, П. Столыпин, И. Сталин, А. Суворов представлено на выдвижение лучшего человека России.

Нам еще раз хочется процитировать слова современника Д.И. Менделеева Т. Тропе, который в 1889 году писал: «Ни один русский не оказал более важного, более длительного влияния на развитие знаний, чем Менделеев…» Жизнь ученого - пример бескорыстного, беззаветного служения своему народу, своей стране. Имя Дмитрия Ивановича бессмертно, личность неподражаема и легендарна, его вклад в развитие России благодарные потомки не забудут никогда. И мы, молодое поколение 21 века, помним имя славного сына, гражданина земли русской, нашего соотечественника, творца периодического закона, реформатора народного образования в нашей стране.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
ГЛАВА IV Реализация менделеевских идей в XXI веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА IV Реализация менделеевских идей в XXI веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)