ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти. Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы. Получается, что природа предусмотрела на какой-то случай возможность выживания младенца в другой среде, отдельно от общества. То есть, для младенца проблема одиночества – это исключительно проблема фактического одиночества. Ему практически нет разницы, кто возле него присутствует для того, чтобы выжить. Но если рассмотреть проблему шире, то конечно же, воспитание нормального человека возможно только в обществе людей. Далее, развиваясь, ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Он всё по-прежнему нуждается в присутствии возле него других людей, но проблема одиночества для него приобретает немного иную форму. У ребёнка появляется потребность проявлять себя для окружающих. То есть, ребёнок начинает требовать к себе внимание со стороны окружающих. И это естественно. В первую очередь эта потребность связана с поиском ответа на следующий философский вопрос, который не раз задавал себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?». Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него. Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. Проявление жизни для него заключается в воздействии на окружающие его предметы и людей, а также в обратной реакции. То есть, если его замечают, значит, он существует. Именно с этого момента, когда ребёнок начинает требовать не просто присутствия возле себя других людей, а именно человеческого внимания, общения, с этого момента на него начинает оказывать воздействие проблема психологического одиночества. И теперь от родителей и от педагогов зависит, как ребёнок дальше будет переживать проблему одиночества на протяжении всей своей жизни. То есть, речь идёт о правильном психологическом и социальном воспитании. Чем человек старше, тем меньше он нуждается в физической поддержке окружающего его общества. Взрослый человек в состоянии выжить и отдельно от других (речь идёт о физическом выживании одного индивида). Но с уменьшением влияния проблемы фактического одиночества, влияние проблемы психологического одиночества остаётся, а при неправильном воспитании, влияние этой проблемы растёт. Потребность доказывания собственного существования характерна для людей любого возраста. Действительно, если тебя не воспринимают окружающие – значит, тебя для них не существует, а значит, о твоём существовании никто не знает, то есть, тебя фактически нет. Для того чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и сказать всем: «Вот, смотрите, это я изобрёл, катайтесь и вспоминайте обо мне – я действительно существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и искать причины твоего поведения, а твоё имя обязательно попадёт в историю. Как ни парадоксально, но второй вариант проявления собственного «Я» намного эффективнее. Твоё изобретение может вообще никому не понадобиться, а написанное стихотворение будет не востребовано обществом, а вот плохой поступок всегда оказывает своё определённое влияние на окружающих и его всегда заметят. Но если говорить об основной массе людей, то многие находят иной выход. Они ничего не изобретают и ничего не ломают, они просто существуют, сливаясь с общей массой. Эти люди становятся частью какой-либо группы и живут по её законам. В каждой группе чётко расписаны роли для её участников, и именно через исполнение этих ролей человек проявляет своё существование. То есть, проблема психологического одиночества для него остаётся в стороне. Есть и другой вариант поведения – отказ от общества (или от жизни), уединение. Это случается, когда человек не может найти понимание среди подобных. Его собственное «Я» противоречит общественному пониманию этого «Я» и его психика постепенно начинает разрушаться, чему способствуют постоянные конфликтные ситуации, постоянные проблемы и т.д. Выход один – уединиться (есть ещё один выход – суицид, алкоголь или наркотики, к которому также прибегают подобные люди). Уединяясь, человек начинает общаться с самим собой, с собственным «Я», которое теперь никем не порицается. Речь идёт не о физическом отстранении от людей, а о замыкании в собственном «Я», когда устанавливаются барьеры, наподобие: «Вы говорите, говорите, всё равно вы все плохие, а Я хороший». Хорошо, если это уединение связано хоть с какой-то неагрессивной религией (например, монашество), когда установлены правила и есть страх перед Богом за неправильное поведение. А вот если уединение происходит по собственным законам, или по законам, противоречащим общепринятым нормам, вот тогда уединение может привести к печальным последствиям как для самого уединившегося, так и для окружающих его людей. Но жизнь не вечна и наступает момент, когда человек стареет, и сила начинает покидать его. Пожилой человек вновь начинает испытывать потребность в присутствии возле него других людей, то есть, проблема фактического одиночества вновь становится для него актуальной, так же, как и для младенца. Человек перестаёт работать и уходит на пенсию. Находясь на пенсии, человек получает государственное пенсионное обеспечение, что позволяет ему удовлетворять основные потребности в еде, тепле и т.д. В пожилом возрасте особое влияние на человека оказывает проблема психологического одиночества. Человек перестаёт быть активным. Его не принимают многие группы, так как он не может уже играть ни одну из «ролей». У человека ухудшается память и интеллектуальные способности, следовательно, он не может проявить себя в плане полезности для общества. Таким образом, проблема одиночества сопровождает человека на протяжении всей его жизни и каждый для себя решает эту проблему по-разному. Но необходимо отметить, что одиночество – это не только «зло». Одиночество – это та причина, которая заставляет человека жить и что-то делать. Страх остаться наедине с самим собой толкает человека на какие-то поступки, чтобы его заметили другие. Так стоит ли с ним (с одиночеством) бороться, если эта борьба иногда проявляется отрицательно как для самого человека, так и для общества (речь идёт о психологическом одиночестве)? Ответ на этот вопрос уже давно известен человечеству. Если внимательно читать древние рукописи философского и религиозного содержания, то можно проследить мысль, которая содержит ответ на этот вопрос. Речь идёт о жизненном пути (стремлении) к чему-то светлому через познание самого себя в сопоставлении с чем-то божественным, высоким. Например, в христианстве даётся совет познать единственного Бога и жить в нём (с ним по его заветам). Но что такое «божественные заветы»? Божественные законы (заветы), это ничто иное, как первые попытки человека установить в обществе определённые нормы поведения через страх перед наказанием свыше. Это своего рода Кодекс законов. Так, например, в Ветхом Завете подробно описываются правила жизни в еврейских общинах, вплоть до правил гигиены и правил ведения войны. Очевидно, что в древней мысли о пути к Богу речь идёт о стремлении развития собственного «Я», которое не должно вступать в противоречие с законами общества (заветом Бога). Кроме того, это «Я» должно в конечном итоге приблизиться к Божественному «Я» и слиться с ним, то есть, стать универсальным. Но дело в том, что современные религиозные течения исходят из того, что Бог один, то есть, он одинок. Получается, что путь к совершенству – это путь к одиночеству? Наверное – это так. Человек, развивая собственную личность, поднимаясь по социальной лестнице, в конечном итоге становится всё более одиноким. Конечно, его окружает всё больше людей – но это люди, которые зависят от него, то есть, находятся в подчинении, и их присутствие временное. Более того, некоторые из окружающих враждебно настроены. Так что же, получается, необходимо смириться с одиночеством, как с неизбежным состоянием человека? В какой-то степени это так. В некоторых литературных источниках просматривается интересная мысль о том, что человек по своей природе одинок. С одиночеством (психологическим) нет необходимости бороться, его необходимо принять. Одиночество – это естественное состояние полноценно-развитого человека (точнее будет сказать – личности), а не проблема, как оно в основном понимается. Если проблема физического одиночества – это вопрос жизни и смерти, то проблема психологического одиночества для конкретного человека разрешима через правильное воспитание и развитие.[7] Что такое страх перед одиночеством? Страх перед одиночеством – это страх потери тех благ, которые даёт общество или определённая группа. То есть, конкретный индивид подчиняется определённой группе, которая взамен даёт ему необходимые для существования блага (заработная плата и т.п.). Взамен человек вынужден действовать по законам этой группы, иначе он будет исключён и потеряет получаемые блага. Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем уникальных способностей, благодаря которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы благодаря способностям работника остаются на высоком уровне, а его увольнение приведёт к снижению доходов и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте). Но существующие группы держатся на ограниченном числе лидеров (элита), которые используют других членов группы для удовлетворения личных потребностей. Речь идёт именно об использовании, так как другие участники группы понимают свою ограниченность, и страх быть исключёнными из группы заставляет поступать их в соответствии с требованиями этих лидеров. Всё это ведёт к формированию психозов и к постоянному чувству одиночества собственного «Я». Необходимо развивать личность, которая будет нужна обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без этого человека с его индивидуальными способностями, она не сможет достичь своей главной цели. Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными знаниями и умениями, проявляется иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это одиночество, к которому он шёл всю свою жизнь. Это одиночество очень близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие позиции в обществе и формируют элиту. Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет. Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8] Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9] Таким образом, проблема одиночества – это, прежде всего проблема не правильного психологического и социального воспитания. В настоящее время существующие школьные программы делают «ставку» на более точные и необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей не предназначена для их восприятия. Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один с проблемой одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое и социальное воспитание каждый подросток получает самостоятельно. Но где гарантия, что источником познания для подростка будет общепринятая, а не какая-нибудь экстремистская литература? А гарантии нет никакой, даже наоборот, есть множество примеров развития в современной России различных экстремистки настроенных молодёжных группировок с фашистской или иной ориентацией, а также сект сатанистов и других сект агрессивной направленности. Итак, человек совершенно одинок, и это необходимо понимать. Как только человек начинает осознавать это, он становится одиноким. И чем выше развито сознание и мышление человека, тем глубже осознание одиночества. Поэтому не надо убегать от этого факта. Весь процесс эволюции стремится к одиночеству, то есть, к развитию индивидуальностей, которые должны находиться в постоянном сотрудничестве, а не в подчинении. Только сотрудничество позволит исключить противоречия между истинным «Я» и пониманием этого «Я» окружающими. В заключении отметим, что проблема одиночества действительно является социальной проблемой, которую должно решать всё общество, а не каждый индивид в отдельности. А решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности, в частности, воспитании правильного понимания сущности одиночества. Осознавая проблему, человек не будет искать не правильные пути её решения. [10]
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |