Управление рисками образовательного кредитования
Российская система финансирования высшего образования в настоящее время трансформируется в направлении создания конкурсной процедуры распределения и оплаты государственного заказа. В рамках данного подхода количество источников оплаты образования увеличивается - ими являются государство, непосредственно индивид и работодатель. Число учащихся, частично или полностью оплачивающих свое обучение, увеличивается. По данным Госкомстата, в 2009 г. доля таких студентов составила более 57%. Источниками средств для индивидуальной оплаты высшего образования выступают доходы домохозяйств, выплаты " договору с предприятиями об оплате обучения - займы знакомых и родственников, различные банковские финансовые инструменты, в том числе образовательный кредит. Образовательный кредит позволяет существенно снизить текущую финансовую нагрузку на бюджеты домохозяйств в части индивидуальной оплаты получения высшего образования. В данном контексте решается важная проблема «замкнутого круга»: если исходить из того, что образование для индивида является, в частности, инструментом повышения социального статуса и уровня благосостояния и недоступно в силу своей дороговизны, то даже при наличии достаточных способностей и амбиций подняться на желаемый уровень не удастся до момента накопления необходимой суммы. Уходит драгоценное время для развития человеческого капитала, что в перспективе может негативно сказаться на способности индивида получить необходимое образование при наличии денежных ресурсов. Образовательный кредит, который широко применяют в банковской практике стран на Западе, характеризуется множеством вариантов реализации. Наиболее развита система финансирования высшего образования в США, где существует три основных типа образовательного кредита: студенческий заем, родительский заем и частный заем. Кроме того, существует так называемый объединенный заем, который позволяет объединить все займы в один для упрощения выплаты. Студенческие займы имеют низкую процентную ставку, не требуют дополнительного обеспечения. В зависимости от индивидуальных характеристик заемщика они подразделяются на кредиты Стаффорда и Перкинса (те, в свою очередь, делятся на подвиды). Под индивидуальными особенностями заемщика понимаются его финансовое положение и/или финансовое положение его семьи, факт нахождения заемщика на иждивении и т.д. Во всех случаях возврат кредитных средств обеспечивает федеральное правительство. Кредиторами могут быть банки, кредитные союзы, судосберегательные ассоциации, федеральное правительство, сами учебные заведения (в рамах средств, выделенных федеральным правительством). Родители студентов, находящихся на иждивении, могут взять внешний кредит для обеспечения своих детей материальной помощью. Правительство не всегда обеспечивает покрытие родительского кредита. Кредиторами в данном случае выступают как частные организации, так и федеральное правительство. Частный заем служит для ликвидации разрыва между реальной стоимостью обучения и размером займа, ограниченным правительством в рамках программ кредитования. Этот кредит выдают частные кредиторы, и он не требует заполнения федеральных форм. Вид частного займа зависит от уровня обучения, на котором находится студент. Объединенный кредит соединяет в себе различные виды студенческих и родительских кредитов, полученных от одного кредитора, и используется впоследствии для выплат по ним. Образовательные кредиты, предоставляемые банками, делятся на контролируемые и не контролируемые государством. Минимальный порог процентных ставок ниже у кредитов, регулируемых государством, однако наименьшая максимальная процентная ставка у кредитов, не находящихся «под присмотром» государства. Последнее говорит о том, что банки сумели оптимизировать ставку по кредиту без использования гарантий возвратности со стороны государства, что указывает на умение минимизировать рисковые надбавки в стоимости образовательного кредита. Таким образом, мы можем сделать два очень важных вывода: 1) образовательный кредит может быть выгоден для банков и доступен при этом заемщикам; 2) умение оценивать риски и управлять ими в случае образовательного кредита является одним из важнейших условий минимизации его стоимости. Переходя к российской практике реализации образовательного кредита коммерческими банками в докризисный период, можно отметить, что предложения исходили только от банков-лидеров либо кредитных организаций, обладающих поддержкой меценатов и государства в части покрытия риска неисполнения договорных обязательств и низкой доходности. Кредитное предложение изменяется в зависимости от следующих параметров; · форма обучения (дневная и вечерняя; при этом процентные ставки по дневной форме обучения ниже, чем по вечерней); · вид программы обучения (магистр, специалист, бакалавр); · наименование учебного заведения; · гражданство поступающего; · место регистрации поступающего; · поручительство (родителей, близких родственников, предприятий и организаций). Анализ предложения образовательного кредита в рублях показал, что наибольшие процентные ставки (18% и выше) предлагали ОАО «Банк УРАЛСИБ», ОАО «Балтийский банк» и ОАО «УРСА банк», а наименьшие (12% и ниже) - ЗАО «Акционерный коммерческий инновационный банк «Образование», ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России (рис.2).
Рис 2. Сроки предоставления образовательных кредитов российских банков
Процентные ставки по образовательным кредитам в валюте ($), колеблются в районе 10-16%. При этом наименьшие ставки (10%) у ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Акционерный коммерческий банк «СОЮЗ», а максимальные — у ОАО «Банк УРАЛСИБ» и 000 «ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙ БАНК». Относительно сроков кредитования можно сказать следующее. Наиболее продолжительный срок кредитования (10-11 лет) предлагают ОАО «Россельхозбанк» и Сбербанк России, а наименьший (до 5 лет),— ОАО «Акционерный коммерческий инновационный банк «Образование», ОАО «Банк УРАЛСИБ» и ОАО «УРСА Банк». Если говорить о сроках кредитования в валюте ($), то картина следующая: максимальный срок кредитования (10-15 лет) предоставляют ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Акционерный коммерческий банк «СОЮЗ», а минимальный (до 5 лет) — ОАО «Банк УРАЛСИБ». Необходимо заметить, что АКИБ «Образование», а также ООО «ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙ БАНК», в отличие от других, не выдают денежные средства на образование заемщику, а перечисляют их непосредственно в учебное заведение, выбранное заемщиком, что снижает вероятность мошенничества. Подводя итог краткого обзора докризисного периода работы отечественных коммерческих банков с образовательными кредитами, можно сказать, что более низкие процентные ставки образовательных кредитов (по сравнению с альтернативными программами кредитования), наличие льготного периода и длительный срок возврата обуславливают низкую долю данного вида кредита в кредитных портфелях банков. Тот факт, что предложения исходят только от банков-лидеров либо кредитных организаций, обладающих поддержкой меценатов и государства, наглядно показывает, что, несмотря на все плюсы образовательного кредита (для банка это в первую очередь плюсы, связанные с привлекательным, социально ориентированным имиджем организации), эффективный запуск данного кредитного продукта без поддержки государства невозможен. Последнее обстоятельство еще более актуализировалось в связи с кризисными явлениями в мировой экономике, что обострило необходимость экономии, а значит, замораживания низкодоходных программ кредитования, к которым в настоящий момент можно отнести образовательный кредит. Участие средств меценатов и государства в обеспечении образовательных кредитов обусловлено тем, что для российских банков вопрос оценки рисков по данному кредиту не является первоочередным. В данном случае ситуация неопределенности покрывается повышенной рисковой надбавкой. Таким образом, государство, меценаты берут на себя часть рисков, чтобы оптимизировать стоимость образовательного кредита для конечного потребителя. Кроме того, было бы неверным характеризовать образовательный кредит как убыточный продукт. По мере роста уверенности в качестве продукта и благонадежности клиентов участие указанных финансовых источников обеспечения должно минимизироваться. В этой связи критически важным становится умение оценивать риски образовательного кредита и управлять ими. В случае образовательного кредита вопрос оценки рисков и управления ими далеко не тривиален. Это связано с особенностями образовательного кредита: длительным сроком кредитования, наличием льготного периода, низкой процентной ставкой, отсутствием у заемщика (в общем случае) кредитной истории на момент обращения за кредитом, спецификой объекта кредитования (инвестиции в человеческий капитал) и др. Можно выделить три основных метода оценки кредитоспособности физического лица, учитывающих перечисленные особенности: 1) скоринговая оценка; 2) изучение кредитной истории; 3) оценка на основе финансовых показателей платежеспособности. Скоринговые системы в кредитовании физических лиц выступают как средство минимизации кредитного риска. Отличительной чертой скоринговых систем является их ориентированность на показатели, не связанные на первый взгляд с кредитоспособностью заемщика напрямую (например, пол, возраст, семейный статус клиента могут оказывать значительное влияние на конечную оценку). Данное обстоятельство особенно актуально в привязке к образовательному кредиту, поскольку, с одной стороны, текущее финансовое состояние заемщика не должно являться главным фактором, влияющим на принятие решения, а с другой — необходимо выявлять группы заемщиков, способных возвратить в перспективе выделенные средства. В систему скоринга входят только статистически важные показатели. В западной литературе приводится следующий набор показателей: · возраст; · количество детей / иждивенцев; · профессия; · профессия супруга(и); · доход; · доход супруга(и); · район проживания; · стоимость жилья; · наличие телефона; · сколько лет проживает по данному адресу; · сколько лет работает в данной организации; · сколько лет является клиентом данного банка; · наличие кредитной карточки / чековой книжки.
Представленные показатели используют в банках Великобритании для построения модели, предсказывающей вероятность наступления дефолта по выдаваемому кредиту, понятие дефолта при этом для различных банков может отличаться. В других странах набор характеристик, которые наиболее тесно связаны с вероятностью дефолта, будут определять свои национальные экономические и социально-культурные особенности. Чем более однородна популяция клиентов, для которой разрабатывается модель, тем точнее прогнозирование дефолта, поэтому очевидно, что нельзя автоматически перенести модель из одной страны в другую или из одного банка в другой. Даже внутри одного банка существуют различные модели для различных групп клиентов и различных видов кредита. В случае образовательного кредита в систему скоринга с целью анализа объекта кредитования необходимо включить специфические характеристики кредитного продукта и заемщика: · наименование вуза; · тип подразделения (факультет, институт, филиал, представительство); · наименование подразделения (общепринятой код); · специальность (общепринятый код); · специализация/ отрасль; · форма обучения; · квалификация; · стоимость обучения.
Дополнительно могут быть включены следующие характеристики: · общероссийский и региональный рейтинг вуза; · рейтинг специализации и специальности; · соотношение бюджетных и внебюджетных мест по той или иной специализации / специальности в выбранном Вузе; · прочие критерии стабильной и эффективной деятельности учебного заведения.
Заемщика можно оценивать по следующим критериям: · результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ); · факты участия в различных всероссийских олимпиадах, конкурсах; · прочие документально подтвержденные факты, положительно характеризующие заявителя. Предложенный набор характеристик заемщика (студента) и образовательной программы может быть использован для построения статистической модели оценки кредитоспособности (в форме факторных переменных скоринговой модели). Необходимо отметить, что реализация процесса управления рисками в образовательном кредитовании с использованием скоринговых моделей затруднена ввиду короткой истории работы отечественных банков с данным видом кредитного продукта. Необходимы альтернативные решения, которые сохранят свою актуальность до момента накопления необходимого объема статистики. В качестве альтернативы можно предложить использовать для построения оценочных моделей имеющуюся информацию по кредитным продуктам с достаточно длительной историей, а также источники, косвенно характеризующие заемщика сточки зрения вероятности возврата кредита. Альтернативным источником информации могут являться, например, данные Всемирного банка. В частности, на основании данных проведенного в 2003 г. национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) может быть построена модель, детерминирующая вероятность оплаты за профессиональное образование (табл. 4). Так, было определено, что вероятность получения профессионального образования на платной основе увеличивается для женщин на 53%. С увеличением возраста на один год вероятность оплаты образования повышается на 4,4%, т.е. в зрелом возрасте получение образовательных услуг на платной основе вероятнее. Состоящие в браке чаще оплачивают образование. Важной переменной является логарифм располагаемых среднедушевых ресурсов домохозяйства, определяемых как максимум по доходам и расходам. Повышение значения этой переменной увеличивает шансы оплаты профессионального образования более чем на 220%. Таким образом, с ростом реального благосостояния населения реализуется процесс получения образования на условиях полного возмещения затрат. В логистической модели учтены региональный и поселенческий факторы. Вероятность оплаты образования индивидами из регионов-аутсайдеров слабо освоенной зоны (Республика Калмыкия, Алтай, Тыва, Читинская область, Еврейская АО) меньше на 50% по сравнению с регионами-лидерами (г.Москва, Тюменская область). Для остальных регионов указанная вероятность меньше приблизительно на 37%. Нами выявлено, что при получении образования на платной основе важен поселенческий фактор. У выходцев из малых городов (до 20 тыс. жителей) и поселков городского типа шансы учиться на коммерческом месте выше по сравнению с жителями крупных городов (с населением 1 млн. и более) на 73%. В два раза меньше (36%) такие шансы у жителей городов с населением 20-100 тыс. человек. Таким образом, мы имеем вероятный «портрет» индивида, получающего образование на платной основе: женщина, состоящая в браке, проживающая в малом городе, в домохозяйстве с высоким уровнем располагаемых ресурсов. Аналогичным образом строится оценочная модель, детерминирующая вероятность наступления дефолта на базе информационного массива кредитных продуктов, по которым существует достаточно длительная история (например, ипотека, потребительский кредит и т.д.). Алгоритм анализа кредитоспособности заемщика выглядит следующим образом. 1. Выбор наилучшей из построенных оценочных моделей (например, между моделями, построенными на базе математического аппарата дискриминантного анализа или многофакторной логистической регрессии). 2. Оценка клиента по критерию «благосклонно / неблагосклонно относящийся к платности образования». 3. Оценка клиента по критерию «плохой / хороший» применительно к его текущей кредитоспособности. 4. Оценка клиента по критерию «плохой / хороший» применительно к его кредитоспособности после окончания учебного заведения. 5. Принятие решения о формировании кредитного предложения, требований к обеспечению и поручительству (рис.2).
Таким образом, нами сформирована комплексная скоринговая модель оценки кредитоспособности потенциального потребителя образовательного кредита и оценки кредитного риска, основывающаяся на критерии отношения заемщика к возможности обучения на полностью платной основе. Данный подход был предложен как временный, до момента накопления достаточного объема информации о работе коммерческих банков России по направлению образовательного кредитования. После накопления достаточной кредитной истории по указанному направлению банки должны создавать ориентированную на нее оценочную модель, в которую следует включить все возможные статистически значимые переменные, с той или иной стороны характеризующие кредитный продукт и заемщика. Скоринговая модель должна ответить на следующие основные вопросы: · каково текущее кредитное качество заемщика; · каким оно станет после окончания выбранного учебного заведения? Опыт использования коммерческими банками скоринговых моделей, интегрированных в автоматизированные информационные системы, задействованные в процессе рассмотрения кредитной заявки, показывает, что на уровень системы переносятся характеристические переменные, влияние которых на анализируемый признак доказано статистически. Таким образом, скоринговые системы позволяют минимизировать ошибки при принятии кредитных решений, связанных с человеческим фактором. Образовательный кредит выгоден как для банков, так и для заемщиков. Участие государства и меценатов в обеспечении кредитов позволяет за счет минимизации рисковой составляющей оптимизировать стоимость продукта. Представляется, что улучшение навыков оценки рисков и управления ими в перспективе позволит минимизировать участие государства в обеспечении надежных групп клиентов в рамках образовательных программ. Заключение Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска. Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергается банк в процессе операционной деятельности (риск ликвидности, кредитный риск, риск процентных ставок и т.д.). Среди них центральное место занимает кредитный риск - риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту в соответствии со сроками и условиями кредитного договора. Прибыльность коммерческого банка находится в непосредственной зависимости от этого вида риска, поскольку на стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывают влияние невозврат или неполный возврат выданных кредитов, что отражается на собственном капитале банка. Банковским менеджерам необходимо отдавать себе отчет, что полностью устранить кредитный риск невозможно. Более того, проценты по выданным кредитам, по сути, являются платой за риск, который принимает на себя коммерческий банк, выдавая кредит. Чем больше кредитный риск, тем больше, как правило, и процентная ставка, уплачиваемая по данному кредиту. Особую актуальность принимает образовательный кредит. Он является достаточно молодой банковской услугой, но за несколько лет своего существования ею уже успели воспользоваться тысячи студентов. Большинство банков выдают образовательный кредит физическим лицам, однако это сопряжено с очень жесткими условиями. Во-первых, это завышенные процентные ставки. Годовые проценты на образовательный кредит составляет около 18%. Срок данного вида кредитования не превышает 10 лет. Часто банки предлагают следующий вариант -возможно кредитование с отсрочкой. Студент может пять лет учиться, потом еще пять отрабатывать свое образование, погашая образовательный кредит из уже собственной зарплаты. Однако нет стопроцентной гарантии ни будущего трудоустройства, ни высокой стабильной заработной платы, тем более, молодому специалисту. Во-вторых, часто банк-кредитор сотрудничает только с определенными ВУЗами и сам вам укажет заведение, на обучение в котором вам выдадут кредит. Исходя из этого, вгонять себя в такие долги рискнет не каждый. Важно отметить, что образовательный кредит выдается уже после поступления абитуриента и после погашения определенной банком части стоимости обучения. Ведь банки всегда стремятся минимизировать свои риски и получить гарантии возврата образовательного кредита вместе с процентами. Таким образом, образовательный кредит - это довольна рискованная система кредитования, как для банков, так и для заемщиков. Проценты еще достаточно высоки, государственные программы только на стадии создания и развития. Нет еще достаточно отлаженного механизма субсидирования образовательных кредитов. Тем не менее, государство имеет возможность направить свои усилия в области государственного кредитования, в те сферы экономики и производства, которые наиболее нуждаются в притоке молодых специалистов. В условиях высоких экономических рисков выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать риски, а также их предвидеть и минимизировать. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.
Список литературы 1. Астахов А. В. Системный подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков //Деньги и кредит, 1998 2. Вулфел Ч. Энциклопедия банковского дела и финансов. - М.: 2000. 3. Голубева С.А. «Страхование рисков коммерческого банка». // Москва, 1998 г. 4. Дубинин С.К. Политика Банка России в сфере регулирования рисков банковской системы //Деньги и кредит, 1997 5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции, М., 1997 6. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. Банковское дело, М.: Финансы и статистика, 1996 7. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник - М.: «Маркет ДС»,2003. 8. Ларионова И. Кредитные риски // Экономика и жизнь. - 1994. 9. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект/ Деньги и кредит, 1997 10. Шмырева А.И. Основы банковской деятельности. Новосибирск, 1995 11. Ларионова И. Кредитные риски // Экономика и жизнь. - 1994. 12. Риски в современном бизнесе. - М.: АЛАНС, 1994.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |