Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление рисками образовательного кредитования



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Управление рисками образовательного кредитования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Российская система финансирования высшего образования в настоящее время трансформиру­ется в направлении создания конкурсной проце­дуры распределения и оплаты государственного заказа. В рамках данного подхода количество ис­точников оплаты образования увеличивается - ими являются государство, непосредственно ин­дивид и работодатель.

Число учащихся, частично или полностью опла­чивающих свое обучение, увеличивается. По дан­ным Госкомстата, в 2009 г. доля таких студентов составила более 57%. Источниками средств для индивидуальной оплаты высшего образова­ния выступают доходы домохозяйств, выплаты " договору с предприятиями об оплате обучения - займы знакомых и родственников, различные банковские финансовые инструменты, в том чис­ле образовательный кредит.

Образовательный кредит позволяет суще­ственно снизить текущую финансовую нагрузку на бюджеты домохозяйств в части индивидуаль­ной оплаты получения высшего образования. В данном контексте решается важная проблема «замкнутого круга»: если исходить из того, что образование для индивида является, в частности, инструментом повышения социального статуса и уровня благосостояния и недоступно в силу своей дороговизны, то даже при наличии достаточных способностей и амбиций подняться на жела­емый уровень не удастся до момента накопления необходимой суммы. Уходит драгоценное время для развития человеческого капитала, что в перспективе может негативно сказаться на способности индивида получить необходимое образование при наличии денежных ресурсов.

Образовательный кредит, который широко применяют в банковской практике стран на Запа­де, характеризуется множеством вариантов реа­лизации. Наиболее развита система финансирования высшего образования в США, где существу­ет три основных типа образовательного кредита: студенческий заем, родительский заем и частный заем. Кроме того, существует так называемый объединенный заем, который позволяет объединить все займы в один для упрощения выплаты.

Студенческие займы имеют низкую процентную ставку, не требуют дополнительного обеспечения. В зависимости от индивидуальных харак­теристик заемщика они подразделяются на кредиты Стаффорда и Перкинса (те, в свою очередь, делятся на подвиды). Под индивидуальными особенностями заемщика понимаются его финансовое положение и/или финансовое положение его семьи, факт нахождения заемщика на иждивении и т.д. Во всех случаях возврат кредитных средств обеспечивает федеральное правительство. Кредиторами могут быть банки, кредитные союзы, судосберегательные ассоциации, федеральное правительство, сами учебные заведения (в рам­ах средств, выделенных федеральным правительством).

Родители студентов, находящихся на иждивении, могут взять внешний кредит для обеспечения своих детей материальной помощью. Правительство не всегда обеспечивает покрытие роди­тельского кредита. Кредиторами в данном случае выступают как частные организации, так и федеральное правительство.

Частный заем служит для ликвидации разры­ва между реальной стоимостью обучения и раз­мером займа, ограниченным правительством в рамках программ кредитования. Этот кредит вы­дают частные кредиторы, и он не требует запол­нения федеральных форм. Вид частного займа зависит от уровня обучения, на котором нахо­дится студент.

Объединенный кредит соединяет в себе раз­личные виды студенческих и родительских кре­дитов, полученных от одного кредитора, и ис­пользуется впоследствии для выплат по ним.

Образовательные кредиты, предоставляемые банками, делятся на контролируемые и не кон­тролируемые государством.

Ми­нимальный порог процентных ставок ниже у кре­дитов, регулируемых государством, однако наи­меньшая максимальная процентная ставка у кре­дитов, не находящихся «под присмотром» госу­дарства. Последнее говорит о том, что банки су­мели оптимизировать ставку по кредиту без ис­пользования гарантий возвратности со стороны государства, что указывает на умение минимизи­ровать рисковые надбавки в стоимости образова­тельного кредита. Таким образом, мы можем сде­лать два очень важных вывода:

1) образовательный кредит может быть выго­ден для банков и доступен при этом заемщикам;

2) умение оценивать риски и управлять ими в случае образовательного кредита является одним из важнейших условий минимизации его стоимости.

Переходя к российской практике реализации образовательного кредита коммерческими банками в докризисный период, можно отметить, что предложения исходили только от банков-лидеров либо кредитных организаций, обладающих поддержкой меценатов и государства в части покрытия риска неисполнения договорных обязательств и низкой доходности.

Кредитное предложение изменяется в зависи­мости от следующих параметров;

· форма обучения (дневная и вечерняя; при этом процентные ставки по дневной форме обучения ниже, чем по вечерней);

· вид программы обучения (магистр, специалист, бакалавр);

· наименование учебного заведения;

· гражданство поступающего;

· место регистрации поступающего;

· поручительство (родителей, близких родственников, предприятий и организаций).

Анализ предложения образовательного кредита в рублях показал, что наибольшие процентные ставки (18% и выше) предлагали ОАО «Банк УРАЛСИБ», ОАО «Балтийский банк» и ОАО «УРСА банк», а наименьшие (12% и ниже) - ЗАО «Акционерный коммерческий инновационный банк «Образование», ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России (рис.2).

 

Рис 2. Сроки предоставления образовательных кредитов российских банков

 

Процентные ставки по образовательным кредитам в валюте ($), колеблются в районе 10-16%. При этом наименьшие ставки (10%) у ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Акционерный коммерческий банк «СОЮЗ», а максимальные — у ОАО «Банк УРАЛСИБ» и 000 «ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙ БАНК».

Относительно сроков кредитования можно сказать следующее. Наиболее продолжительный срок кредитования (10-11 лет) предлагают ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России, а наимень­ший (до 5 лет),— ОАО «Акционерный коммерче­ский инновационный банк «Образование», ОАО «Банк УРАЛСИБ» и ОАО «УРСА Банк». Если говорить о сроках кредитования в валюте ($), то картина следующая: максимальный срок креди­тования (10-15 лет) предоставляют ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Акционерный коммерческий банк «СОЮЗ», а минимальный (до 5 лет) — ОАО «Банк УРАЛСИБ».

Необходимо заметить, что АКИБ «Образова­ние», а также ООО «ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙ­СКИЙ БАНК», в отличие от других, не выдают де­нежные средства на образование заемщику, а пе­речисляют их непосредственно в учебное заведение, выбранное заемщиком, что снижает вероят­ность мошенничества.

Подводя итог краткого обзора докризисного периода работы отечественных коммерческих банков с образовательными кредитами, можно сказать, что более низкие процентные ставки образовательных кредитов (по сравнению с альтернативными программами кредитования), наличие льготного периода и длительный срок возврата обуславливают низкую долю данного вида кредита в кредитных портфелях банков.

Тот факт, что предложения исходят только от банков-лидеров либо кредитных организаций, обладающих поддержкой меценатов и государ­ства, наглядно показывает, что, несмотря на все плюсы образовательного кредита (для банка это в первую очередь плюсы, связанные с привлека­тельным, социально ориентированным имиджем организации), эффективный запуск данного кре­дитного продукта без поддержки государства не­возможен. Последнее обстоятельство еще более актуализировалось в связи с кризисными явлени­ями в мировой экономике, что обострило необхо­димость экономии, а значит, замораживания низкодоходных программ кредитования, к которым в настоящий момент можно отнести образователь­ный кредит. Участие средств меценатов и госу­дарства в обеспечении образовательных креди­тов обусловлено тем, что для российских банков вопрос оценки рисков по данному кредиту не яв­ляется первоочередным. В данном случае ситуа­ция неопределенности покрывается повышенной рисковой надбавкой. Таким образом, государ­ство, меценаты берут на себя часть рисков, чтобы оптимизировать стоимость образовательного кредита для конечного потребителя. Кроме того, было бы неверным характеризовать образова­тельный кредит как убыточный продукт. По мере роста уверенности в качестве продукта и благо­надежности клиентов участие указанных финан­совых источников обеспечения должно миними­зироваться. В этой связи критически важным ста­новится умение оценивать риски образователь­ного кредита и управлять ими.

В случае образовательного кредита вопрос оценки рисков и управления ими далеко не триви­ален. Это связано с особенностями образователь­ного кредита: длительным сроком кредитования, наличием льготного периода, низкой процентной ставкой, отсутствием у заемщика (в общем случае) кредитной истории на момент обращения за кре­дитом, спецификой объекта кредитования (инве­стиции в человеческий капитал) и др.

Можно выделить три основных метода оценки кредитоспособности физического лица, учитывающих перечисленные особенности:

1) скоринговая оценка;

2) изучение кредитной истории;

3) оценка на основе финансовых показателей платежеспособности.

Скоринговые системы в кредитовании физи­ческих лиц выступают как средство минимизации кредитного риска. Отличительной чертой скоринговых систем является их ориентированность на показатели, не связанные на первый взгляд с кредитоспособностью заемщика напрямую (на­пример, пол, возраст, семейный статус клиента могут оказывать значительное влияние на конеч­ную оценку). Данное обстоятельство особенно актуально в привязке к образовательному креди­ту, поскольку, с одной стороны, текущее финан­совое состояние заемщика не должно являться главным фактором, влияющим на принятие реше­ния, а с другой — необходимо выявлять группы заемщиков, способных возвратить в перспективе выделенные средства.

В систему скоринга входят только статистиче­ски важные показатели. В западной литературе приводится следующий набор показателей:

· возраст;

· количество детей / иждивенцев;

· профессия;

· профессия супруга(и);

· доход;

· доход супруга(и);

· район проживания;

· стоимость жилья;

· наличие телефона;

· сколько лет проживает по данному адресу;

· сколько лет работает в данной организации;

· сколько лет является клиентом данного банка;

· наличие кредитной карточки / чековой книжки.

 

Представленные показатели используют в банках Великобритании для построения моде­ли, предсказывающей вероятность наступления дефолта по выдаваемому кредиту, понятие де­фолта при этом для различных банков может от­личаться. В других странах набор характери­стик, которые наиболее тесно связаны с вероят­ностью дефолта, будут определять свои нацио­нальные экономические и социально-культурные особенности. Чем более однородна популяция клиентов, для которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта, поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных ви­дов кредита.

В случае образовательного кредита в систему скоринга с целью анализа объекта кредитования необходимо включить специфические характе­ристики кредитного продукта и заемщика:

· наименование вуза;

· тип подразделения (факультет, институт, фи­лиал, представительство);

· наименование подразделения (общепринятой код);

· специальность (общепринятый код);

· специализация/ отрасль;

· форма обучения;

· квалификация;

· стоимость обучения.

 

Дополнительно могут быть включены следую­щие характеристики:

· общероссийский и региональный рейтинг вуза;

· рейтинг специализации и специальности;

· соотношение бюджетных и внебюджетных мест по той или иной специализации / специальности в выбранном Вузе;

· прочие критерии стабильной и эффективной деятельности учебного заведения.

 

Заемщика можно оценивать по следующим критериям:

· результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ);

· факты участия в различных всероссийских олимпиадах, конкурсах;

· прочие документально подтвержденные факты, положительно характеризующие заявителя.

Предложенный набор характеристик заемщика (студента) и образовательной программы может быть использован для построения стати­стической модели оценки кредитоспособности (в форме факторных переменных скоринговой модели). Необходимо отметить, что реализация процесса управления рисками в образователь­ном кредитовании с использованием скоринговых моделей затруднена ввиду короткой исто­рии работы отечественных банков с данным ви­дом кредитного продукта. Необходимы альтер­нативные решения, которые сохранят свою акту­альность до момента накопления необходимого объема статистики.

В качестве альтернативы можно предложить использовать для построения оценочных моде­лей имеющуюся информацию по кредитным про­дуктам с достаточно длительной историей, а также источники, косвенно характеризующие за­емщика сточки зрения вероятности возврата кредита.

Альтернативным источником информации мо­гут являться, например, данные Всемирного бан­ка. В частности, на основании данных проведен­ного в 2003 г. национального обследования бла­госостояния домохозяйств и участия в социаль­ных программах (НОБУС) может быть построе­на модель, детерминирующая вероятность опла­ты за профессиональное образование (табл. 4).

Так, было определено, что вероятность полу­чения профессионального образования на плат­ной основе увеличивается для женщин на 53%. С увеличением возраста на один год вероятность оплаты образования повышается на 4,4%, т.е. в зрелом возрасте получение образовательных услуг на платной основе вероятнее. Состоящие в браке чаще оплачивают образование. Важной пе­ременной является логарифм располагаемых среднедушевых ресурсов домохозяйства, опреде­ляемых как максимум по доходам и расходам. По­вышение значения этой переменной увеличивает шансы оплаты профессионального образования более чем на 220%. Таким образом, с ростом ре­ального благосостояния населения реализуется процесс получения образования на условиях полного возмещения затрат. В логистической модели учтены региональный и поселенческий факторы. Вероятность оплаты образования индивидами из регионов-аутсайдеров слабо освоенной зоны (Республика Калмыкия, Алтай, Тыва, Читинская область, Еврейская АО) меньше на 50% по срав­нению с регионами-лидерами (г.Москва, Тюменская область). Для остальных регионов указанная вероятность меньше приблизительно на 37%.

Нами выявлено, что при получении образова­ния на платной основе важен поселенческий фактор. У выходцев из малых городов (до 20 тыс. жителей) и поселков городского типа шансы учиться на коммерческом месте выше по срав­нению с жителями крупных городов (с населени­ем 1 млн. и более) на 73%. В два раза меньше (36%) такие шансы у жителей городов с населе­нием 20-100 тыс. человек.

Таким образом, мы имеем вероятный «пор­трет» индивида, получающего образование на платной основе: женщина, состоящая в браке, проживающая в малом городе, в домохозяйстве с высоким уровнем располагаемых ресурсов.

Аналогичным образом строится оценочная модель, детерминирующая вероятность наступ­ления дефолта на базе информационного масси­ва кредитных продуктов, по которым существует достаточно длительная история (например, ипо­тека, потребительский кредит и т.д.).

Алгоритм анализа кредитоспособности заем­щика выглядит следующим образом.

1. Выбор наилучшей из построенных оценоч­ных моделей (например, между моделями, по­строенными на базе математического аппарата дискриминантного анализа или многофакторной логистической регрессии).

2. Оценка клиента по критерию «благосклонно / неблагосклонно относящийся к платности образования».

3. Оценка клиента по критерию «плохой / хороший» применительно к его текущей кредитоспособности.

4. Оценка клиента по критерию «плохой / хороший» применительно к его кредитоспособности после окончания учебного заведения.

5. Принятие решения о формировании кредитного предложения, требований к обеспече­нию и поручительству (рис.2).

 

Таким образом, нами сформирована ком­плексная скоринговая модель оценки кредито­способности потенциального потребителя об­разовательного кредита и оценки кредитного риска, основывающаяся на критерии отношения заемщика к возможности обучения на полностью платной основе. Данный подход был предложен как временный, до момента накопления доста­точного объема информации о работе коммерче­ских банков России по направлению образова­тельного кредитования.

После накопления достаточной кредитной истории по указанному направлению банки должны создавать ориентированную на нее оце­ночную модель, в которую следует включить все возможные статистически значимые перемен­ные, с той или иной стороны характеризующие кредитный продукт и заемщика.

Скоринговая модель должна ответить на сле­дующие основные вопросы:

· каково текущее кредитное качество заем­щика;

· каким оно станет после окончания выбран­ного учебного заведения?

Опыт использования коммерче­скими банками скоринговых моделей, интегри­рованных в автоматизированные информацион­ные системы, задействованные в процессе рас­смотрения кредитной заявки, показывает, что на уровень системы переносятся характеристиче­ские переменные, влияние которых на анализи­руемый признак доказано статистически. Таким образом, скоринговые системы позволяют мини­мизировать ошибки при принятии кредитных ре­шений, связанных с человеческим фактором.

Образовательный кредит выгоден как для банков, так и для заемщиков. Участие государства и мецена­тов в обеспечении кредитов позволяет за счет минимизации рисковой составляющей оптими­зировать стоимость продукта. Представляется, что улучшение навыков оценки рисков и управ­ления ими в перспективе позволит минимизиро­вать участие государства в обеспечении надеж­ных групп клиентов в рамках образовательных программ.


Заключение

Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска.

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергается банк в процессе операционной деятельности (риск ликвидности, кредитный риск, риск процентных ставок и т.д.). Среди них центральное место занимает кредитный риск - риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. Прибыльность коммерческого банка находится в непосредственной зависимости от этого вида риска, поскольку на стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывают влияние невозврат или неполный возврат выданных кредитов, что отражается на собственном капитале банка.

Банковским менеджерам необходимо отдавать себе отчет, что полностью устранить кредитный риск невозможно. Более того, проценты по выданным кредитам, по сути, являются платой за риск, который принимает на себя коммерческий банк, выдавая кредит. Чем больше кредитный риск, тем больше, как правило, и процентная ставка, уплачиваемая по данному кредиту.

Особую актуальность принимает образовательный кредит. Он является достаточно молодой банковской услугой, но за несколько лет своего существования ею уже успели воспользоваться тысячи студентов.

Большинство банков выдают образовательный кредит физическим лицам, однако это сопряжено с очень жесткими условиями. Во-первых, это завышенные процентные ставки. Годовые проценты на образовательный кредит составляет около 18%. Срок данного вида кредитования не превышает 10 лет. Часто банки предлагают следующий вариант -возможно кредитование с отсрочкой. Студент может пять лет учиться, потом еще пять отрабатывать свое образование, погашая образовательный кредит из уже собственной зарплаты. Однако нет стопроцентной гарантии ни будущего трудоустройства, ни высокой стабильной заработной платы, тем более, молодому специалисту. Во-вторых, часто банк-кредитор сотрудничает только с определенными ВУЗами и сам вам укажет заведение, на обучение в котором вам выдадут кредит. Исходя из этого, вгонять себя в такие долги рискнет не каждый.

Важно отметить, что образовательный кредит выдается уже после поступления абитуриента и после погашения определенной банком части стоимости обучения. Ведь банки всегда стремятся минимизировать свои риски и получить гарантии возврата образовательного кредита вместе с процентами.

Таким образом, образовательный кредит - это довольна рискованная система кредитования, как для банков, так и для заемщиков. Проценты еще достаточно высоки, государственные программы только на стадии создания и развития. Нет еще достаточно отлаженного механизма субсидирования образовательных кредитов. Тем не менее, государство имеет возможность направить свои усилия в области государственного кредитования, в те сферы экономики и производства, которые наиболее нуждаются в притоке молодых специалистов.

В условиях высоких экономических рисков выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать риски, а также их предвидеть и минимизировать. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.

 


Список литературы

1. Астахов А. В. Системный подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков //Деньги и кредит, 1998

2. Вулфел Ч. Энциклопедия банковского дела и финансов. - М.: 2000.

3. Голубева С.А. «Страхование рисков коммерческого банка». // Москва, 1998 г.

4. Дубинин С.К. Политика Банка России в сфере регулирования рисков банковской системы //Деньги и кредит, 1997

5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции, М., 1997

6. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 1996

7. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник - М.: «Маркет ДС»,2003.

8. Ларионова И. Кредитные риски // Экономика и жизнь. - 1994.

9. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект/ Деньги и кредит, 1997

10. Шмырева А.И. Основы банковской деятельности. Новосибирск, 1995

11. Ларионова И. Кредитные риски // Экономика и жизнь. - 1994.

12. Риски в современном бизнесе. - М.: АЛАНС, 1994.

 

 



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Управление рисками образовательного кредитования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление рисками образовательного кредитования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)