Повременная оплата труда.
Повременная оплата труда — форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. Повременная система оплаты трудавключает в себя простую повременную и повременно-премиальную системы заработной платы. 1) При простой повременной системезаработная плата начисляется по установленной тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время. В условиях административно - командной системы тарифная ставка устанавливалась по разряду рабочего. На некоторых предприятиях этот порядок сохранен. В то же время на предприятиях, тарифицирующих работы с отступлением от ЕТКС, тарифные ставки оплаты труда рабочего могут устанавливаться по разряду работы. По способу начисления заработной платы простая повременная система подразделяется на три вида: 1. почасовая; 2. поденная; 3. помесячная. Расчет заработной платы при данной системе оплаты труда осуществляется по часовым, дневным тарифным ставкам и месячным окладам. Простая повременная система оплаты труда стимулирует работника повышать квалификацию и отрабатывать в полной мере предусмотренные графиком рабочие часы. Однако она имеет ограниченное применение, поскольку слабо заинтересовывает работника в индивидуальных результатах труда. 2) Повременно - премиальная система оплаты труда. Традиционно широкое применение имеет на предприятиях, как зарубежных стран, так и России, повременная оплата труда, дополненная премиальными выплатами за выполнение плана по объему и качеству продукции, бережное отношение к оборудованию и инструменту, экономное расходование сырья и материалов и т.п. Эффективность повременно-премиальной системы обеспечивается не только премиальными выплатами, но и установлением рабочим-повременщикам нормированных заданий. Для установления нормированных заданий на предприятии должны быть разработаны технически обоснованные нормы труда. Повременно-премиальная система оплаты труда применяется для оплаты труда руководителей, специалистов, других служащих, а также значительного числа рабочих.
Типы рынков труда Различают несколько типов рынков труда, тесно между собой взаимосвязанных: открытый рынок, внешний по отношению к предприятию; внутрифирменный рынок труда; скрытый рынок. Открытый рынок, внешний по отношению к предприятию (фирме), охватывает сферу обращения рабочей силы: всех тех, кто предъявляет спрос на наемный труд и трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, а также вакантные, ученические и временные рабочие места (сезонная работа, нерегулярная занятость) в государственном и негосударственном секторах экономики. Официальная часть открытого рынка представлена рабочей силой и вакансиями, зарегистрированными в Федеральной службе занятости (ФСЗ), а также ученическими местами в системе профобразования. Неофициальная часть открытого рынка труда аккумулирует ту его часть, которая не опосредована услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования, а потому остается фактически не изученной. Внутрифирменный рынок труда охватывает систему отношений между работодателями и нанятыми на работу гражданами по поводу расстановки работников на производстве, организации и охраны труда, продолжительности рабочего времени и оплаты, профессионального продвижения и переквалификации, стимулирования за дополнительные итоги и качество работы, регулирования отношений при высвобождении и др. Это – атрибут развитой рыночной экономики и цивилизованных рыночных отношений. В России внутрифирменный рынок труда еще слабо развит и изучен. Под скрытым рынком труда подразумевается часть внутрифирменного рынка труда, представленная работниками, сохраняющими статус занятых на предприятиях, фактически бездействующих по тем или иным причинам (конверсии, спада и перестройки производства и др.). Основные элементы рынка – спрос и предложение и их соотношение, определяющие его конъюнктуру, влияющие на стоимость и цену рабочей силы, конкуренцию. Спрос на рабочую силу является главным индикатором состояния рынка труда и возможностей трудоустройства. Это – многомерная категория, формирующая основополагающие стороны социально-экономической жизни общества. Спрос на рабочую силу – важнейшая составляющая экономических отношений, основанных на рыночных принципах. Он характеризует объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, обеспеченной реальными рабочими местами и фондом оплаты труда. Он характеризуется числом и структурой занятых экономической деятельностью, а также вакансий. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу труда, производительного потребления рабочей силы, включая как укомплектованные работниками, так и свободные, временно незанятые (вакантные) рабочие места. Его количественная характеристика определяется совокупностью политических, социальных и экономических факторов. В свою очередь, спрос на рабочую силу влияет на воспроизводственные связи всей экономической системы, формируя свойственную ей организацию занятости и рынка труда. Направлениями изучения спроса и анализа существующей статистической информации могут быть: - спрос на рабочую силу и обеспеченность его рабочими местами (предложением), на основе которого выявляется объем удовлетворенного спроса; - потребность в рабочей силе, отражающая объективную материально-техническую обусловленность требований к количеству и качеству работников и не всегда совпадающая со спросом как внешней формой движения потребности в рабочей силе, фазой экономического цикла и др.; - сопоставление спроса на труд с потребностью в работниках в отраслевом, региональном и секторальном разрезах дает возможность определить масштабы излишней рабочей силы, изменяющейся в отраслях, на предприятиях, в организациях, так называемых ее излишков и скрытой безработицы; - характеристика спроса на рабочую силу на открытом и внутрифирменном рынках труда, позволяющая выявлять зависимость их друг от друга, осуществлять количественные и качественные сопоставления. Выявление размеров скрытых резервов пополнения рынка труда имеет существенное значение для определения стратегии и тактики структурной перестройки, инвестиционной политики, стимулирования создания рабочих мест, путей и методов перераспределения рабочей силы в перспективные отрасли и сферы и т. д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |