Понятие, функции и место страхового рынка в финансовой системе государства
Министерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет» Факультет «финансово-экономический» ________________________ Кафедра «финансов » ______________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Теория финансов______________________________ Тема: «Проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Беларусь в современных условиях»_____________________________ Исполнитель: студент (факультет, курс, группа) Огородникова Инна Андреевна, финансово-экономический факультет, 3 курс, группа 07-ФК ___________________________________________________ Руководитель проекта Авилкина Марина Александровна, старший преподаватель ___________ (ФИО, ученое звание, ученая степень, должность)
Новополоцк 2010
СОДЕРЖАНИЕ
С. ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 1 Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях……………………………………… 1.1 Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства 1.2 Основные составляющие страхового рынка 1.3 Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь 2 Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2008-2009гг 2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка 2.2 Анализ динамики показателей по видам страхования 2.3 Анализ динамики финансовых показателей деятельности страховых организаций 3 Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе………………………… 3.1 Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка 3.2 Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................
Введение
Рынок страхования играет важную роль в экономическом развитии и является особенно значимым для стран с переходной экономикой по ряду причин. Во-первых, страхование представляет собой наиболее оптимальный способ сокращения убытков посредством управления рисками. С его помощью неопределенно большие финансовые потери в будущем можно заместить на заранее определенные и невысокие расходы сегодня в виде страховой премии. Можно выделить две основные характеристики, присущие страхованию: а) передача личного риска группе; б) распределение потерь на некоторой справедливой основе. Во-вторых, страхование – неотъемлемая часть финансового рынка. Высокий уровень капитализации и концентрации страховых организаций служит источником внутренних инвестиций в стране. Как правило, имен страховой сектор является одной из главных предпосылок для формирования финансового рынка в страхах с переходной экономикой, который в долгосрочной перспективе обеспечивает устойчивый экономический рост. Именно поэтому на нынешнем этапе возрастает роль страхования в развитии экономики современной Беларуси как базового элемента функционирования инфраструктуры рыночных отношений. Речь идет о двух параллельных процессах: внедрении страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создание самой инфраструктуры страхового рынка в нашей республике. Объектом исследования курсовой работы выступает страховой рынок Республики Беларусь. Предметом исследования - проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка. Целью данной курсовой работы является комплексное исследование страхового рынка Республики Беларусь. Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи: § изучение теоретических основ функционирования страхового рынка, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; § проведение анализа основных показателей функционирования страхового рынка, § исследование финансовых показателей деятельности страховых организаций; § подведение итогов анализа; § предложение направлений повышения эффективности функционирования страхового рынка; § изучение роли страхового маркетинга в продвижении страхового продукта. В первой главе данной курсовой работы освещены вопросы, раскрывающие понятие и сущность страхового рынка, его структуру, а также особенности государственного регулирования страхового рынка в Республике Беларусь. Во второй главе работы проведен анализ основных финансовых показателей функционирования страхового рынка в целом, и показателей, характеризующих деятельность страховых организаций за 2008-2009 гг. В третье главе предложены направления повышения эффективности функционирования страхового рынка. Рассматривается роль страхового маркетинга как инструмента продвижения страхового продукта. Информационной базой в настоящей работе является: статистические данные Министерства финансов Республики Беларусь за 2008-2009 гг, постановления, периодические издания, электронные ресурсы, а также законодательные акты правительства Республики Беларусь, статьи отечественных и зарубежных экономистов.
Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях Понятие, функции и место страхового рынка в финансовой системе государства В мировой практике институт страхования признается одним из стратегических секторов экономики. Нормальный процесс жизнедеятельности невозможен без создания и функционирования механизма компенсации потерь, причиненных случайными событиями, имеющими зачастую для отдельного человека или субъекта хозяйствования серьезные последствия. Возникновение природных катастроф, нарушающих производственный цикл предприятий и угрожающих жизни населения несет ряд неблагоприятных макроэкономических последствий. Именно для того, чтобы была возможность своевременно устранять и предупреждать такие последствия сегодня во многих странах уделяют большое значение развитию страхового рынка. Очевидно, что страховой рынок кроме того является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Страховой рынок — это часть финансового рынка, где объектом купли-продажи является страховая услуга. Обязательными условиями существования страхового рынка являются: Ø наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности; Ø признание страхования как инструмента управления рисками; Ø повышение страховой культуры населения [1, с. 25]. Элементы страхового рынка представлены на рисунке 1.1:
Рисунок 1.1 – Элементы страхового рынка Источник: собственная разработка. Страховщики на страховом рынке представлены страховыми и перестраховочными организациями любой организационно-правовой формы предусмотренной законодательством. Они осуществляют страховую деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхователями могут быть любые физические и юридические лица, выражающие страховой интерес, уплачивающие денежные страховые взносы и имеющие право на основе договора страхования получить денежную сумму при наступлении страхового случая [2]. В качестве объекта страхования в личном страховании выступает жизнь, здоровье, трудоспособность, в имущественном страховании – здания, сооружения, материальные ценности. Предметом купли-продажи на рынке страхования являются страховые продукты. Страховой продукт — этонабор основных и вспомогательных услуг, предоставляемых страхователю при заключении договора страхования. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка [3]. Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск),его стоимость (страховую сумму),цену (страховой тариф),условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом.Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом. Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы (денежная сумма, указывающая, максимальную страховую ответственность страховщика). Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Но она не означает потери продавца, так как число полисов обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого страховщик не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Страховщиком устанавливается определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта. Страховой тариф – это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховой тариф, по которому заключается договор, носит название брутто-тариф. Он определяется в денежном выражении, в процентах ил промилле от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). Он представляет собой сумму нетто-тарифа и нагрузки (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Расчет брутто-тарифа Примечание. Источник: собственная разработка
Нетто-тариф обеспечивает формирование той части страхового резерва, которая предназначена для выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения. Нагрузка, необходимая для покрытия затрат на проведение страхования, составляет меньшую часть брутто-тарифа. Нагрузка включает следующие основные элементы: отчисления на предупредительные мероприятия, расходы на ведение дела. Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов[4, с. 215]. Организация и проведение гибкой тарифной политики являются одной из главных составляющих страхового рынка. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям [5, с. 45]. Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций. Основная функция страхового рынка — компенсационнаяфункция, благодаря которой существует институт страхования. Содержание функции выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим людям в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которое и было объектом страхования. Накопительнаяили сберегательная функция обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную страховую сумму. Распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность функции выражается в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования. Предупредительнаяфункция страхового рынка непосредственно не связана с осуществлением страховой деятельности. Данная функция работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба. Реализация предупредительной функции обеспечивается финансированием мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий. Соответствующее финансирование осуществляется из фонда предупредительных мероприятий. Осуществление предупредительных функций способствует повышению финансовой устойчивости страховщиков и выступает важным фактором обеспечения бесперебойности процесса общественного воспроизводства. Инвестиционнаяфункция страхового рынка реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.д. С развитием страхового рынка роль инвестиционной функции возрастает. Обращает на себя внимание ряда зарубежных экономистов, определяющих страховые компании как институциональных инвесторов, основной функцией которых в общественном производстве определяется мобилизация капитала посредством страхования. Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов страховых организаций и обслуживания страховой, инвестиционной и других видов деятельности. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов. Специфические отношения складываются между страховым рынком и государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, что связано с организацией обязательного страхования. Устойчивые финансовые отношения имеет страховой рынок с рынком ценных бумаг, банковской системой, валютным рынком, государственными и региональными финансами, где страховые организации размещают страховые резервы и другие инвестиционные ресурсы. Функционирование страхового рынка происходит в рамках финансовой системы, как на партнерской основе, так и в условиях конкуренции. Это касается конкурентной борьбы между различными финансовыми институтами за свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Если страховой рынок, например, предлагает страховые продукты по страхованию жизни, то банки — депозиты, фондовый рынок — ценные бумаги и т.д. [6, с. 284].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |