Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь



2019-12-29 428 Обсуждений (0)
Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Опыт многих развитых стран с устойчивой рыночной экономикой убеждает, что для успешного функционирования любого рынка, в том числе и страхового, для формирования здорового страхового хозяйства необходим неопределенный уровень его регулирования со стороны государства. Тем более, страхование, как никакая другая сфера предпринимательской деятельности, основано на взаимном доверии страхователя и страховщика, подкрепленном финансовой устойчивостью страхового дела. Кроме того, страхование выгодно и государству, и обществу, так как компенсирует потери и убытки от стихийных бедствий, банкротств, аварий, безработицы и т.д.

Субъектами государственного регулирования являются: страхователи, страховщики, страховые посредники, государство в лице его разнообразных институтов.

Предмет регулирования – страховая деятельность. Целью государственного страхового надзора является контроль над соблюдением интересов застрахованных, обеспечение гарантии исполнения договоров страхования.

Таким образом, регулирование – это совокупность способов и приемов упорядочения деятельности страховых организаций, определения направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налоги, единообразное ведение учета и составление отчетности, публикация балансов и т.д. [11, с. 43].

Деятельность страховых организаций в нашей республике регламентируется Законом Республики Беларусь «О страховании» (1993 г.) и Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (2000 г.).

Главной задачей государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь как и в других странах является контроль за соблюдением интересов застрахованных, требований законодательства, обеспечение гарантии исполнения договоров страхования, а также проведение эффективной страховой политики [12].

Государственное регулирование осуществляется президентом Республики Беларусь, национальным собранием Республики Беларусь, правительством Республики Беларусь, Департаментом страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь.

Президент определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности, вводит новые виды обязательного страхования, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией.

Правительство разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию; утверждает республиканские программы развития страхования, а также меры ее государственной поддержки, обеспечивает их выполнение; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь выполняет следующие задачи:

- государственная регистрация субъектов страховой деятельности;

- выдача лицензий на проведение страховой и посреднической деятельности;

- обеспечение единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирование страховых резервов;

- принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования;

- представление Республики Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;

- осуществление иных задач государственного регулирования в соответствии с законодательством.

Важнейшей среди данных задач является регистрация страховых организаций и их обособленных структурных подразделений, а также лицензирование страховой деятельности.

Посредством регистрации осуществляется допуск на национальный страховой рынок субъектов хозяйствования. Устанавливаются требования, которым должна удовлетворять страховая организация:

- минимальный размер уставного фонда;

- наличие специального фонда в иностранной валюте для страховщиков, занимающихся внешнеэкономической страховой деятельностью;

- предельная доля иностранного инвестора в уставном фонде белорусского страховщика;

- организационно-правовая форма создания и т.д.

Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на ведение данной деятельности на территории Республики Беларусь. Выдача лицензии производится на основании заявления, составленного по установленной форме.

Функции Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь:

1. Надзор за соблюдением требований законодательства по страхованию, включая контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежности страховых организаций.

2. В пределах своей компетенции надзор за выполнением страховыми организациями и стразовыми брокерами законодательства по оплате труда.

3. Определение порядка внесения вклада в неденежной форме в уставный фонд страховых организаций учредителями этих организаций.

4. Контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдение следующих нормативов:

- структура и минимальный размер уставного фонда;

- соотношение между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;

- платежеспособность и финансовая устойчивость;

- контроль за структурой и размером тарифных ставок по видам обязательного страхования, а также за размером отчислений в гарантийный фонд и другие фонды в соответствии с законодательством.

Департамент по страховому надзору также выполняет законотворческую, методическую и консультационную функции. Это разработка проектов нормативных правовых актов о страховании, об обязательном страховании, о банкротстве страховых организаций; методических, нормативных документов, обязательных для исполнения страховщиками: по бухгалтерскому учету, отчетности, инвестированию страховых резервов, налогообложению страховых операций и т.д. Кроме этого Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь следит за развитием страхового рынка [5, с. 42].

Орган государственного надзора за страховой деятельностью вправе:

производить проверки выполнения страховыми и перестраховочными организациями требований законодательства о страховании, а также соответствия объема денежных средств объему принятых ими обязательств и давать страховым и перестраховочным организациям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, о приведении объема денежных средств в соответствие с объемом принятых обязательств;

применять к страховым, перестраховочным организациям и страховым посредникам санкции за нарушение законодательства о страховании в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

приостанавливать действие выданных лицензий до устранения выявленных нарушений на определенный срок, или давать указания об устранении нарушений, не приостанавливая действия лицензий, или принимать решения об их отзыве. При повторном или грубом нарушении порядка осуществления страховой или перестраховочной деятельности, на которую выдана лицензия, может ее аннулировать;

давать предписания владельцам страховой или перестраховочной организации либо ставить вопрос перед соответствующим государственным органом о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой или перестраховочной организации;

приостанавливать операции страховых и перестраховочных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их деятельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения страховой или перестраховочной организацией требований действующего страхового законодательства;

взимать со страховых и перестраховочных организаций, их обособленных структурных подразделений и брокеров плату за регистрацию и выдачу им лицензий на осуществление страховой деятельности в размерах, установленных законодательством;

получать от страховых и перестраховочных организаций установленную отчетность по страховым и перестраховочным операциям [13].

Важным условием развития здорового цивилизованного страхового рынка является его открытость для широкого круга общественности. Это достигается путем публикации различных данных, сведений о работе страховых компаний. Страховые организации обязаны публиковать в отрытой печати свои годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках по форме и в сроки, установленные Министерством финансов, после утверждения аудиторской фирмой достоверности указанных в них сведений. Главное управление страхового надзора регулярно публикует рейтинг страховых организаций и дает к нему развернутый комментарий. Наряду с другими мероприятиями это позволяет страхователям выбрать страховщика по своему усмотрению.

Министерство финансов наблюдает за развитием страхового рынка в республике, систематически анализирует платежеспособность и финансовую устойчивость страховых компаний, занимается актуарными расчетами в области страхования, постоянно осуществляет надзор непосредственно в страховых организациях, по результатам проверок принимает необходимые меры воздействия. Среди них экономические санкции, решения об аннулировании или приостановлении лицензий, выдача предписаний о финансовом оздоровлении, о замене руководства страховой компании и др. [11, с. 44].

 

Таким образом, страховой рынок — особая социально-экономическая среда, складывающаяся между страхователями, нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их ма­териальных, нематериальных ценностей событий в страхо­вой защите имущественных интересов, и страховщиками, обеспе­чивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов. Страхование и страховой рынок в целом обеспечивают непре­рывность воспроизводственного процесса. Этим обусловливается то, что страхование и страховой рынок являются неотъемлемой частью экономики стра­ны, всей совокупности рыночных экономических отношений.

Основными субъектами и структурными элементами страхо­вого рынка являются страховые организации (компа­нии). Они осуществляют весь цикл работ по созданию, продви­жению на рынок и широкому применению в страховой практи­ке новых видов страховых услуг. Страховые организации фор­мируют страховые фонды, используют их для страховых выплат, обеспечивая страховую защиту имущественных интересов стра­хователей.

Страховой рынок страны функционирует в рамках законо­дательства страны и международных правовых актов. Контроль за деятельностью страховых компаний, за соблюдением ими законов, правил и договоров страхования осуществляет Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь.


 



2019-12-29 428 Обсуждений (0)
Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)