Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



2019-12-29 1147 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этого понятия. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.[11]

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Основными функциями социальной работы являются:

1. Социальная помощь;

2. Социальная коррекция;

3. Социальная терапия;

4. Социальная реабилитация.[12]

Социальная помощь –  это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связана она, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус.

Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств деятельности социального объекта, на формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений с окружающим миром. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса является приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями, и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.

Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.

Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностноориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него.[13]

Социальная терапия тесно связана с социальной коррекцией. Исходя из начального смысла слова «терапия», что означает уход, забота, лечение, следует, что термин «социальная терапия» означает целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

Процесс практического воздействия – это процесс, предполагающий изменение в лучшую сторону, или процесс лечения. Каким же образом можно лечить социальные болезни?

Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия определяются спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.

Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, не его поведение, не его деятельность, на его психику. Это объясняет, какую важную роль в социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. В научной литературе принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения и более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотерапевтических факторов и т.п.

Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Главное в работе психотерапевта – стремление раскрыть перед клиентом его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий, таких как:

- выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;

- нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии. Они должны применяться своевременно, с учетом механизма, психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя, или усиливая друг друга;

- психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;

- даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.[14]

Важной функцией социальной работы является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества. Цель социальной реабилитации – создание жизненного пространства, в котором человек смог бы включиться в социальные отношения, приобрести собственный опыт трудовой деятельности.

Важное место в социальной работе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений.

Наконец, еще одно важнейшее место в социальной работе занимает сам социальный работник (соционом). Это одна из ключевых, фундаментальных фигур социальной работы. Социальный работник –  это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Подводя итоги, следует сказать, что социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. К основным функциям социальной работы относятся: социальная помощь, социальная коррекция, социальная терапия, социальная реабилитация, призванные удовлетворить потребности клиента.

 

 



2019-12-29 1147 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)