Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация судостроительной программы России.



2020-02-03 304 Обсуждений (0)
Реализация судостроительной программы России. 0.00 из 5.00 0 оценок




(по [2],[3],[11])

 После принятия программы 1898 года для флота строились два подкласса эскадренных броненосцев. Первый был представлен кораблями типа «Пересвет», спроектированными на Балтийском заводе, исходя из требований обеспечить увеличенную дальность плавания (для маневра Балтика - Тихий океан), высокую скорость (18 уз) при хороших мореходных качествах и ограничении калибра главной артиллерии (10"). В качестве прототипа для определения элементов совещание 1895г. выбрало английский броненосец «Ринаун» (10500 т), но проект носил оригинальный характер, отличался продуманностью деталей и удобным общим расположением. Мореходные качества обеспечивались высоким бортом и удлинённым полубаком, которые позволяли применять башенные орудия в штормовую погоду. «Пересвет», построенный на Балтийском заводе и «Ослябя» Нового адмиралтейства, подобно океанским крейсерам, в подводной части были обшиты деревом (тик), покрытым тонкими медными листами. В отличие от ранее построенных броненосцев, на них устанавливались водотрубные котлы системы Бельвиля и броня, закалённая по способу Гарвея. Важным новшеством в системе бронирования стали скосы 70мм главной броневой палубы в направлении к нижней кромке бортового броневого пояса.

 По проекту «Пересвета» Балтийский завод в 1898-1902 гг. построил третий броненосец - «Победа», но уже без деревянной обшивки и с бронёй, закалённой по способу Круппа. При всех достоинствах броненосцев типа «Пересвет», по мощности вооружения и бронирования они уступали сильнейшим английским и японским броненосцам. Многие адмиралы считали их непозволительной роскошью для российского флота.

 За основу техзадания для больших броненосцев было решено взять тип «Полтава» с главным вооружением из четырёх 12" и 12 6" орудий. Скорость полного хода должна была достичь 18 уз, дальность плавания экономическим ходом - 5000 миль, водоизмещение - 12000 т.

 11 апреля 1898 без конкурса был заключён контракт на постройку броненосца и крейсера I-го ранга(будущие «Ретвизан» и «Варяг») с известной американской судостроительной компанией «Вильям Крамп и Ко»(Филадельфия). МТК был подкуплен обещаниями Крампа построить корабли быстро и недорого. «Ретвизан» отличался от прототипа крупповской бронёй,двумя гребными винтами и отсутствием полубака. Из-за опасений,что не будет достигнута контрактная скорость, Крамп добился разрешения установить на оба корабля водотрубные котлы Никлосса, уже тогда имевшие репутацию очень ненадёжных.

 В июле 1898 года был заключён контракт с французской верфью «Форж э Шантье»(Тулон) о постройке броненосца и броненосного крейсера(будущие «Цесаревич» и «Баян»). Именно «Цесаревич» стал прототипом для постройки серии из пяти единиц: в 1900 в «Новом Адмиралтействе» был заложен головной корабль- «Бородино»,на Галерном острове- «Орёл»,на Балтийском заводе- «Император Александр III»,в 1901 там же был заложен «Князь Суворов», в 1902- «Слава».

 Строившийся вместе с «Цесаревичем» «Баян» также оказался для своего времени удачным -по скорости и защите он не уступал японским броненосным крейсерам. Однако он был всего один,от предложения «Форж э Шантье» построить по сниженной цене второй корабль этого типа, однако Морское министерство отказалось,предпочтя построить ещё один 6000-тонный крейсер. Во время войны,в марте 1905 года будут заказаны ещё три единицы( «Баян II», «Адмирал Макаров», «Паллада II»),но время уже будет упущено.

 По личному указанию Николая II находившийся в 1898 году в постройке второй крейсер типа «Россия»- «Громобой» был достроен по изменённому проекту-большая часть 6'' и 8'' орудий теперь находилась в броневых казематах. Однако чрезмерное количество(24) трёхдюймовок было сохранено,как и неудачное расположение главного калибра.

 В 1896-1897 году были заложены три «истребителя торговли»- «Диана», «Аврора» и «Паллада». При большом водоизмещении(6630 тонн по проекту) они имели слабое вооружение(8-6'' и 24-3'' орудий без какой-либо защиты), низкую скорость хода(19-20 узлов) и при этом не очень большую дальность плавания(4000 миль).

 Прямым развитием этого неудачного проекта стал и первый 6000-тонный крейсер программы 1898 года- «Варяг». Как уже говорилось выше,он был заказан без конкурса и имел неудачную силовую установку. Помимо этого было неудачное расположение орудий(на борт могла только половина: 6 6'' и 6 3'') и отсутствие их защиты(как на прототипе), проектная скорость хода в 23 узла выдавалась только на испытаниях [22].

 Победителями конкурса Морского ведомства стали проекты заводов «Крупп-Германия» (Киль) и «Вулкан»(Штеттин). Первый завод в 1898-1901 гг. построил крейсер «Аскольд», второй в 1899-1902 гг. - «Богатырь». Эти корабли превосходили «Варяг» по надёжности механизмов и броневой защите. На «Аскольде» орудия прикрывались броневыми щитами, на «Богатыре» момимо них 4-6'' находились в орудийных башнях,а ещё 4-в казематах.

 По чертежам «Богатыря» началось строительство ещё трёх крейсеров-одного для Тихого Океана и двух для Чёрного моря. Корпус первого корабля(«Витязя») сгорел 31 мая 1901 во время пожара на Галерном острове,после этого на «Новом адмиралтействе» был заложен «Олег»,для которого использовались оставшиеся механизмы и вооружение, он был с трудом достроен к осени 1904. Черноморские крейсера вступили в строй после войны.

 В1899 г. Морское ведомство необоснованно отказалось от реализации проекта башенного броненосного крейсера с 8" орудиями, составленного Д.В. Скворцовым по заданиям великого князя Александра Михайловича. К броненосным крейсерам вернулись только в 1903 г. при разработке 20-летней программы. Совещанием адмиралов определялись следующие их основные элементы: скорость - 21 уз, дальность плавания экономическим ходом - 6000 миль, главное вооружение - восемь 8" орудий в башнях, двенадцать 6" орудий в бортовых установках, шесть торпедных аппаратов при 152мм защите корпуса и башен.

 Соответствующего проекта крейсера к этому времени не имелось, но, между тем, новое задание показалось адмиралам Ф.К. Авелану и З.П. Рожественскому важным аргументом для отказа от приобретения за границей крейсеров и броненосцев, строившихся для Аргентины и Чили. Конечно, эти корабли не могли отвечать требованиям к перспективным кораблям российского флота. Но они были почти готовы, а недостаток в броненосных крейсерах как раз и был слабым местом состава эскадры Тихого океана. В декабре 1903 г. аргентинские крейсера успела перехватить Япония, и они под названием «Ниссин» и «Касуга» приняли активное участие в войне против России. А между тем, уже в 1904 г. Морское ведомство тщетно пыталось приобрести готовые броненосные крейсера в Аргентине и Чили, но к этому времени сделка оказалась невозможной из-за отказа правительств этих стран продавать корабли воюющему государству.

 В развитии крейсеров 2-го ранга администрация П.П. Тыртова добилась крупного успеха. Программа МТК для проектирования крейсеров водоизмещением в 3000 т предусматривала небывалую 25-узловую скорость и вооружение из 120мм орудий. Наилучшую реализацию этих заданий обеспечивала германская фирма «Шихау» в Эльбинге, построившая в 1899-1901 гг. крейсер 2-го ранга «Новик». По его несколько измененному проекту Невский завод в 1902-1904 гг. построил «Жемчуг» и «Изумруд».

Своеобразной данью родственному датскому королевскому дому явилось решение генерал-адмирала заказать крейсер 2-го ранга заводу «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Построенный там крейсер «Боярин» (1899-1902 гг.) заведомо не удовлетворял заданиям МТК, так как проектировался на 22-узловую скорость хода.                                                           

Важным достижением российских моряков и кораблестроителей явилось создание в 1898-1901 гг. на Балтийском заводе своего рода минных крейсеров - по официальной терминологии - минных транспортов («заграждателей») - «Амур» и «Енисей». Проектом этих кораблей, основанном на минном устройстве системы лейтенанта В. А. Степанова, предусматривались 17,5-узловая скорость хода и вооружение из 400 мин заграждения и 75мм орудий. Назначение транспортов типа «Амур» заключалось «в способности с удобством и быстро заградить минами данную местность». Равная броненосцам скорость позволяла использовать «заграждатели» в составе эскадры для активных минных постановок у берегов противника. Однако при создании минного транспорта для Балтики («Волга», 1903-1905 гг.) ограничились 13-узловой скоростью, что означало возврат к прежнему типу «Буг». Очередные два корабля типа «Амур» начали строить только во время русско-японской войны.

 В 1900 году планировалось заложить четвёртый броненосец береговой обороны(«Адмирал Бутаков», 6 8'' орудий в четырёх башнях),была начата подготовительная работа на верфи «Новое Адмиралтейство»,но из-за недостатка средств от него отказались.

 Сокращение не миновало и канонерские лодки - для действий в условиях рек и на прибрежных мелководьях построили всего одну лодку «Гиляк» водоизмещением 1251 т. В 1903 г. подобную, но более мореходную лодку «Хивинец» решили построить для представительства России в водах Персидского залива. «Хивинец», также как и «Гиляк», строился в «Новом адмиралтействе» и практически не имел броневой защиты, неся скорострельные патронные орудия.

 Большое значение для формирование полноценных эскадр, сбалансированных по классам кораблей, имел выбор типов минных судов. В этом важном вопросе Морское министерство, отказавшись от дальнейшей постройки минных крейсеров типа «Абрек», основное внимание уделило развитию быстроходных миноносцев (истребителей), но полностью положилось на иностранный опыт. В 1898 г. для серийной постройки на трёх петербургских заводах избрали тип «Сокол» с несколько уменьшенной скоростью. Двенадцать из этих кораблей перевезли в разобранном виде по транссибирской железной дороге и собрали в Порт-Артуре в 1902-1904 гг. Таким образом удалось сберечь механизмы от износа в длительном походе. Однако «соколы» морально устарели ещё при закладке - по размерам и вооружению они уступали новому поколению английских истребителей.

 В 1898-1899 было заказано несколько типов эскадренных миноносцев,имевших скорость хода 27 узлов и сильное вооружение (два 75мм и пять 47мм орудий, три торпедных аппарата) по проекту. Однако все 26 построенных единиц имели только одно 75мм орудие и потому были заметно слабее английских и японских аналогов.

 Уже во время войны были заложены 3 увеличенных корабля типа «Грозный»,два из которых(«Грозный» и «Громкий») войдут в состав II Тихоокеанской эскадры.

 Одновременно с эскадренными миноносцами в 1899-1903 гг. были построены малые быстроходные миноносцы прибрежного действия - типа «Уссури» и 10 типа «Циклон» (водоизмещением 152т). Их боевое значение было ограниченным, а корпуса - слишком слабыми для морских переходов в свежую погоду.

 В1901-1903 гг. по проекту И.Г. Бубнова, И.С. Горюнова и М.Н. Беклемишева на Балтийском заводе построили первую отечественную подводную лодку, которая в июне 1904 г. получили название «Дельфин». Несмотря на слишком большое время перехода из надводного в подводное положение (12 минут) и ряд конструктивных недостатков, «Дельфин» оказался на уровне мировых достижений подводного кораблестроения, а по некоторым элементам (глубина погружения, мощность бензо-мотора и электродвигателя) превосходил современные подводные лодки Голланда.

В 1903г. И.Г. Бубнов и М.Н. Беклемишев на основе опыта создания «Дельфин» спроектировали новую лодку с увеличенным запасом плавучести и усиленным вооружением . 2 января 1904 г. по этому проекту Балтийскому заводу заказали одну лодку, позднее названную «Касатка». Во время русско-японской войны завод получил заказ ещё на пять однотипных подводных лодок, из которых одна строилась на добровольные пожертвования. Одновременно шесть лодок начали строить на Невском заводе по проекту Голланда, у которого в готовом виде приобрели «Фультон» («Сом»). У американского предпринимателя Лэка Морское ведомство купило лодку «Протектор» («Осётр»), по его типу фирма обязалась построить ещё пять кораблей со сборкой в Либаве. Наконец, три лодки (типа «Карп») заказали в Германии компании «Крупп», подарившее по этому случаю России маленькую опытную лодку «Форель».

 Особого внимания заслуживает опыт создания крупных вспомогательных судов специальной постройки. Так, в 1900 г. были заказаны учебное судно «Океан» для подготовки котельных и машинных команд и транспорт «Камчатка» (7200 т) для перевозки войск и угля. В 1904 г. «Камчатку» оборудовали плавучей мастерской для 2-й эскадры флота Тихого океана, в качестве которой она принесла большую пользу на переходе.

 Во время русско-японской войны были приобретены несколько быстроходных грузопассажирских судов, мобилизованы и зафрахтованы различные транспорты. Часть из них переоборудовало вспомогательные крейсера, в том числе -носители аэростатов («Русь»), другие - в госпитальные суда, плавучие мастерские, вооруженные транспорты.

 



2020-02-03 304 Обсуждений (0)
Реализация судостроительной программы России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация судостроительной программы России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)