Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ конъюнктуры рынка строительных материалов



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Анализ конъюнктуры рынка строительных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Белгородской области на рынке нерудных строительных материалов произошло увеличение цен, как на песок, так и щебень добываемых хозяйствующими субъектами. Однако резкого увеличения цен не произошло.

В качестве источников исходной информации для определения параметров исследуемого товарного рынка использовались:

Ø сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, функционирующих на анализируемом товарном рынке;

Ø сведения, полученные от органов исполнительной власти Белгородской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов, входят:

·   предприятия, осуществляющие добычу и производство нерудных строительных материалов;

·   предприятия, осуществляющие разработку железорудных месторождений и попутной добычи на них скальных пород, а также добычу песка;

·   предприятия, дорожно-строительную деятельность с применением нерудных строительных материалов;

·   предприятия, осуществляющие поставку нерудных строительных материалов из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.

Анализ состава производителей рассматриваемых товаров показал, что добычу и производство песка, щебня осуществляют предприятия, в том числе горнодобывающие, имеющие лицензию на добычу нерудных строительных материалов.

 

Песок

Производство песка на территории Белгородской области осуществляют 4 хозяйствующих субъекта:

-  ОАО «Лебединский ГОК» (309510, Белгородская область, г. Губкин – 11);

-  ОАО «Стойленский ГОК» (309530, Белгородская область, г. Старый Оскол);

-   ОАО «Нижнеольшанское» (308543, Белгородская область, Белгородский район, с. Нижний Ольшанец);

-  Белгородское ОГУП «Облдорснаб» (308800, г. Белгород, ул. Преображенская, 19).

Наибольшую долю на товарном рынке песка (40,95% в 2007г. и 29,29% в 2008г.) занимает ОАО «Лебединский ГОК», остальные предприятия имеют практически равные доли. Хотя на данном товарном рынке и присутствует небольшое количество хозяйствующих субъектов, разброс долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке, невелик, что говорит о равнозначности присутствия продавцов на рынке, особенно четко это прослеживается в 2008 г., в котором каждый из хозяйствующих субъектов занимает доли не превышающие 30% [48].

Показатели рыночной концентрации на товарном рынке песка составили:

2008г. СR3 – 78,37%; НН1 – 2539;

2007г. СR3 – 89,3%; НН1 – 2972.

Данные показатели говорят о высокой концентрации товарного рынка песка. Причем в 2008 году наблюдается положительная тенденция в сторону его снижения более чем на 11% .

 

Щебень

Производство щебня осуществляется на базе переработки вскрышных пород Лебединского и Стойленского месторождений следующими предприятиями:

-  ОАО «Дорстройматериалы» (309521, Белгородская область, Губкинский район, пос. Заповедный);

-  ООО «ЛебГОК-ДСФ» (309191, Белгородская область, г. Губкин-11, Промплощадка Лебединского ГОКа);

-  ОАО «Стойленский ГОК» (309530, Белгородская область, г. Старый Оскол).

Так как два хозяйствующих субъекта: ОАО «Дорстройматериалы» и ООО «ЛебГОК-ДСФ» принадлежат к одной группе лиц, поэтому на анализируемом товарном рынке рассматривается как один хозяйствующий субъект (на основании представленных данных, единоличным исполнительным органом является ООО «Дорстройщебень», помплощадка, г. Губкин 11, Белгородская обл., 309191, на основании решения ФАС России по результатам рассмотрения ходатайства от 26.12.2008 № ЦА/35504).

Покупателями песка и щебня являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.

На товарном рынке щебня значительную долю занимает группа лиц, в составе: ОАО «Дорстройматериалы» и ООО «ЛебГОК-ДСФ», их доля составила в 2008 году –83,27%, в 2007 году – 91,95%. Что говорит о некотором уменьшении их роли на рынке нерудных строительных материалов Белгородской области [48].

Показатели рыночной концентрации на товарном рынке щебня составили:

 2008г. СR3 – 100,0%; НН1 - 4469

 2007г. СR3 – 100,0%; НН1 - 5252;

Данные показатели говорят о высокой концентрации товарного рынка щебня.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих товарные рынки щебня и песка, позволяют сделать вывод, что рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих большие рыночные доли.

Отметим, что рентабельность продаж в целом в 2008 году снизилась в сравнении с 2007 годом, что так же говорит об уменьшении закладываемой, а значит и получаемой доли прибыли в цене на нерудные строительные материалы.

Уровень концентрации на товарном рынке щебня значительно выше, чем на рынке песка. Хотя на товарном рынке песка присутствует небольшое количество хозяйствующих субъектов, но разброс долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке не значителен, что говорит о равнозначности присутствия продавцов на рынке.

Таким образом, в ходе проведения данного исследования не было выявлено нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в части установления монопольно высоких цен.

На товарном рынке щебня доминирующее положение занимает группа лиц, в составе: ОАО «Дорстройматериалы» и ООО «ЛебГОК-ДСФ».

В целях осуществления контроля за рыночным поведением вышеназванных хозяйствующих субъектов на товарном рынке щебня, приказом Белгородского УФАС России от 27.03.2009 № 96 группа лиц, в составе: ОАО «Дорстройматериалы» и ООО «ЛебГОК-ДСФ», включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов по товарной группе «щебень», в географических границах Белгородской области с долей свыше 50%.

 

Силикатный кирпич

Анализ на региональном товарном рынке кирпича силикатного проведен в соответствии с:

1. «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС РФ от 25.04.2006 №108, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.07.2006 №8121 (далее – Порядок);

2. Приказом ФАС России от 10.01.2008 №1 «О плане работ ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год» (далее – Приказ);

3. Методических указаний по выполнению анализа состояния конкурентной среды на рынке кирпича силикатного (письмо ФАС России от 16.08.2006 №ИА/13436).

В качестве источников исходной информации для определения параметров данного товарного рынка были использованы:

·   сведения, полученные непосредственно от хозяйствующих субъектов за 2007 год;

·   данные государственной статистической отчетности за 2009 год.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы изучаемого рынка представляют собой определенный товар и его заменители, формирование товарной группы, рынок которой расценивается как один товарный рынок.

В качестве изучаемого товара принят силикатный кирпич.

Для установления принадлежности силикатного кирпича к классификационной группе, использовался общероссийский классификатор продукции (ОК 005-93).

В Российской Федерации производится:

- одинарный кирпич стандартного размера 250Ч120Ч65 мм;

- полуторный кирпич стандартного размера 250Ч120Ч88 мм.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке и

уровень концентрации рынка силикатного кирпича

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

-    численность продавцов, действующих на анализируемом товарном рынке;

-    объем товарных ресурсов рынка;

-    доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке.

Следует отметить, что Белгородстат сведениями о полном объеме производства и реализации силикатного кирпича не располагает.

По сведениям Белгородстата, объем производства кирпича силикатного по крупным и средним предприятиям в 2009 году составил - 182,2 мл.усл. кирпичей [10].

Вывоз (продажа) – всего, составила – 739,9 млн.усл. кирпича, в т.ч.:

-   на собственной территории – 383,6 мл.усл. кирпичей;

-   за пределы Белгородской области – 356,3 мл.усл. кирпичей.

Самым крупным производителем силикатного кирпича в Белгородской области является ОАО «Стройматериалы».

Таким образом, основным производителем и поставщиком силикатного кирпича в Белгородскую область является ОАО «Стройматериалы», его доля реализации составляет 56,4%.

Объем товарных ресурсов рынка определяется как общий объем поставки силикатного кирпича в географических границах товарного рынка всеми поставщиками, функционирующими на анализируемом товарном рынке.

Коэффициент концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Хиршмана на рынке силикатного кирпича в 2009 году на территории Белгородской области составили:

·   CR-3 - 58,6%;

·   HHI – 1659,8.

Таким образом, коэффициент концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Хиршмана находятся в пределах:

45% CR-3 70%

1000 HHI 2000

Исходя из рассчитанных количественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, можно сделать вывод об умеренном уровне концентрации на региональном товарном рынке силикатного кирпича.

Барьеры входа на товарный рынок (качественные показатели структуры товарного рынка)

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются наличие барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости, открытость рынка для межрегиональной торговли.

Потенциальными конкурентами являются предприятия, расположенные на территории других регионов, которые при определенных условиях могут выйти на региональный товарный рынок силикатного кирпича Белгородской области.

Барьерами входа на анализируемый товарный рынок, являются:

-    высокий рост цен на энергоносители,;

-    нестабильность налоговой политики;

-    сезонность работ.

Целесообразно обеспечить снижение налогового давления на предприятия в осеннее-зимний период спада производства, путем исключения из налогооблагаемой базы незагруженных и выводимых в активный резерв производственных мощностей.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На территории Белгородской области в 2009 году осуществляли деятельность по производству и реализации кирпича силикатного 11 хозяйствующих субъектов.

Основным производителем и поставщиком керамического кирпича в Белгородскую область является ОАО «Стройматериалы», его объем производства составляет 15498,7 тыс.усл. кирпичей.

Формирование цен на керамический кирпич осуществляется в соответствии с установленным порядком ценообразования и действующими отраслевыми инструкциями.

В себестоимость продукции включены:

-   материальные затраты;

-   заработная плата;

-   ЕСН;

-   амортизация;

-   затраты на ремонт;

-   транспортные расходы;

-   прочие расходы.

Аналитический отчет

Анализ рынка силикатного кирпича проведен в соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы, с целью оценки влияния процессов, происходящих в настоящее время на данном рынке, на состояние конкурентной среды.

Источниками исходной информации для определения параметров данного товарного рынка были использованы сведения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке силикатного кирпича за 2009 год, а также данные государственной статистической отчетности за 2009 год.

 




2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Анализ конъюнктуры рынка строительных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ конъюнктуры рынка строительных материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)