Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сражение в Жёлтом море



2020-02-03 245 Обсуждений (0)
Сражение в Жёлтом море 0.00 из 5.00 0 оценок




(по [6],[7],[11])

 25 июля установленные на Волчьих горах японские 120мм батареи впервые открыли огонь по порту и его бассейнам. Броненосцы «Пересвет», «Победа» и «Ретвизан» ответили обстрелом предполагаемых мест установки осадных орудий, но подавить их огонь не смогли. В 16 час. 15 мин. во флагманский «Цесаревич» попали два снаряда, один из которых поразил адмиральскую рубку. Контр-адмирал В.К. Витгефт и старший флаг-офицер его штаба лейтенант М. А. Кедров получили лёгкие ранения. Из находившихся рядом матросов один был убит и двое ранены.

 27 июля в «Пересвет» попали два японских снаряда, а в «Ретвизан» - семь. Один из последних сделал подводную пробоину в носовой части броненосца, принявшего 400 т воды. Это повреждение было наскоро заделано железом и деревом, потому что эскадра экстренно готовилась к выходу в море, назначенному на 28 июля.

 Перед выходом В.К. Витгефт отказался от обсуждения с командирами тактического замысла неизбежного боя, ограничившись указаниями, что он будет руководствоваться приёмами, выработанными при покойном С.О. Макарове. Однако командующий отверг важнейшее наследие С.О. Макарова - однофлажные сигналы, вместо которых вернулся к старой трёхфлажной системе. Было условлено, что эскадра должна идти во Владивосток во что бы то ни стало, не поджидая отставшие или подбитые корабли. В ночное время решили идти без огней, пользуясь для связи фонарями Ратьера с ограниченными секторами.

 В 8-15 с якорей снялись и вышли в море броненосцы «Цесаревич» (флаг командующего эскадрой, командир-капитан 1-го ранга Н.М. Иванов), «Ретвизан» (капитан 1-го ранга Э.Н. Щенснович), «Победа» (капитан 1 -го ранга В.М. Зацаренный), «Пересвет» (флаг адмирала П.П. Ухтомского, командир-капитан 1-го ранга В. А. Бойсман), «Севастополь» (капитан 1 -го ранга Н.О. Эссен), «Полтава» (капитан 1-го ранга И.П. Успенский), крейсера «Аскольд» (флаг контр-адмирала Н.К. Рейценштейна, командир-капитан 1-го ранга К.А. Грамматчиков), «Новик» (капитан 2-го ранга М.Ф. Шульц), «Паллада» (капитан 1-го ранга B.C. Сарнавский) и «Диана» (капитан 2-го ранга светлейший князь А.А. Ливен). Их сопровождали эскадренные миноносцы: начальник 1 -го отряда капитан 2-го ранга Е.П. Елисеев вёл первое отделение - «Выносливый» (брейд-вымпел), «Властный», «Грозовой» и «Бойкий». Вторым отделением командовал командир «Бесшумного» лейтенант А.С. Максимов, за ним следовали «Бесстрашный», «Беспощадный» и «Бурный». Кроме боевых кораблей В.К. Витгефт взял в поход плавучий госпиталь Красного Креста «Монголия», который должен был держаться вне выстрелов.

 В Порт-Артуре оставались повреждённые «Баян», «Амур» и «Боевой», неисправный «Бдительный», 4 канонерские лодки и 9 эскадренных миноносцев 2-го отряда.

 Японский флот насчитывал 4 броненосца,4 броненосных крейсера, 3 больших, 5 малых бронепалубных крейсеров, 1 старый броненосец, 3 старых крейсера типа «Мацусима», 18 эскадренных миноносцев и 31 миноносец

 Исходя из необходимости сбережения сил. X. Того не стремился к решительному сражению, но и не мог допустить спасения русской эскадры из Порт-Артура. Тактический замысел японского адмирала предусматривал «охват головы» боевого порядка противника и сосредоточение огня на флагманском корабле без сближения на короткую дистанцию. Преградив путь русской эскадре и повредив ее флагманский корабль, X. Того рассчитывал заставить В.К. Витгефта отказаться от прорыва, а ночью послать на ослабленного неприятеля многочисленные миноносцы.

 Около 12 час. «Цесаревич» увеличил ход до 13 уз, направляясь в промежуток между японскими 1-м и 3-м боевыми отрядами. X. Того со своим отрядом пересёк курс русской эскадры и с целью завлечь противника подальше от Порт-Артура повернул на 90° влево способом «все вдруг». Увеличив дистанцию и заметив, что русские склоняются к востоку, японский адмирал снова повернул «все вдруг» на 90° влево и, следуя вице-адмиралу X. Катаока на «Ниссине», попытался «поставить перекладину у буквы Т» - выполнить охват головы. С 12 час. 20 мин. с дистанции около 70 кб японские корабли вслед за «Ниссином» открыли огонь по «Цесаревичу» из крупных орудий. Им ответил «Пересвет» из носовой 10" башни, а по его примеру начали стрелять и другие русские броненосцы. Одновременно В.К. Витгефт для выхода из «охвата» и улучшений условий стрельбы подвернул на 4 румба влево, и противники оказались почти на параллельных курсах.

Через 25 мин. «Цесаревич» для уклонения от второй минной банки повернул на 8 румбов вправо. Расценив этот поворот как намерение пройти под кормой 1 -го боевого отряда, адмирал Того вновь предпринял попытку «охвата головы», повернув способом «все вдруг» на обратный курс. «Микаса» стал головным, и противники разошлись контркурсами на дистанции 40-50 кб, введя в действие 6" артиллерию. С приближением кораблей противника к русскому арьергарду капитан 2-го ранга Е.П. Елисеев перевёл 1-е отделение миноносцев на левую сторону крейсеров, которые на предельной для своих орудий дистанции попали под огонь тяжёлой артиллерии броненосцев X. Того. «Аскольд» почти одновременно поразили два крупных снаряда, один из них - 12" с «Сикисимы» - разрушил основание первой дымовой трубы и нанёс большие потери в людях. По приказанию Н.К. Рейценштейна крейсера увеличили ход и отошли за линию своих броненосцев. Русские миноносцы, обогнав крейсера, приблизились к траверзу «Цесаревича».

 Около 13 час. 20 мин. дистанция между главными силами настолько увеличилась, что только концевые корабли продолжали редкий огонь. Опоздав с последовательным поворотом вправо, X. Того оказался позади русской эскадры. В.К. Витгефт, увеличив ход до 14 уз, лёг на курс SO 62° - к Корейскому проливу.

Русским кораблям удалось добиться трёх попаданий тяжёлыми снарядами в «Микаса», двух - в «Ниссин» и одного - в «Асахи». 12" снаряд, разорвавшийся у грот-мачты японского флагманского броненосца, произвёл большие опустошения среди прислуги 76мм орудий. Из русских кораблей более 10 попаданий снарядами разных калибров получил «Ретвизан», 7 - «Цесаревич», по одному «Пересвет» и «Севастополь». Однако эти снаряды не нанесли серьёзных повреждений или потерь в людях. Пострадал только броненосец «Полтава», получивший 7 японских снарядов.

 Около 13 час. 50 мин. на дистанции свыше 55 кб обе стороны возобновили огонь из орудий главного калибра. Адмирал С.Дева с четырьмя крейсерами, сблизившись с отставшей «Полтавой» на 40 кб, попытался поставить русских в два огня. Однако после попадания в «Якумо» он отвернул и начал отставать. В 14-30 основные силы японцев также вышли из боя. Примерно на 2 часа русские и японские корабли потерляи друг друга из вида.

 Около 16 час. 45 мин., в 45 милях к северу от мыса Шантунг, «Микаса» вышел на траверз несколько отставшей от эскадры «Полтавы». Японские орудия молчали, упуская возможность вывести из строя этот броненосец. В это время командир правой носовой 6" башни «Полтавы» мичман А. А. Пчельников приказал дать залп по «Микаса» и тем самым положил начало продолжению боя. По наблюдениям русских оба снаряда поразили флагманский броненосец X. Того, а ответный японский залп из десятков орудий лёг с недолётом 2 кб от «Полтавы». Другие русские корабли немедленно открыли огонь, сосредоточив его на «Микаса», который медленно выдвигался вперед, обгоняя главные силы эскадры.

 Маневр В.К. Витгефта ограничился увеличением скорости до 15 уз и подворотом на 2 румба влево, чтобы не дать противнику выйти в голову колонны и вести бой на выгодных кормовых курсовых углах. Вскоре старшему инженеру-механику «Полтавы» А.И. Меньшову удалось исправить повреждение машины и броненосец форсировал ход, догоняя «Севастополь».

 В начале этого боя «Микаса» и «Фудзи» сосредоточили огонь на «Цесаревиче», а «Асахи», «Сикисима», «Ниссин» и «Якумо» - на «Полтаве». Крейсер «Касуга» стрелял по «Севастополю». Через некоторое время под обстрелом нескольких японских кораблей оказался и второй флагманский броненосец «Пересвет».

 Сосредоточение огня шести броненосцев на «Микаса» оказалось невыгодным для русских: их артиллеристы не могли различить всплески падений «своих» снарядов и корректировать стрельбу. Русские броненосцы вели сравнительно медленный огонь из крупных орудий, исправляя прицел по дальномерам. И всё же «Микаса» получил до 20 попаданий, причинивших серьёзные повреждения. Через полчаса после начала боя 12" снаряд разбил правое орудие в кормовой башне «Микаса», вывел из строя саму башню и часть прислуги, ранив её командира - капитан-лейтенанта принца Хирояси. Другой такой же снаряд разорвался у носового мостика, на котором находился адмирал X. Того, и нанёс большие потери в личном составе. В числе раненых был и командир «Микаса» капитан 1-го ранга Идзити, а сам главнокомандующий, рядом с которым убило ординарца, чудом остался невредимым. Японский флагманский корабль получил и подводную пробоину, вызвавшую затопление бортовых отделений. Впоследствии благодаря тихой погоде течь удалось остановить с помощью пластырей. «Микаса» понёс наибольшие потери в людях из кораблей обеих сторон, на нём было убито и ранено 125 человек.

 Другие японские корабли лишь эпизодически попадали под редкий огонь и получили незначительные повреждения, а броненосец «Фудзи» и вовсе не имел попаданий. Это позволило большинству японских броненосцев и крейсеров, оставаясь необстрелянными, без помех поддерживать эффективный огонь. На «Асахи» и «Сикисима» по одному орудию ГК было оторвано в результате преждевременных взрывов снарядов. К концу боя на японских кораблях из 17 тяжёлых орудий действовали 12.

 Стрельба японцев была более успешной. Особенно много попаданий получили «Полтава» и «Пересвет». На «Полтаве» вышла из строя носовая 12" башня, в кормовые отделения через большие пробоины в небронированном борту поступала вода. В носовой 10" башне «Пересвета» был убит её командир мичман А.В. Салтанов и повреждён механизм горизонтального наведения. Одна подводная и несколько близких к ватерлинии пробоин вызвали поступление 450 т воды. Командир броненосца капитан 1 -го ранга В.А. Бойсман был ранен, но оставался в строю. Фор-стеньга с контр-адмиральским флагом была сбита снарядом.

 На «Ретвизане» тяжёлый снаряд поразил кромку амбразуры носовой 12" башни, подбил левое орудие и заклинил саму башню. На «Победе» два японских снаряда, очевидно с неисправными взрывателями, пробили 102мм и 203мм броню. Через последнюю пробоину, оказавшуюся ниже ватерлинии, была затоплена угольная яма. Одно из орудий кормовой 10" башни после 21 -го выстрела прекратило огонь из-за поломки компрессора. Из повреждений «Севастополя» наиболее серьёзным была большая пробоина в небронированном борту у кают-компании - всего в 60 см выше ватерлинии.

 К концу боя на русских кораблях действовали 17 тяжелых орудий из 23.

 Около 17-30 японский снаряд взорвался между мостиками «Цесаревича». Находившиеся на нижнем мостике контр-адмирал В.К. Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н.Н. Азарьев и мичман О.Н. Эллис были убиты. Первый заместитель командующего эскадрой - начальник штаба контр-адмирал Н. А. Матусевич, флагманский артиллерист и два флаг-офицера получили ранения. Чтобы не вызвать замешательства на других кораблях, командир «Цесаревича» капитан 1-го ранга Н.М. Иванов не дал сигнала о гибели командующего и продолжал следовать прежним курсом. Через 15 мин. другой 12" снаряд поразил боевую рубку флагманского броненосца,убив или ранив всех находившихся в ней,а также вывел из строя управление рулём. Неуправляемый «Цесаревич» начал описывать циркуляцию влево, угрожая тараном следующим за ним кораблям. Строй русских нарушился, броненосцы беспорядочно маневрировали, мешая друг другу стрелять. В этот критический момент командир «Ретвизана» Э.Н. Щенснович, не видя на «Пересвете» адмиральского флага и сигналов, посчитал себя старшим, решил вести эскадру за собой, лёг на курс SO 62° и вновь увеличил ход.

 Сблизившись с японцами на 17 кб, «Ретвизан» отвлёк на себя сильный огонь противника. Вскоре Э.Н. Щенснович, раненый осколком и не уверенный в боеспособности своего повреждённого броненосца, отказался от возникшей у него мысли таранить «Ниссин» и повернул обратно. Он также убедился, что другие корабли не пошли за «Ретвизаном», маневр которого вначале поддержала только «Победа».

 Вступивший в командование «Цесаревичем» старший офицер капитан 2-го ранга Д.П. Шумов приказал поднять сигнал «Адмирал передает командование контр-адмиралу князю Ухтомскому». Ставший флагманом «Пересвет» двинулся в сторону Порт-Артура.

 «Аскольд» и «Новик» прорвались через строй японских кораблей. Первый из-за полученных пповреждений ушёл в Шанхай и там разоружился. Второй пошёл вокруг Японии.

 «Цесаревич» и 3 эсминца разоружились в Циндао, «Диана»-в Сайгоне. Остальные корабли вернулись в Порт-Артур.

1 августа произошёл бой Владивостокского отряда и 4 броненосных крейсеров Х.Камимуры.

 «Рюрик» был затоплен после боя,лишившись всей артиллерии. «Россия» и «Громобой» получили тяжёлые повреждения,но смогли вернуться во Владивосток.

 Вечером 7 августа «Новик» был обнаружен в Корсаковском порту(Сахалин) японским крейсером «Цусима» и был вынужден принять бой. Перестрелка шла всего 3 минуты, «Цусима» был вынужден отступить, получив подводную пробоину с затоплением двух бортовых отделений. Но «Новик» не мог преследовать неприятеля: в него попали 4 снаряда, рулевое отделение заполнилось водой, что вскоре привело к потере управления.

 Днём показался японский крейсер «Читосе» и соотношение сил стало абсолютно неравным. В ночь на 8 августа «Новик» был затоплен в 1 км от берега.

4.3 Падение Порт-Артура и Вторая эскадра.

 На Балтике оканчивались приготовления 2-й эскадры флота Тихого океана (далее - 2-я Тихоокеанская эскадра). 1 августа 1904 г. её командующий контр-адмирал З.П. Рожественский поднял флаг на эскадренном броненосце «Князь Суворов». В августе 1904 г. в кампании находились уже 6 эскадренных броненосцев и броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Эскадра уступала в силах японскому флоту, но в случае соединения её с 1 -и эскадрой могла обеспечить российскому Тихоокеанскому флоту значительное превосходство.

 Для решения вопроса об отправке и задачах 2-й эскадры было решено собрать особое совещание, состоявшееся 11 августа 1904 г. в Петергофе под руководством самого Николая II в обстановке строгой секретности. На совещании, где, помимо генерал-адмирала, управляющего Морским министерством вице-адмирала Ф.К. Авелана, начальника ГМШ и великого князя Александра Михайловича, присутствовали министры - военный, финансов, иностранных дел - и статс-секретарь, победила точка зрения З.П. Рожественского. Сомнения военного министра генерала А.В. Сахарова и Ф.К. Авелана в возможности удержать Порт-Артур и сохранить 1 -ю эскадру до прибытия подкреплений на Дальний Восток померкли на фоне энергичных заверений командующего (он же - начальник ГМШ) о невозможности нарушения уже организованного снабжения эскадры в пути. Участников совещания обнадеживали иллюзорные расчеты Морского ведомства на усиление ее покупкой в Аргентине и Чили 7 броненосцев и крейсеров. Рандеву с ними ожидалось в водах Мадагаскара.

 После непродолжительной боевой подготовки З.П. Рожественский 30 августа 1904 г. привел главные силы эскадры и Ревель. В Кронштадте осталось несколько спешно достраивавшихся кораблей. Однако срок выхода с 1 сентября был перенесён на один месяц в надежде на решение вопроса о приобретении «экзотических крейсеров» в Южной Америке. В этом случае 2-я Тихоокеанская эскадра могла появиться на театре военных действий в марте 1905 г.

 Обстановка же на Дальнем Востоке для России к сентябрю 1904 г. ухудшилась сражением под Ляояном, после которой войска Маньчжурской армии генерала А.Н. Куропаткина отступили от Ляояна к Мукдену, похоронив надежду на скорую выручку Порт-Артура.

 Переход через три океана начался 2 октября 1904 г. В этот день в составе четырёх эшелонов из Либавы вышли эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя» (флаг контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама), «Сисой Великий» и «Наварин», крейсера 1 ранга «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Светлана», крейсера 2 ранга «Алмаз» (флаг контр-адмирала О. А. Эквиста) и «Жемчуг», эскадренные миноносцы «Быстрый», «Бравый», «Бодрый», «Безупречный», «Бедовый», «Буйный», «Блестящий» и «Прозорливый».

 Боевые корабли в эшелонах сопровождал солидный плавучий тыл: транспорт-мастерская «Камчатка», морской буксир «Роланд» (позднее переименован в «Русь»), шесть транспортов и ледокол «Ермак». Кроме того, семь транспортов, снаряжавшихся в Чёрном море, должны были присоединиться к эскадре в пути. Заведование транспортами поручалось отдельному начальнику - капитану 1-го ранга О.Л. Радлову. Снабжение эскадры углем на маршруте взяла на себя по контракту германская Гамбургско-Американская пароходная компания.

 Первая стоянка эскадры состоялась 7-8 октября в открытом море у мыса Скаген. От Скагена были отправлены обратно в Либаву ледокол «Ермак» и эскадренный миноносец «Прозорливый», на котором вышел из строя холодильник.

 В ночь с 8 на 9 октября на «Князе Суворове» была получена радиограмма с «Камчатки» о том, что она атакована миноносцами. Судя по радиодонесениям, транспорт уклонялся от миноносцев более 2 часов. Радиограммы «Камчатки» вызвали понятную тревогу на флагманском корабле эскадры, подходившем к Доггер-банке - традиционному району рыбной ловли в Северном море. В 0-55, обнаружив на носовых курсовых углах затемнённые силуэты небольших кораблей, «Князь Суворов» включил боевое освещение и открыл по ним огонь, поддержанный остальными броненосцами первого эшелона. Вскоре стало ясно, что под обстрел попали рыболовные суда, и по приказу З.П. Рожественского огонь был прекращён. За 10 мин. четыре броненосца выпустили более 500 снарядов, из которых 5 попали в свой крейсер «Аврора», оказавшийся на траверзе первого эшелона в дистанции 10-15 кб. Кроме «Авроры» пострадали и рыболовные траулеры: один из них был потоплен, а четыре повреждены; среди рыбаков имелись человеческие жертвы. Траулеры были приписаны к английскому порту Гулль, поэтому вся эта печальная история получила наименование Гулльского инцидента.

 Гулльский инцидент вызвал резкий протест английского правительства и организацию наблюдения за русской эскадрой крейсерами британского Флота канала. Великобритания поставила вопрос о возвращении эскадры. Конфликт удалось уладить с помощью международной следственной комиссии, созванной в Париже и снявшей обвинения с З.П. Рожественского и его командиров. Россия выплатила пострадавшим компенсацию в размере 65 тыс. фунтов стерлингов.

 В Танжере произошло разделение сил эскадры: контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам с «Сисоем Великим», «Навариным», «Светланой», «Алмазом», «Жемчугом», миноносцами и большинством транспортов отделился для следования Средиземным морем и Суэцким каналом. Самые крупные броненосцы - четыре корабля типа «Бородино» и «Ослябя», большая осадка которых не позволяла пройти канал без разгрузки - вместе с крейсерами «Аврора», «Адмирал Нахимов» и «Дмитрий Донской» под командованием З.П. Рожественского проложили путь вокруг Африки.

 7 декабря 1904 г., обогнув мыс Доброй Надежды, главные силы эскадры вошли в Индийский океан, где благополучно выдержали сильнейший шторм. 16 декабря они подошли к о-ву Мадагаскар. Через 11 дней в бухте Носи-Бе на Мадагаскаре З.П. Рожественский соединился с отрядом Д.Г. Фелькерзама, который, присоединив черноморские транспорты в бухте Суда на Крите, ещё 12-13 ноября прошёл Суэцкий канал.

 3 ноября из Либавы вдогонку эскадре был направлен отряд капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского, задержанный ранее из-за неготовности некоторых новейших кораблей. Отряд составляли крейсер 1 ранга «Олег» , крейсера 2 ранга «Изумруд», «Рион» (бывший «Смоленск») и «Днепр» (бывший «Петербург»), учебное судно «Океан», эскадренные миноносцы «Громкий», «Грозный», «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый».

 Почти весь декабрь 1904 г. отряд провел в бухте Суда, занимаясь ремонтом. «Океан» за ненадобностью ещё из Танжера отправили в Россию, а сравнительно небольшие миноносцы «Пронзительный», «Прозорливый» и «Резвый» типа «Сокол» из-за постоянных неисправностей пришлось оставить в Средиземном море для стационерной службы.

 20 декабря пал Порт-Артур.

 Все находившиеся в нём корабли были потоплены японской осадной артиллерией(подробнее-[4],Т2,стр.166), кроме сражавшегося до последнего «Севастополя»,затопленного в итоге на большой глубине, и 6 эскадренных миноносцев,прорвавшихся в Циндао и Чифу.

Цусима

(по [3],[11],[24])

2 февраля 1905 года из Либавы вышла 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н.И.Небогатова,состоявшая из старого броненосца «Николай I», трёх броненосцев береговой обороны и броненосного крейсера «Владимир Мономах».

 В пути отряд Небогатова провел две примерно-боевые стрельбы с дистанций от 60 до 25 кб. Для них израсходовали часть боевого комплекта тяжёлых снарядов, а между стрельбами провели согласование дальномеров. Это позволило на второй стрельбе добиться относительно хороших результатов: все щиты были разбиты. На эскадре же Рожественского учения 13-19 января на Мадагаскаре дали совершенно неудовлетворительные результаты: судя по [3], поражено не было ни одного щита, а совместные маневры

Наконец, около 15 час. 26 апреля 1905 г. в эскадры встретились у берегов Индокитая.

 После присоединения отряда Н.И. Небогатова вице-адмирал З.П. Рожественский в свете указаний из Петербурга принял решение прорываться во Владивосток. При этом он избрал кратчайший путь - через Корейский пролив, где следовало ожидать сосредоточения всего японского флота. Варианты прорыва через проливы Цугару и Лаперуза были отвергнуты командующим эскадрой без обсуждения даже с контр-адмиралом Небогатовым, хотя последний обоснованно предпочитал более длинный, но безопасный путь вокруг Японских островов. При этом корабли эскадры при выходе из Ван-Фонг имели максимальный запас угля и воды,а для охранения оставшихся транспортов был выделен крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста.

 11 мая недалеко от Владивостока на мине подорвался крейсер «Громобой» и надолго вышел из строя.

 12 мая, находясь в 90 милях от Шанхая, вице-адмирал Рожественский отправил туда большую часть транспортов под охраной вспомогательных крейсеров «Днепр» и «Рион».

 Согласно [1] и свидетельствам младших флагманов и командиров кораблей, никакого хотя бы приблизительного плана сражения у командующего не было,кроме указания любой ценой прорываться в Владивосток по курсу норд-ост 23°

 14 мая в 2-45 русская эскадра была обнаружена вспомогательным крейсером «Синано-мару». В 4-45 телеграмму об об этом получил адмирал Того и уже в 6-15 вышел в море с 1-м,2-м и 4-м боевыми отрядами.

 С 7 утра целый час русскую эскадру сопровождал крейсер «Идзуми». В 9-45 на горизонте появился отряд Катаока(броненосец «Чин-Иен» и четыре старых крейсера).В 11-00 появился третий боевой отряд(4 новых бронепалубных крейсера). Вслед за случайным выстрелом из 6'' башни «Орла» огонь открыли и другие броненосцы,заставив японцев отойти.

 12 русских броненосцев были выстроены в 2 кильватерные колонны: правая из 4х типа «Бородино» во главе с «Суворовым» и левая из 8 во главе с «Ослябей».

 В 13-40 1й и 2й боевые отряды легли на встречный курс русских.

 В 13-45 японская эскадра начала описывать петлю. Рожественскому был предоставлен шанс дать первой колонне сблизиться с противником на дистанцию,на которой её огонь стал бы значительно эффективнее. Однако русские корабли продолжали идти прежним курсом. Впрочем, весь маневр японцев длился минут 15,а решение командующему надо было принимать ещё быстрее.

В 13-49 «Князь Суворов» произвёл первый выстрел по «Микасе».

Японцы ответили в 13-51. Основными целями стали «Суворов» и «Ослябя».

 Пользуясь преимуществом в ходе, они начале обхватывать голову русской эскадры.

На этом этапе серьёзные повреждения получили «Микаса»(17 попаданий) и «Асама»(1 попадание,выход из строя управления).

Японские броненосцы и крейсера уклонялись от огня манёвром, а русские, следуя «Суворову», стремились сохранить постоянство курса, что при 9-узловой скорости колонны позволяло противнику буквально «засыпать» их снарядами. Маневрировал только контр-адмирал Небогатов на «Николае I», поэтому и огонь по нему японских крейсеров оказался неэффективным, дав всего два попадания.

 Бывший во главе второй колонны «Ослябя» с первых же минут боя начал получать серьёзные повреждения. Несколько снарядов попали в носовую часть,выведя из строя башню ГК и оставив пробоины,часть из которых заливалась водой. К 14-25 корабль лишился значительной части своей артиллерии,имел множество пробоин и пожаров на борту,почти не управлялся. Около 14-40 двумя последовательными попаданиями снарядов была сорвана 178-мм броневая плита,в борту образовалась огромная пробоина. Броненосец стал быстро валиться на левый борт и в 14-50 затонул.

Эскадренным миноносцам «Буйный», «Бравый» и «Блестящий» удалось спасти 380 человек из команды «Осляби».

 «Князь Суворов» к этому моменту уже получил более 30 попаданий. Очередным снарядом перебило привод от штурвала в боевой рубке к рулевой машине. Корабль с положенным на правый борт рулём описал полную циркуляцию, прорезал строй своих кораблей и склонился в сторону противника.

 Командир «Императора Александра III» Бухвостов последовал было за ним, но, оценив обстановку, в соответствии с приказом командующего повёл эскадру, выводя её на прежний курс - норд-ост 23°. Оказавшись под сосредоточенным огнём японцев, «Император Александр III» вскоре получил тяжёлые повреждения: близкие попадания двух или более крупных снарядов в левый борт носовой части образовали 6-метровую пробоину вблизи ватерлинии. Часть форштевня оказалась развороченной, а волны неспокойного моря вызвали затопление помещения выше броневой палубы. В 14-40 с креном на левый борт и пожаром этот корабль вышел из строя. Во главе колонны стал «Бородино»,ставшей новой целью губительного огня.

 В это время попадания получили крейсер «Ниссин», получивший подводную пробоину, и броненосец «Фудзи», где произошёл пожар зарядов в пробитой кормовом башне,едва не приведший к взрыву боезапаса. Однако оба корабля остались в строю.

 К 15-00 тяжёлые повреждения получили «Сисой Великий» и «Наварин»,4 броненосца типа «Бородино» представляли собой пылающие факелы.

Около 15-00 «Блестящий» получил попадания 8'' снаряда,тяжело повредившее миноносец. Борьба за живучесть корабля длилась до следующего дня,но угроза затопления машинного отделения вынудила покинуть его. Команда и спасённые с «Осляби» перешли на «Бодрый».

Русские крейсера в это время были вынуждены защищать транспорты.

 Около 16-00 эскадра во главе с «Бородино» начала склоняться на юг. В это время сильно пострадали «Олег» и «Аврора», в результате взрыва торпедных погребов села носом и фактически вышла из строя «Светлана». Затонул буксир «Русь», оставлен личным составом вспомогательный крейсер «Урал».

Около 16-30 броненосцы отряда Н.И. Небогатова, следуя движению «Бородино», в строю, близком к строю пеленга, обстреляли японские крейсера отрядов С. Дева и С. Уриу, тяжело повредив «Нанива» и «Касаги», вынужденных под конвоем «Читосе» направиться к берегам Японии для исправлений.

 В 17-30 миноносец «Буйный» снял с «Суворова» командующего и его штаб.

В 17-40 корабли Того снова догнали русскую эскадру. К 18-00 «Александр III» был сильно избит и уже не мог держаться в строю. В 18-30 его начали обстреливать крейсера отряда Камимуры,в 18-50 он лёг на правый борт и быстро затонул. Спасшихся с него не было.

 Вслед за ним погибли «Суворов», добитый торпедами японских эсминцев, и «Бородино»,потерявший остойчивость и затонувший после взрыва боезапаса 6'' башни правого борта.

Некоторое время строй вёл тяжело повреждённый «Орёл»,а затем во главе колонны стал «Николай I» с Небогатовым на борту.

Ночью эскадра распалась. Остатки отряда Энквиста(«Олег», «Аврора» и «Жемчуг») ушли на юг и 21 маю разоружились в Маниле. Миноносец «Бодрый» с принятым с затопленного «Блестящего» командой смог добраться до Шанхая. Остальные корабли,следуя приказу Рожественского,ещё раз продублированного с «Буйного» около 18-00,шли на север,пытаясь прорваться в Владивосток. Если бы он не был выполнен, то скорее всего сражение не превратилось ночью с добиванием на следующий день уцелевших кораблей.

«Сисой Великий»,«Адмирал Нахимов»,«Владимир Мономах» и «Наварин» стали жертвами японских торпедных атак. Последний,получив 2 или 3 торпеды,затонул,из его экипажа спаслось только 3 человека. Три других корабля,получив тяжёлые повреждения,смогли приблизиться к берегу и затонули уже на следующий день.

 «Орёл», «Николай I», «Сенявин» и «Апраксин» примерно 10 часов 15 мая сдались перед угрозой расстрела I-м и II-м боевыми отрядами японцев. Быстроходный крейсер «Изумруд» прорвался сквозь строй японской эскадры, но в бухте Святого Владимира севернее Владивостока сел на камни и был взорван.

 Отставшие «Светлана», «Ушаков», «Громкий», «Безупречный» были по одиночке потоплены превосходящими силами противника. Миноносец «Буйный» был затоплен из-за проблем в машине, «Быстрый» из-за недостатка угля выбросился на берег и там был взорван.

 Крейсер «Дмитрий Донской» принял с шестью японскими крейсерами и смог продержаться до наступления темноты. В ночь на 16-ое его затопили у острова Дажелет,команда сошла на берег.

 Рожественский и его штаб на миноносце «Бедовый» сдались в плен,не оказывая сопротивления, хотя возможность уйти (как это сделал «Грозный») или принять бой.

 Во Владивосток пришли лишь миноносцы «Грозный», «Бравый» и яхта «Алмаз».

Цусимское сражение окончилось почти полным уничтожением русской 2-й Тихоокеанской эскадры: из 17 её кораблей 1 ранга 11 погибли, 2 были интернированы, а 4 попали в руки противника. Из крейсеров 2 ранга два погибли, один разоружился и только один (яхта «Алмаз») достиг Владивостока, куда пришли также всего два эскадренных миноносца из девяти. Из 14334 русских моряков - участников сражения - 5015 человек, в том числе 209 офицеров и 75 кондукторов, были убиты, утонули или скончались от ран, а 803 человека получили ранения. Многие раненые, включая командующего эскадрой (а всего 6106 офицеров и нижних чинов) попали в плен.

 Потери японского Соединённого флота оказались сравнительно небольшими: 3 потопленных миноносца, несколько повреждённых кораблей и 699 убитых и раненых.

 Через месяц,в июне 1905 японцы в ходе десантной операции захватили Сахалин. В высадке и её огневой поддержке принимали участие и захваченные в Цусиме броненосцы.

Война закончилась.

Итоги.

К поражению вооружённых сил России и её флота привёл комплекс причин,каждая из которых могла бы быть фатальной.

· -Основные ударные корабли японской эскадры были быстроходнее,лучше вооружены,а их конструкция и расположение защиты были более продуманы,чем аналогичные по классу русские корабли.

· -Многие корабли II Тихоокеанской эскадры имели сильную строительную и походную перегрузку,ослабившую их защиту и снизившую их скорость.

· -Артиллерия. Русские снаряды содержали в себе слишком мало взрывчатого вещества,а конструкция их взрывателей гарантировала его подрыв лишь при пробивании толстой брони.

· Кроме этого,на многих русских орудиях не было оптических прицелов, а дальномеров было только по 2 на корабль.

· -Док,способный вмещать броненосцы, был только в Владивостоке,в Порт-Артуре его так и не успели построить. Ремонт таких кораблей приходилось осуществлять при помощи кессонов. В это же время в Японии даже очень длинный крейсер «Адзума» могли вместить 2 дока, и это считалось проблемой.

·  -Весь 1903 год японский флот занимался учениями,осваивая новые корабли,не прекращал он их и после начала войны. На I Тихоокеанской эскадре учения были значительно реже, на II(той части,что шла вокруг Африки)-только один раз,при стоянке на Мадагаскаре.

· -Японцы специально отбирали лучших наводчиков на корабли I и II боевых отрядов, поэтому стрельба их была была гораздо лучше. II Тихоокеанская эскадра была укомплектована резервистами и свежепризванными срочниками, хотя была возможность взять наиболее опытных комендоров с Черноморских броненосцев.

· -Адмиралы Х.Того и Х.Камимура уже имели опыт японо-китайской войны,и в целом,вероятно,были компетентнее Витгефта и Рожественского.

· -Простыми японскими солдатами и матросами война воспринималась как борьба за незаконно отобранный Россией Квантунский полуостров,за интересы империи в Корее и Манчжурии,в то время как среди русских из-за слабости государственной пропаганды и революционной агитации война часто виделась следствием авантюрной политики,не отвечающей интересам государства.

· -В начале войны разом были выведены из строя 2 русских броненосца и крейсер,а «Варяг», «Кореец» и «Манчжур» будут потеряны до конца войны или навсегда.

· -Роль случая-вспоминаем взрыв в башне «Фудзи» и две непопавшие торпеды «Громкого» в Цусиме.

 Военная катастрофа ускорила революционные события в России. В Японии после этого продолжилась милитаризация общества и рост расходов на армию и флот,что в конечном итоге приведёт к войне с США в 1941.

Частным следствием стало создание нового типа линейных кораблей-дредноутов и резкое ускорение гонки морских вооружений,изрядно подорвавшая экономику даже богатых Великобритании и Германии. В России в ходе войны были заказаны 4 новых броненосца и 4 броненосных крейсера, к моменту вступления в строй безнадёжно устаревших. В целом, как показала ПМВ,роль флота(особенно линейного) была явно переоценена:русские,французские и итальянские дредноуты почти не пускались в ход,а ключевые сражения происходили на суше.



2020-02-03 245 Обсуждений (0)
Сражение в Жёлтом море 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сражение в Жёлтом море

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)