Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технические особенности русских и японских кораблей.



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Технические особенности русских и японских кораблей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности японских кораблей.

 Основные 12 японских ударных кораблей вошли в строй с 1897 по 1902 год(«Ниссин» и «Кассуга» в 1904,но и куплены они были сверх плана судостроительной программы). Это означает,что экипажи успели в полной мере освоить их,при этом механизмы не успели износиться, а корпус не был сильно повреждён коррозией. Кроме того, все 12/14 кораблей имели очень хорошую броневую защиту, современную артиллерию(количество типов 12'' и 8'' орудия ГК броненосцев и броненосных крейсеров не превышало 2-сравните с разнообразием русских орудий ГК), высокую скорость,что позволяло I боевому отряду(6 броненосцев,затем 4 броненосца и «Ниссин» и «Кассуга») развивать в бою 15-16 узлов,а II(6 броненосных крейсеров) все 18. Для сравнения,крейсерский ход I Тихоокеанской эскадры не превышал 13 узлов(ограничивалась тихоходными «Полтавами»),а II эскадры 9 узлов(тихоходными были большинство русских кораблей линии). Это позволяло японцам успешно выполнять обхват голова русской колонны(т.н. «Crossing T»), буквально засыпая головные корабли фугасными снарядами и минимизирую ущерб свои потери.

 На новых японских броненосцах(типа «Сикисима» и «Микаса») и броненосных крейсерах типа «Асама» и «Ивате» за счёт ухудшения условий жизни команды(уменьшены офицерские каюты и матросские кубрики) удалось установить на пару 6'' орудий больше,чем на английских прототипах. Помимо этого проектировщики смогли почти полностью убрать горючие материалы с палуб и надстроек,снизив этим угрозу пожаров от попаданий фугасных снарядов.

 Также важную роль играла окраска. Корабли,прибывавшие из Европы, первоначально были окрашены по «викториански»(белый корпус с чёрно-жёлтыми трубами), но уже в 1902-1903 годах их всех перекрасили в шаровый(серо-металлический) цвет. В результате даже в солнечную погоду их силуэты сливались с водой, затрудняя прицеливание.

 Все орудия калибром от 76 мм до 12,5" снабжались оптическими прицелами, а для управления огнём использовались горизонтально-базисные дальномеры компании «Барр энд Струд» и приборы передачи команд и расстояний английской конструкции и производства.

К 1904 г. все японские броненосцы и крейсера получили радиостанции системы Маркони.

Особенности русских кораблей.

 Широко известным недостатком русских кораблей стала конструкция боевой рубки с грибовидным свесом,предназначенным для защиты от осколков,но на практике нередко отражающий их в смотровые щели. В самом начале войны,подобный случай произошёл во время боя «Варяга»-осколками снаряда были убиты или ранены все находившиеся в рубке,в том числе командир корабля Руднев. То же самое произошло на «Цесаревиче» во время боя в Жёлтом море,на «Князе Суворове», «Бородино» и «Орле» в Цусиме [3].

 Далее следуют просчёты проектирования отдельных кораблей-про «Россию», «Диану» и «Варяг» сказано выше, «Цесаревич» и основанные на нём броненосцы типа «Бородино» имели проблемы с остойчивостью(в Цусиме так погибли «Александр III» и «Бородино») и низким расположением портов 3''-орудий. На «Орле» на завершающем этапе постройке по инициативе В.П.Костенко установили систему выравнивания крена(подробнее-[3]),спасшую корабль от опрокидывания и гибели в Цусимском сражении. На броненосцах типа «Пересвет» слабым местом была небронированная носовая часть и погонное орудие,на «Ослябе» это усугублялось плохим качеством постройки [3],[10].

Слабым местом техники российского флота также следует признать низкий уровень капитального ремонта и модернизации кораблей. В погоне за пополнением новыми боевыми единицами Морское ведомство хронически откладывало замену котлов, ремонт главных машин и, главное, обновление артиллерийского вооружения броненосцев и крейсеров. Только в конце апреля 1903 г. вице-адмирал Ф.К. Авелан утвердил перевооружение крейсера 1 -го ранга «Память Азова», эскадренных миноносцев «Император Александр II» и «Наварин» современными 8" и 6" орудиями с сохранением на последних кораблях старой башенной артиллерии. В июне 1903 г. МТК возбудил ходатайство о замене орудий главного калибра на «Петре Великом» (на этот раз на 10" пушки) и на черноморских броненосцах типа «Екатерина II». До конца войны эти планы не были реализованы [11],[14].

 Корабли Первой Тихоокеанской эскадры первоначально были в «викторианской» окраске , накануне войны их перекрасили в серо-оливковый цвет. Корабли Второй эскадры по инициативе Рожественского [3] были покрашены в чёрный цвет с чёрно-жёлтыми трубами,что существенно упростило задачу японских наводчиков.

Несмотря на первоначальные успехи в радиосвязи,промышленное изготовление радиостанций до начала войны так и не удалось наладить,хотя первые кустарно сделанные комплекты начали устанавливать на корабли в 1900,а к 1904 все крупные корабли I Тихоокеанской эскадры были ими оснащены. В 1904 во время спешной подготовки II эскадры пришлось закупить немецкие радиостанции Слаби-Арко. Они(как и аппараты Попова-Дюкрете) значительно уступали по удобству и дальности действия использовавшимся в японском флоте радиостанциям Маркони [14].

Артиллерия.

(по [5],[17])

Характеристики русских морских орудий:

6

6

3,156,75

1,52,4

0,61

Орудие

Вес орудия,тонн

 

Вес снаряда/заряда,кг

Количество взрывчатого вещества в снаряде,кг

Начальная скорость,м/с

Скорострельность,выстрелов в минуту

Максимальная дальность стрельбы,кабельтовых

Бронебойный Фугасный
305/45 Обухова обр. 1892 43,1 332/106

3,3

 

 

6

792 0,3-0,75 70-74
305/35 Обухова обр. 1885 56,8 332/158 637 0,25 53
305/30 Обухова обр. 1877 51,4 332/122 570 0,2 51
254/45 Обухова обр. 1892 29 225/65

3,15

6,75

732-792 0,67 92
254/45 Обухова обр. 1892 22,5 225/52 693 0,67 65
229/35 Обухова обр. 1877 22,1 126/74 н/д н/д 653 0,5-1,0 50
203/45 Канэ обр. 1892 12,1 88/33

1,5

2,4

891 1,0-2,0 64
203/35 Обухова обр. 1884 13,7 88/52 664 0,7 49
152/45 Канэ обр. 1891 5,8 41,5/12,9

0,6

1

793 2,0-5,0 54-60
152/35 Обухова обр. 1884 6,4 41,5/22,9 645 1,0-3,0 43
120/45 Канэ обр. 1891 3 20,4/7,7 н/д н/д 823 4 52
75/50 Канэ обр. 1891 0,9 4,6/1,6 0,05 - 823 4,0-10,0 42
47/43,5 Гочкиса обр. 1896 0,3 1,5/ н/д н/д н/д 710 13,0-20,0 30
37/23 Гочкиса обр. 1896 0,03 0,5/ н/д н/д н/д 442 10,0-19,0 17

 Бронебойные снаряды снаряжались пироксилином,фугасные-бездымным порохом. И для тех,и для других использовались одинаковые взрыватели замедленного действия - двойные ударные пироксилиновые трубки. На практике это означало,что русские фугасные снаряды были теми же бронебойными с увеличенным количеством взрывчатки,всё равно многократно меньшим,чем в английских и японских.

 Кроме того,известным недостатком русских орудий(в особенности 152/45 Канэ) была слабость подъёмных дуг,которые ломались после нескольких десятков выстрелов с максимального возвышения. Это выяснилось только во время войны-во время боя «Варяга» с японской эскадрой часть его 6''-орудий вышла из строя именно таким образом [22].

Характеристики японских морских орудий:

Орудие Вес орудия,тонн Вес снаряда/заряда,кг Начальная скорость,м/с Скорострельность,выстрелов в минуту Максимальная дальность стрельбы,кабельтовых
320/38 Канэ обр. 1884 66 449/ н/д 703 0,2 60
305/40 Армстронга обр. 1891 50,8 386/140 762 0,75 82
305/40 Армстронга обр. 1890 49,6 386/140 732 0,25 77
305/22 Круппа обр. 1877 36 328/92 527 0,25 44
254/45 Армстронга обр. 1894 32,5 226,5/99 826 1 100
210/30 Круппа обр. 1879 13,2 176/ н/д 569 0,3 55
203/45 Армстронга обр. 1901 20,2 108/26 867 2 87
203/40 Армстронга обр. 1890 16,8 113/20 786 2 60
152/45 Виккерса обр. 1901 7,5 45,4/16 915 6 90
152/40 Армстронга обр. 1891 6,6 45,4/10 762 4,0-7,0 60
152/40 Армстронга обр. 1890 5,9 45,4/8,8 677 4,0-7,0 49,0-55,0
150/35 Круппа обр. 1882 4,5 40/ н/д 550 1,5 38
120/40 Армстронга обр. 1890 2 20,4/2,5 655 5,0-8,0 44
76/40 Армтсронга обр. 1890 0,6 5,7/0,9 647 7,0-10,0 40
57/43 Гочкиса обр. 1896 0,5 2,7/0,3 553 15-20 30
47/40 Гочкиса обр. 1896 0,25 1,6/0,3 562 15-30 20
47/33 Гочкиса обр. 1890 0,13 1,13/0,1 560 15-25 17
37/23 Гочкиса обр. 1896 0,04 0,5/0,09 430 15-30 15

 Артиллерия японского флота в основном соответствовала английским стандартам, которых придерживалась вооружавшая японские корабли фирма «Армстронг». На некоторых более старых кораблях имелись орудия систем Канэ и Круппа, а на новейшем «Микаса» - «Виккерс». Последние обеспечивали наиболее высокую скорость стрельбы.

 Орудия на большинстве кораблей были собственно английского производства, к 1903 г. производство орудий калибром от 76 мм до 9,2" (234 мм) было освоено арсеналом в Куре.

Японские снаряды,в отличие от русских,содержали взрывчатки от 4,8 % до 8,5 % общего веса, и снаряжались шимозой(тринитрофенолом,от английского мелинита отличия были в способе изготовления),которая по бризантному действию значительно превосходит пироксилин и тем более бездымный порох. Кроме того,во время обоих войн-и с Китаем,и с Россией-ставка делалась только на фугасные снаряды,которые почти не теряли разрушительной силы с ростом дистанции,в отличии от бронебойных. Поэтому в 1904-1905 основные японские ударные корабли,пользуясь преимуществом в скорости, вели огонь с очень больших для того времени дистанций- 30-60 кабельтовых:на них русские бронебойные снаряды с небольшим содержанием взрывчатки были малоэффективны,кроме того, меткость артиллеристов русских кораблей была значительно хуже при стрельбе на большие расстояния из-за отсутствия такого опыта,технически менее совершенных прицелов и всего 2 дальномеров на корабль, во время боя быстро выводившихся из строя осколками.

 Правда,японские фугасные снаряды вопреки распространённому мнению,не пробивали сколько-нибудь толстую броню(12''-снаряд,содержащий 33 кг шимозы,не мог пробить даже 3'' броневую палубу),но как показала практика,в этом не было необходимости-несколько десятков попаданий в броненосец типа «Бородино» практически полностью лишали его боевой ценности из-за уничтожения почти всей артиллерии,огромных разрушений небронированных надстроек и надводного борта,пожаров,большого количества убитых и раненных среди экипажа.

 Связка из шимозы в качестве начинки снаряда и кордитного заряда оказались весьма ненадёжной и опасной в обращении-во время войны неоднократно происходили преждевременные разрывы снарядов(так,крейсер «Ниссин» по этой причине во время Цусимского сражения лишился обоих стволов носовой 8'' башни),позже произошли взрывы погребов на броненосце «Микаса»(сентябрь 1905 года) и крейсере «Мацусима»(1908 год),последний из-за полученных повреждений восстанавливать не стали.

Война на море.

(по [1],[3],стр. 32-40,71-536,[11],[12],[13],[24])

Япония начала окончательную мобилизацию своих вооружённых сил в ноябре 1903 г. В состав Постоянной эскадры к этому времени уже вошли все крупные корабли и новые миноносцы. В декабре эскадра была реорганизована в Соединённый флот, сосредоточенный в Сасебо. Командующим флотом японский император назначил самого авторитетного из флагманов - вице-адмирала X. Того, который поднял флаг на броненосце «Микаса».

Соединённый флот, предназначенный для действий на главном театре - в Жёлтом море, - состоял из 1-й и 2-й эскадр. В 1 -ю эскадру под командованием самого Того вошли 1-й и 3-й боевые отряды броненосцев (6 единиц) и быстроходных крейсеров (4 единицы, флаг вице-адмирала С. Дева на «Титосе»), авизо «Тацута», три отряда истребителей (11 единиц) и два отряда миноносцев (8 единиц). 2-ю эскадру под командованием вице-адмирала X. Камимура (флаг на броненосном крейсере «Идзумо») составили 2-й и 4-й боевые отряды броненосных (6 единиц) и бронепалубных (4 единицы) крейсеров, авизо «Тихайя», два отряда истребителей (8 единиц) и два отряда миноносцев (8 единиц). При эскадре состояли 2 канонерские лодки и 15 частично вооружённых транспортов, образовавших плавучий тыл флота.

По количеству крупных кораблей, миноносцев и орудий средних калибров Соединённый флот превосходил главные силы русской эскадры Тихого океана, сосредоточенные в Порт-Артуре.

3-я японская эскадра под командованием вице-адмирала С. Катаока (флаг на крейсере «Ицукусима»), первоначально подчинённого непосредственно начальнику Морского генерального штаба, предназначалась для действий в районе Корейского пролива и южного побережья Кореи. В эскадру вошли сравнительно старые корабли, сведённые в три боевых отряда и три отряда миноносцев: 2 броненосца, 7 крейсеров, 9 судов береговой обороны и канонерских лодок, 1 авизо, 12 миноносцев и 2 транспорта. 3-я эскадра уступала в силах русскому Владивостокскому отряду из 4 больших крейсеров, которые, к тому же, могли настигнуть любой её корабль.

Сильными сторонами японского флота следует признать боевой опыт высшего и старшего командного состава, полученный в войне с Китаем в 1894-1895 гг., наличие тактической школы и заблаговременное повышение боевой готовности. Интенсивная боевая подготовка в течение трёх месяцев накануне войны позволила ликвидировать многие недочёты мирного времени и приобрести опыт совместных действий вновь назначенным и наиболее способным командирам и флагманам.

Начало войны.

(по [1],[11],[12])

Утром 24 января 1904 г. Соединённый флот вышел из Сасебо и направился на север, по пути захватывая русские коммерческие пароходы. Из десяти японских призов, задержанных до 28 января, наиболее ценным оказался взятый у самого Порт-Артура пароход «Манчжурия» с грузом из 27 тыс. снарядов и других запасов для русской эскадры. Днем 26 января, находясь в 300 милях от Квантуна, Того послал вперед быстроходные крейсера вице-адмирала Дева. Контр-адмирал Уриу со своим отрядом, усиленным броненосным крейсером «Асама», направился к Чемульпо. Вечером 26 января, подойдя к о. Роунд - в 45 милях от Порт-Артура, японский главнокомандующий направил в атаку все имеющиеся восемнадцать истребителей (ещё один - «Акебоно» - столкнулся с транспортом, получил повреждения и в атаке не участвовал).Не зная о фактической дислокации русской эскадры, X. Того разделил истребители - десять из них были посланы к Порт-Артуру, восемь - к Талиенвану,что ослабило последствия торпедной атаки.

 На подходе к Порт-Артуру японские истребители успешно уклонились от русских дежурных эскадренных миноносцев «Бесстрашный» и «Расторопный», которые несли положенные ходовые огни. Правда, два истребителя отстали и выполнили свои атаки с опозданием. Зато 1 -и отряд капитана 1 -го ранга М. Асайя, ориентируясь по прожекторам «Ретвизана» и «Паллады» и по освещённым люстрами палубам грузивших уголь «Победы» и «Дианы» внезапно для русских сблизился на дистанцию около 4 кб и выпустил торпеды.

Всего японцы выпустили 16 торпед калибром 457 мм, из которых попали три-поражены были броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» и крейсер «Паллада».

«Цесаревич», крен которого достиг 16°, был спасён благодаря храбрости и умению трюмного инженер-механика А. Фёдорова, применившего контрзатопление отсеков, и его помощника - хозяина трюмных отсеков И. Петрухова (Фёдоров за свой подвиг был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Петрухов - знаком отличия Военного ордена 4-й степени). Опасаясь затопления подорванных кораблей на глубоком месте, командиры направили их к берегу и посадили на мель вблизи входа на внутренний рейд. При этом «Ретвизан» загородил корпусом часть узкого прохода. Крейсер «Новик» через полтора часа после начала атаки (окончилась в 0 час. 50 мин. 27 января) снялся с якоря для преследования вражеских истребителей. Ему на помощь вскоре отправили «Аскольд», «Боярин» и миноносцы, но все они вернулись, не обнаружив противника.

 Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японцев. Бой начался в 11-07 и продолжался около 40 минут. Оба командующих действовали нерешительно. Крейсера «Новик» и «Баян»(в итоге получившие наибольшие повреждения) пытались сблизиться с противником, но не были поддержана остальным кораблями и были вынуждены отойти. Убедившись в неожиданно скромным последствиях ночной атаки,Того отдал приказ выйти из боя.

 В этот же день в Чемульпо(сейчас Инчхон) крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были вынуждены принять бой с японской эскадрой,состоящей из крейсеров «Асама», «Чиода», «Нанива», Такачихо», «Нийтака», «Акаси», авизо «Чихайя» и 8 миноносцев.

 Во время короткого боя «Варяг» получил 11 попаданий, нанёсших кораблю тяжёлые повреждения. Вышли из строя большинство орудий,был разрушен электрический привод руля,имелось 4 подводные пробоины,33 человека было убито и 97 ранено. Командир крейсера Руднев был вынужден вернуться на рейд,где после военного совета корабли решено было уничтожить. «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен на рейде. Экипажи кораблей разместились на иностранных стационерах.

 Смогли ли русские корабли добиться попаданий,неясно. В отчёте Руднева говорится о повреждениях «Асамы» и «Такачихо» и потопленном в конце боя миноносце,в японских источниках -что никаких потерь не было. Вероятнее,последняя точка зрения ближе к истине,поскольку бой вёлся на больших дистанциях более 30 кабельтовых,на которых русские бронебойные снаряды были малоэффективны,а дальномерный пост на «Варяге» был выведен из строя в самом начале боя.

 29 января,на третий день войны,эскадра снова понесла потери. При постановке мин в заливе Талиенван подорвался и затонул минный заградитель «Енисей».Посланный на его поиски крейсер II ранга «Боярин» также подорвался на своей мине,но был преждевременно покинут командой и ещё 2 суток дрейфовал. Попытки русских эсминцев спасти корабль или хотя бы затопить его,чтобы он не достался противнику,не увенчались успехом. Затем во время шторма «Боярин» был снесён на своё минное заграждение и затонул окончательно.

Гибель «Енисея» и «Боярина» без воздействия противника выявила серьёзные недостатки в боеготовности эскадры, несостоятельность командования и опасность импровизаций в управлении силами. 1 февраля заведующим прибрежной обороной был назначен контр-адмирал М.Ф. Лощинский, которому передали и отчисленный от эскадры минный транспорт «Амур». С 3 по 10 февраля «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Н. Иванова при обеспечении минными крейсерами и миноносцами поставил 295 мин в бухтах Дип и Керр, Талиенванском заливе, проливе Саншандао и в бухте Восьми кораблей. Кроме того, 20 мин было выставлено с минного плотика «Амура» в самом Талиенване. Мины ставились в пределах 3-мильных территориальных вод с объявлением в прессе для иностранцев, что снижало боевую ценность заграждений. Большая часть мин обоих минных транспортов, была израсходована в сугубо оборонительных целях, а запаса таких мин в Порт-Артуре не было.

Крейсера под флагом контр-адмирала М.П. Моласа с 9 по 22 февраля совершили четыре разведывательных похода, но каждый раз не удалялись далее 50 миль от Порт-Артура и противника не обнаружили. Японский флот прикрывал высадку в Чемульпо 1-й армии генерала Куроки, а в ночь на 11 февраля предпринял попытку закупорить выход из Порт-Артура затоплением пяти пароходов-заградителей в обеспечении миноносцев. Эта операция была сорвана огнём «Ретвизана» и береговых батарей - один заградитель затонул, а остальные выбросились на берег далеко от прохода. 12 февраля вице-адмирал Того привёл к Порт-Артуру главные силы Соединенного флота и, застав на рейде «Баян», «Аскольд» и «Новик», убедился, что закупорка провалилась. Правда, крейсерам вице-адмирала С. Дева удалось перехватить один из русских эскадренных миноносцев, посланных накануне в разведку. Командир «Внушительного» лейтенант М.С. Подушкин не решился прорваться в Порт-Артур и выбросил миноносец на берег в Голубиной бухте, где и затопил его под огнём «Читосе», «Такачаго», «Кассаги» и «Иосино».

 На фоне этих неудач и потерь несколько выгоднее выглядели действия Владивостокского отряда крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.К. Рейценштейна. В первом походе к берегам Японии - с 27 января по 1 февраля 1904 г. - «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» потопили пароход «Наканоура-Мару» (1084 брт) с грузом риса. Второй поход крейсеров - с 11 по 17 февраля - к северо-восточным берегам Кореи с осмотром Гензана закончился безрезультатно. Зато он вызвал отделение от Соединённого флота эскадры вице-адмирала Камимура для демонстрации против Владивостока. 22 февраля броненосные крейсера «Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате». бронепалубные крейсера «Касаги» и «Иосино» бомбардировали Владивосток, выпустив до 200 снарядов с «ничтожным результатом». Многие из японских снарядов не разрывались. Русские крейсера задержались с выходом в море и не оказали противодействия японцам, которые ушли безнаказанными. Бомбардировка показала также слабость береговой обороны Владивостока, в частности, неудачное расположение береговых батарей и пренебрежение применением минного оружия.

 Временное разделение сил японского флота не было использовано русским командованием вследствие его неосведомленности о действиях противника и общей пассивности.

 24 февраля 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой- вице-адмирал Степан Макаров.

 Штаб С.О. Макарова возглавил контр-адмирал М.П. Молас. В числе офицеров штаба были такие выдающиеся специалисты, как флагманские артиллерист капитан 2-го ранга А.К. Мякишев, минёр капитан 2-го ранга К.Ф. Шульц, штурман подполковник А.А. Коробицын.

 Оперативный план С.О. Макарова предусматривал подготовку к генеральному сражению с японским флотом. Для обеспечения успеха этого сражения предполагалось ускорить ремонт «Цесаревича» и «Ретвизана», а также присоединить Владивостокский отряд. Командовать отрядом С.О. Макаров послал контр-адмирала К.П. Иессена, которому поставил задачи отражения десантов на северо-востоке Корейского полуострова и демонстрационных действий у берегов Японии для отвлечения противника. При благоприятной обстановке Иессен должен был прорваться в Порт-Артур.

 С.О. Макаров настаивал на усилении флота отрядом контр-адмирала А.А. Вирениуса, которого война застала в Красном море, а также миноносцами типа «Циклон» и моторными минными катерами. Миноносцы он предполагал разобрать и перевезти по железной дороге, а минные катера срочно заказать в одной из иностранных фирм. В этом вопросе С.О. Макарова поддержал главнокомандующий всеми морскими и сухопутными силами адмирал Е.И. Алексеев. Однако их надежды не оправдались: отряд А.А. Вирениуса решением генерал-адмирала был возвращён на Балтику.

 «Цесаревич» и «Ретвизан», снятый с мели 24 февраля, исправлялись с помощью деревянных кессонов, подведенных под пробоины. Они могли вступить в строй не ранее, чем через три месяца и то благодаря приезду в Порт-Артур 189 мастеровых Балтийского завода во главе с талантливым корабельным инженером Н.Н. Кутейниковым. Несколько быстрее продвигался ремонт стоявшей в доке «Пал-лады». Состояние эскадренных миноносцев оставляло желать много лучшего. В марте 1904 г. в строй вступили «Страшный» и «Стройный», из 23 единиц в готовности к выходу в море находились не более трети. Организационные и технические мероприятия, проведённые по распоряжению командующего флотом, имели некоторый успех: в конце марта с эскадрой выходили 13 эскадренных миноносцев.

 Также были проведены перестановки командного состава. Отличившегося на «Новике» капитана 2-го ранга Н.О. Эссена Макаров назначил командиром броненосца «Севастополь», а на его место поставил капитана 2-го ранга М.Ф. Шульца, старшего брата флагманского минёра. Командующим отрядом крейсеров стал прибывший из Владивостока капитан 1-го ранга Н.К. Рейценштейн, а заведующим 2-м отрядом миноносцев -капитан 2-го ранга М.В. Бубнов. На «Цесаревич» предполагалось назначить капитана 2-го ранга М.П. Васильева, а на «Пересвет» - специально вызванного из Шанхая капитана 2-го ранга Н. А. Кроуна. Несмотря на протесты главнокомандующего Е.И. Алексеева, ГМШ утвердил большинство назначений,но для этого Макарову пришлось пойти на угрозу сложения полномочий.

 Вечером 25 февраля С.О. Макаров послал в разведку к островам Эллиот (80 миль от Порт-Артура) эскадренные миноносцы «Решительный» и «Стерегущий». Случилось так, что адмирал X. Того назначил на следующий день бомбардировку Порт-Артура, которую также хотел предварить ночной разведкой двух отрядов истребителей. Японские корабли были замечены из крепости,и против них был выслан отряд из 4 эскадренных миноносцев Матусевича.

 В ходе ночного боя русским удалось атаковать первыми. Японские истребители «Касуми», «Асасио» и «Акацуки» получили до 20 попаданий и потеряли 14 человек экипажа. Однако ранение командира отряда Матусевича и тяжёлые повреждения «Выносливого» помешали развитию успеха. В темноте японцам увели потерявший ход «Акацуки».

 «Решительный» и «Стерегущий», не обнаружив противника у архипелага Эллиот, возвращались в Порт-Артур и с рассветом 26 февраля обнаружили 4 японских истребителя. В завязавшемся бое «Решительному» удалось прорваться в Порт-Артур. «Стерегущий» получил попадание в машину, уменьшил ход и был окружён противником. В длившемся около часа бое на русском корабле были убиты все офицеры и большинство нижних чинов,вышли из строя все орудия. «Акебоно» получил 27 попаданий, «Сазанами» - 8, но оба остались в строю из-за слабого бризантного действия русских 75- и 47мм снарядов. Японцы попытались взять на буксир повреждённый корабль,но от полученных повреждений и открытых в машинном отделении кингстонам он вскоре ушёл под воду. Из 52 человек экипажа «Стерегущего» в живых осталось 4 матроса, трое из которых были ранены.

 Макаров на крейсере «Новик» спешно отправился на помощь,но было уже поздно. Адмирал не успел спасти «Стерегущий» и вскоре вернулся в Порт-Артур, поскольку как к крепости подошли обе эскадры Соединённого флота вице-адмирала X. Того. Но сам по себе факт выхода командующего на «Новике» оказал огромное моральное воздействие на моряков, возродив надежды на победу в борьбе с коварным противником.

 Утром 26 февраля шесть броненосцев X. Того впервые бомбардировали Порт-Артур, скрываясь за горой Ляотешань, где не было береговых батарей. В течение 3 час. 15 мин. они, сменяясь, выпустили 154 12" снаряда, повредив кессон «Ретвизана», вынужденного приткнуться к мели в Западном бассейне. Попадания также получили «Севастополь» и «Аскольд», но без серьёзных повреждений.

 Вторая бомбардировка японским флотом Порт-Артура, предпринятая утром 9 марта, была сорвана не только ответным - «перекидным» огнём «Ретвизана» и «Победы», но и неожиданным для противника выходом российского Тихоокеанского флота в море. К 10 час. 30 мин. во главе с С.О. Макаровым (флаг на «Аскольде») на внешнем рейде оказались 7 броненосцев и крейсеров. Вице-адмирал X. Того с присоединением прервавших бомбардировку броненосцев «Ясима» и «Фудзи» (снаряд «Ретвизана» упал в 4 м от его носа) имел 18 кораблей. Однако японский главнокомандующий не решился атаковать русский флот, маневрировавший под прикрытием береговых батарей, и отступил.

 В ночь на 14 марта японцы попытались затопить 4 парохода-брандера на фарватере Порт-Артура,но были обнаружены и вынуждены выброситься на берег.

 Ночью 31 марта вспомогательный заградитель «Кориу-Мару» и 12 истребителей и миноносцев смогли выставить мины на внешнем рейде Порт-Артура,на этот же день планировалась новая бомбардировка.

 По случайному стечению обстоятельств С.О. Макаров в ночь на 31 марта также планировал наступательную операцию: ночной поиск соединённых отрядов эскадренных миноносцев к островам Эллиот, где, по агентурным сведениям, собирались японские десантные силы. Восемь эскадренных миноносцев выполнили разведку,не обнаружили противника,но затем разлучились в темноте. Утром один из них- «Страшный» случайно наткнулся на 4 японских истребителя и принял их за своих. Когда на рассвете «Страшный» показал опознавательные, на него внезапно обрушился шквал огня. В первые же минуты боя погиб командир эскадренного миноносца капитан 2-го ранга К.К. Юрасовский. Неравную борьбу героического экипажа возглавил лейтенант Е.А. Малеев, который до последней возможности отстреливался из многоствольной пушки Норденфельдта, снятой ранее с японского брандера. Вскоре в минном аппарате «Страшного» от попавшего снаряда взорвалась приготовленная к выстрелу мина Уайтхеда, разметав по искалеченной верхней палубе убитых и раненых, миноносец начал тонуть. Японский отряд, использовав преимущество внезапности и подавляющее превосходство в силах, потерял всего 5 человек ранеными.

 На выручку «Страшному» полным ходом направился крейсер «Баян», отогнавший японские истребители. При этом «Баян» вступил в бой с приближавшимися к Порт-Артуру броненосными крейсерами 2-й японской эскадры. Умело маневрируя под огнём противника, командир «Баяна» капитан 1-го ранга Р.Н. Вирен смог поднять из воды 5 матросов из экипажа затонувшего «Страшного», вместе с которым погибли все четыре офицера и 47 нижних чинов.

 «Баян» повернул к Порт-Артуру, откуда навстречу японцам на «Петропавловске» вышел командующий флотом. С присоединением «Полтавы», «Баяна», «Аскольда» и «Новика», не дожидаясь выхода остальных броненосцев, С.О. Макаров атаковал японские крейсера. Вскоре «Петропавловск» открыл огонь из 12" орудий. Японцы отступили, но в 25 милях от Порт-Артура с мостика «Петропавловска» обнаружили главные силы Соединённого флота: 6 броненосцев и 2 новых броненосных крейсера («Ниссин» и «Касуга»).

 Ввиду превосходства противника С.О. Макаров решил вернуться на внешний рейд, где в кильватер «Полтаве» вступили «Пересвет» и «Победа». «Севастополь» находился ещё на выходе из бассейна, когда русский флагманский корабль начал обычный маневр — «восьмёрку»: адмирал Макаров собирался принять бой под прикрытием береговых батарей.

 В 9-39 «Петропавловск» подорвался на мине(или связке),в результате взрыва которой сдетонировал боезапас носовой башни ГК, и в течении 1,5-2 минут быстро ушёл носом под воду. Спасти удалось 80 человек, в том числе командира броненосца капитана 1-го ранга Н.М. Яковлева, капитана 2-го ранга великого князя Кирилла Владимировича и 5 других офицеров.

 На «Петропавловске» погибли 650 человек, среди них были адмиралы С.О. Макаров и М.П. Молас, и такие выдающиеся офицеры флота, как М.П. Васильев, А.К. Мякишев, Н.А. Кроун и К.Ф. Шульц, а также ветеран многих войн и походов художник В.В. Верещагин, бывший на броненосце в качестве волонтёра (выпускник Морского корпуса 1860 г.).

 Вскоре броненосец «Победа» также подорвался на мине, но остался на плаву и был уведён на внутренний рейд, русские корабли,подозревая атаку подводной лодки,открыли по воде шквальный огонь.

 Японский флот,тем не менее,не воспользовался неразберихой и потерей двух броненосцев,и в 15 часов скрылся за горизонтом.

 С гибелью «Петропавловска» и подрывом «Победы» в распоряжении адмирала Е.И. Алексеева, прибывшего 2 апреля в Порт-Артур для личного руководства флотом, оказалось всего 3 линейных корабля и сравнительно слабый «Баян» против 14 японских броненосцев и броненосных крейсеров. При таком соотношении сил активные действия могли привести к гибели остатков русского флота в неравном бою с противником. Поэтому Е.И. Алексеев, подняв флаг на «Севастополе» и назначив флаг-капитаном походного штаба Н.О. Эссена, избрал сугубо оборонительный образ действий, ожидая окончания ремонта повреждённых броненосцев.

 8 апреля адмирал Е.И. Алексеев, желая активностью Владивостокского отряда отчасти компенсировать бездействие главных сил флота в Порт-Артуре, разрешил контр-адмиралу К.П. Иессену выполнить набег на Цуругу и Хакодате силами трёх крейсеров (без «Рюрика») с целью «мешать перевозке вражеского десанта, а перед этим совместно с миноносцами произвести осмотр корейского берега». 10 апреля «Россия», «Громобой», «Богатырь» и миноносцы № 205 и № 206 вышли в море и через два дня, счастливо разминувшись в тумане с крейсерами Камимуры, подошли к Гензану. В Гензане миноносцы потопили японский пароход «Гойо-Мару» (600 брт). В тот же день, 12 апреля, отряд К.П. Иессена перехватил в море и потопил другой пароход - «Хагинура-Мару», после чего адмирал отправил миноносцы во Владивосток. Ночью после досмотра был потоплен транспорт «Кинсю-Мару».

 Успех русского крейсерского отряда был достигнут благодаря скрытности, обеспеченной не только туманом, но и полным радиомолчанием (приказание К.П. Иессена). Японцы, наоборот, пользовались радиотелеграфом, что позволило русскому командованию знать о присутствии противника в северной части Японского моря [7].

 В ночь на 12 апреля японцы попытались в третий раз закупорить фарватер Порт-Артура. 12 пароходов отправились в штормовую погоду,командир решил отменить операцию,но сигнал увидели только три судна. Остальные восемь на входе в бухту попали под сосредоточенный огонь береговых батарей,канонерских ложок и торпедные атаки миноносцев. Все брандеры затонули вдали от фарватера,большая часть их экипажей погибла.

 20 апреля вице-адмирал Того появился у Порт-Артура с главными силами флота. Русская эскадра осталась в гавани и японский главнокомандующий предположил, что закупорка окончилась успешно. Тем не менее, в соответствии с ранее принятым решением, для надёжного прикрытия высадки X. Того приказал начать непрерывную ближнюю блокаду Порт-Артура броненосцами днём и отрядами миноносцев ночью.

 С 22 по 30 апреля силы японской 2-й армии беспрепятственно высадились на Квантунском полуострове. Е.И.Алексеев выехал на передовую,оставив командовать флотов контр-адмирала В.К. Витгефта.

 Днем 1 мая 1904 г. минный транспорт «Амур» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Н. Иванова, воспользовавшись туманом,поставил 50 мин заграждения на обычном маршруте японцев.

 Утром 2 мая у Порт-Артура появился блокирующий отряд контр-адмирала Т. Насиба в составе броненосцев «Хацусе», «Сикисима» и «Ясима», крейсера «Касаги» и авизо «Тацута». В 9 час. 55 мин. флагманский корабль Т. Насиба - «Хацусе» кормой подорвался на мине, вода затопила рулевое отделение. Вскоре последовали два минных взрыва под броненосцем «Ясима», который потерял ход. Пытаясь спасти повреждённые корабли, японцы продолжали маневрировать в районе минного заграждения. В 11 час. 33 мин. «Хацусе» подорвался вторично. Взрыв мин, очевидно, вызвал детонацию кормовых погребов боезапаса и корабль стремительно затонул, унеся с собой 493 человека экипажа.

 Несмотря на то, что первый взрыв под «Ясима» был замечен русскими наблюдателями с Золотой горы, контр-адмирал В.К. Витгефт проявил колебания и не воспользовался благоприятной возможностью нанести серьёзное поражение части сил японского флота. Несмотря на советы контр-адмирала М.Ф. Лощинского, командира «Полтавы» И.П. Успенского и некоторых других, он отказался послать в бо



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Технические особенности русских и японских кораблей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технические особенности русских и японских кораблей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)