Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ……………….......6
1.1. Природа одиночества...............................................................................................6
1.2. Генезис одиночества..............................................................................................10
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА………....18 2.1 Социальная работа как институт общественных отношений. Основные функции социальной работы…………………………………………………………….....18 2.2 Пути преодоления одиночества………………………………………………….24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................32 ГЛОССАРИЙ  
    ВВЕДЕНИЕ Актуальность: человечество на протяжении всего существования сопровождает множество социальных проблем. Одной из социальных проблем и является проблема одиночества. Каждый из нас, так или иначе, ощущал на себе влияние этой проблемы, но не все задаются целью понять эту проблему. В настоящее время интерес к проблеме одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.  Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.[1] Степень научной разработанности: проблема одиночества стоит в одном ряду с такими человеческими проблемами, как смысл существования и цель бытия. Этой проблемой занимались такие ученые как: А. Камю, Д. Рисмен, К. Роджерс, Г.Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман, В. Франкл.[2] Объект исследования – одиночество как социальное явление. Предмет исследования – методы социальной работы, направленные на коррекцию проблемы одиночества. Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы, направленных на коррекцию проблемы одиночества, дать рекомендации, оптимизирующие социальную работу с клиентами, склонными к одиночеству. Задачи исследования: 1) охарактеризовать понятие «одиночество», как оно представлено в имеющихся библиографических источниках; 2) рассмотреть генезис одиночества, как неотъемлемую часть жизни человека, стремящегося к самосовершенствованию. 3) рассмотреть социальную работу как институт общественных отношений, исследование основных функций социальной работы; 4) систематизировать пути преодоления одиночества. 5) разработать рекомендации для коррекции проблемы одиночества. Гипотеза исследования – решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности. Метод исследования – сбор и анализ информации. Источниками информации послужили различные библиографические носители данных. Положения, выносимые на защиту: - сущность одиночества - причины формирования одиночества - применение функций социальной работы для корректировки проблемы одиночества - решение проблемы одиночества с помощью методов социальной работы     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ 1.1. Природа одиночества Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом. Так что же такое одиночество, и какова его особенность? Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других. Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить: 1. Религиозный аспект; 2. Философский аспект; 3. Социально-психологический аспект; 4. Психоаналитический аспект, и т.д.[3] Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему. Наиболее просто проблема одиночества решается в религии. Здесь предлагается принять Бога, а Бог бессмертен, он всегда с Вами и всегда любит Вас, значит, Вы не можете быть одиноки. Философский аспект затрагивает практически все стороны данного вопроса, но однозначного ответа на поставленный вопрос не даёт. Философия предлагает что-то вроде самовнушения, принятия определённой мировоззренческой позиции, которая по-своему помогает решать проблему одиночества. Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом. Сторонники социально-психологического подхода (Рисмен, Слейтер) возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: 1. Ослабление связей в первичной группе; 2. Увеличение семейной и социальной мобильности; 3. Другие аналогичные факторы.[4] Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе». Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство. Об этиологии одиночества писал Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.[5] Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки. Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы. Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы. К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина: 1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество. 2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования. 3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества. Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество. Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться. Кроме того, очевиден тот факт, что проблема одиночества неразрывно связана с чувством страха, а именно, страхом остаться наедине с самим собой. Но возникает вопрос: «На самом ли деле одиночество является злом? Стоит ли вообще бороться с одиночеством или, быть может, проблема может быть решена другим образом?» Итак, однозначного определения, что такое одиночество, нет. Оно может рассматриваться в двух основных смыслах: фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей; психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.[6]         1.2. Генезис одиночества Попробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества.

Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества   (фактического)  – это вопрос жизни и смерти.

Всем известны случаи, когда новорождённые дети по тем или иным причинам оставались одни в лесу и были воспитаны животными. «Подмена» родителей характерна и для многих животных, когда представители одной группы животных воспитывают детёнышей – представителей другой группы.

Получается, что природа предусмотрела на какой-то случай возможность выживания младенца в другой среде, отдельно от общества. То есть, для младенца проблема одиночества – это исключительно проблема фактического одиночества. Ему практически нет разницы, кто возле него присутствует для того, чтобы выжить. Но если рассмотреть проблему шире, то конечно же, воспитание нормального человека возможно только в обществе людей.

Далее, развиваясь, ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Он всё по-прежнему нуждается в присутствии возле него других людей, но проблема одиночества для него приобретает немного иную форму. У ребёнка появляется потребность проявлять себя для окружающих. То есть, ребёнок начинает требовать к себе внимание со стороны окружающих. И это естественно. В первую очередь эта потребность связана с поиском ответа на следующий философский вопрос, который не раз задавал себе каждый здравомыслящий человек: «А существую ли я на самом деле?». Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, и чем больше человек развивается, чем больше он познаёт, тем труднее ему ответить на него.

Но мышление ребёнка быстро находит ответ на вопрос о действительности его существования. Проявление жизни для него заключается в воздействии на окружающие его предметы и людей, а также в обратной реакции. То есть, если его замечают, значит, он существует.

Именно с этого момента, когда ребёнок начинает требовать не просто присутствия возле себя других людей, а именно человеческого внимания, общения, с этого момента на него начинает оказывать воздействие проблема психологического одиночества. И теперь от родителей и от педагогов зависит, как ребёнок дальше будет переживать проблему одиночества на протяжении всей своей жизни. То есть, речь идёт о правильном психологическом и социальном воспитании.

Чем человек старше, тем меньше он нуждается в физической поддержке окружающего его общества. Взрослый человек в состоянии выжить и отдельно от других (речь идёт о физическом выживании одного индивида). Но с уменьшением влияния проблемы фактического одиночества, влияние проблемы психологического одиночества остаётся, а при неправильном воспитании, влияние этой проблемы растёт.

Потребность доказывания собственного существования характерна для людей любого возраста. Действительно, если тебя не воспринимают окружающие – значит, тебя для них не существует, а значит, о твоём существовании никто не знает, то есть, тебя фактически нет.

Для того чтобы тебя заметили, можно сделать что-то оригинальное, например, изобрести велосипед и сказать всем: «Вот, смотрите, это я изобрёл, катайтесь и вспоминайте обо мне – я действительно существую». Но можно сделать что-то плохое, например, взорвать Эйфелеву башню, и тогда весь мир скажет: «Вот, смотрите – это он сделал, значит, он есть». Кроме этого, найдутся ученые, которые начнут изучать тебя и искать причины твоего поведения, а твоё имя обязательно попадёт в историю.

Как ни парадоксально, но второй вариант проявления собственного «Я» намного эффективнее. Твоё изобретение может вообще никому не понадобиться, а написанное стихотворение будет не востребовано обществом, а вот плохой поступок всегда оказывает своё определённое влияние на окружающих и его всегда заметят.

Но если говорить об основной массе людей, то многие находят иной выход. Они ничего не изобретают и ничего не ломают, они просто существуют, сливаясь с общей массой. Эти люди становятся частью какой-либо группы и живут по её законам. В каждой группе чётко расписаны роли для её участников, и именно через исполнение этих ролей человек проявляет своё существование. То есть, проблема психологического одиночества для него остаётся в стороне.

Есть и другой вариант поведения – отказ от общества (или от жизни), уединение. Это случается, когда человек не может найти понимание среди подобных. Его собственное «Я» противоречит общественному пониманию этого «Я» и его психика постепенно начинает разрушаться, чему способствуют постоянные конфликтные ситуации, постоянные проблемы и т.д. Выход один – уединиться (есть ещё один выход – суицид, алкоголь или наркотики, к которому также прибегают подобные люди). Уединяясь, человек начинает общаться с самим собой, с собственным «Я», которое теперь никем не порицается. Речь идёт не о физическом отстранении от людей, а о замыкании в собственном «Я», когда устанавливаются барьеры, наподобие: «Вы говорите, говорите, всё равно вы все плохие, а Я хороший». Хорошо, если это уединение связано хоть с какой-то неагрессивной религией (например, монашество), когда установлены правила и есть страх перед Богом за неправильное поведение. А вот если уединение происходит по собственным законам, или по законам, противоречащим общепринятым нормам, вот тогда уединение может привести к печальным последствиям как для самого уединившегося, так и для окружающих его людей.

Но жизнь не вечна и наступает момент, когда человек стареет, и сила начинает покидать его. Пожилой человек вновь начинает испытывать потребность в присутствии возле него других людей, то есть, проблема фактического одиночества вновь становится для него актуальной, так же, как и для младенца. Человек перестаёт работать и уходит на пенсию. Находясь на пенсии, человек получает государственное пенсионное обеспечение, что позволяет ему удовлетворять основные потребности в еде, тепле и т.д.

В пожилом возрасте особое влияние на человека оказывает проблема психологического одиночества. Человек перестаёт быть активным. Его не принимают многие группы, так как он не может уже играть ни одну из «ролей». У человека ухудшается память и интеллектуальные способности, следовательно, он не может проявить себя в плане полезности для общества.

Таким образом, проблема одиночества сопровождает человека на протяжении всей его жизни и каждый для себя решает эту проблему по-разному. Но необходимо отметить, что одиночество – это не только «зло». Одиночество – это та причина, которая заставляет человека жить и что-то делать. Страх остаться наедине с самим собой толкает человека на какие-то поступки, чтобы его заметили другие. Так стоит ли с ним (с одиночеством) бороться, если эта борьба иногда проявляется отрицательно как для самого человека, так и для общества (речь идёт о психологическом одиночестве)?

Ответ на этот вопрос уже давно известен человечеству. Если внимательно читать древние рукописи философского и религиозного содержания, то можно проследить мысль, которая содержит ответ на этот вопрос. Речь идёт о жизненном пути (стремлении) к чему-то светлому через познание самого себя в сопоставлении с чем-то божественным, высоким. Например, в христианстве даётся совет познать единственного Бога и жить в нём (с ним по его заветам).

Но что такое «божественные заветы»? Божественные законы (заветы), это ничто иное, как первые попытки человека установить в обществе определённые нормы поведения через страх перед наказанием свыше. Это своего рода Кодекс законов. Так, например, в Ветхом Завете подробно описываются правила жизни в еврейских общинах, вплоть до правил гигиены и правил ведения войны.

Очевидно, что в древней мысли о пути к Богу речь идёт о стремлении развития собственного «Я», которое не должно вступать в противоречие с законами общества (заветом Бога). Кроме того, это «Я» должно в конечном итоге приблизиться к Божественному «Я» и слиться с ним, то есть, стать универсальным. Но дело в том, что современные религиозные течения исходят из того, что Бог один, то есть, он одинок. Получается, что путь к совершенству – это путь к одиночеству?

Наверное – это так. Человек, развивая собственную личность, поднимаясь по социальной лестнице, в конечном итоге становится всё более одиноким. Конечно, его окружает всё больше людей – но это люди, которые зависят от него, то есть, находятся в подчинении, и их присутствие временное. Более того, некоторые из окружающих враждебно настроены.

Так что же, получается, необходимо смириться с одиночеством, как с неизбежным состоянием человека?

В какой-то степени это так. В некоторых литературных источниках просматривается интересная мысль о том, что человек по своей природе одинок. С одиночеством (психологическим) нет необходимости бороться, его необходимо принять. Одиночество – это естественное состояние полноценно-развитого человека (точнее будет сказать – личности), а не проблема, как оно в основном понимается. Если проблема физического одиночества – это вопрос жизни и смерти, то проблема психологического одиночества для конкретного человека разрешима через правильное воспитание и развитие.[7]

Что такое страх перед одиночеством? Страх перед одиночеством – это страх потери тех благ, которые даёт общество или определённая группа. То есть, конкретный индивид подчиняется определённой группе, которая взамен даёт ему необходимые для существования блага (заработная плата и т.п.). Взамен человек вынужден действовать по законам этой группы, иначе он будет исключён и потеряет получаемые блага.

Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем уникальных способностей, благодаря которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы благодаря способностям работника остаются на высоком уровне, а его увольнение приведёт к снижению доходов и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте).

Но существующие группы держатся на ограниченном числе лидеров (элита), которые используют других членов группы для удовлетворения личных потребностей. Речь идёт именно об использовании, так как другие участники группы понимают свою ограниченность, и страх быть исключёнными из группы заставляет поступать их в соответствии с требованиями этих лидеров. Всё это ведёт к формированию психозов и к постоянному чувству одиночества собственного «Я».

Необходимо развивать личность, которая будет нужна обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без этого человека с его индивидуальными способностями, она не сможет достичь своей главной цели.

Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными знаниями и умениями, проявляется иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это одиночество, к которому он шёл всю свою жизнь. Это одиночество очень близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие позиции в обществе и формируют элиту.

Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет.  

Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8]

Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9]

Таким образом, проблема одиночества – это, прежде всего проблема не правильного психологического и социального воспитания. В настоящее время существующие школьные программы делают «ставку» на более точные и необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей не предназначена для их восприятия.

Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один с проблемой одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое и социальное воспитание каждый подросток получает самостоятельно.

Но где гарантия, что источником познания для подростка будет общепринятая, а не какая-нибудь экстремистская литература? А гарантии нет никакой, даже наоборот, есть множество примеров развития в современной России различных экстремистки настроенных молодёжных группировок с фашистской или иной ориентацией, а также сект сатанистов и других  сект агрессивной направленности.

Итак, человек совершенно одинок, и это необходимо понимать. Как только человек начинает осознавать это, он становится одиноким. И чем выше развито сознание и мышление человека, тем глубже осознание одиночества. Поэтому не надо убегать от этого факта. Весь процесс эволюции стремится к одиночеству, то есть, к развитию индивидуальностей, которые должны находиться в постоянном сотрудничестве, а не в подчинении. Только сотрудничество позволит исключить противоречия между истинным «Я» и пониманием этого «Я» окружающими.

В заключении отметим, что проблема одиночества действительно является социальной проблемой, которую должно решать всё общество, а не каждый индивид в отдельности. А решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности, в частности, воспитании правильного понимания сущности одиночества. Осознавая проблему, человек не будет искать не правильные пути её решения. [10]

 

 

ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)