Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Предпринимательство связано с неопределенностью эко конъюнктуры,

вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из много вариантности сфер приложения капиталов и

раз критериев предпочтительности инвестировании средств, из

ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком и многих других

обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыноч отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник Рыночных  отношений изначально лишен заранее известных, от заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления

предпринимательской деятельности. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). Об уровне риска инновационной деятельности свидетель тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, од, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риска инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производстве  новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих  инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном предприятии, включает в

себя следующие основные виды риска: риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения

инновационного проекта достаточным  уровнем финансирования;

маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, не для реализации инновационного проекта: маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта; риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак); риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов: риски усиления

конкуренции:

риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес;

риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и

др.

Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных ин собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, то в этом случае долгосрочная экономическая цель реализации ин проекта в виде максимизации доли предприятий на рынках сбыта не будет достигнута.

Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового

состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем

финансирования включают в себя нижеследующие.

1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного

проекта. Данный риск характерен для ситуации, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить.

Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет привлечь

инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод—самофинансирование про, второй — опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ.

Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине со фирмы, либо в результате промышленного шпио, предпринятого конкурентами;

несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон или отсутствие достоверной

информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недо конкуренции;

появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих

однотипные, взаимозаменяемые товары, спо удовлетворить спрос

потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей данная фирма;

появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок

производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, тех. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных

продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

В некоторых случаях предприятия в целях экономии средств проводят

патентование изобретений относительно короткого  срока (в соответствии с

вышеназванным законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на исходные данных инноваций.

В течение всего срока действующий патент может быть

оспорен и признан недействительным полностью или частично.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин деятельности,

— это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой

дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с

внешнеэкономической деятельностью. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и предприятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сы, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия  при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значит снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре услуг и т. п. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:

• риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при

разработке и внедрении новых то и услуг высокого качества и высокой

стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить,

а это в свою очередь влияет на объемы реализованных новых изделий;

• риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз в следующих

ситуациях:

а) когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается

нестабильным;

б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно

сформировалась;

в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена

неверно;

г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб в новшестве

ограничена, и т. п.;

• риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной

организации сети сбыта и система продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, инвестиционные и др.

В заключение я приведу “десять правил эффективности исследований”, изложенные П.Дракером, которыми целесообразно руководствоваться инновационным фирмам в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности

[9]:

— Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус в тот день,

когда они впервые достигают самоокупаемость.

— Тот факт, что именно вы признаете новое изделие, про или услугу

устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.

—Лучше забыть уместное в XIX веке различие между “фун” и

“прикладными” исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.

— В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не “дисциплины”, а ору. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалист необходимо привлечь для реализации проекта.

— Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции; “каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию”.

Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать. последующие пять разъясняют, как надо делать.

— Ставьте высокие цели. Мелкие исправления обычно так же трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопротивление, как и фундаментальные.

Японские фирмы контролируют рынок, как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели.

— Тем не менее, эффективное исследование требует как долгосрочных, так и

краткосрочных результатов, необходимого равновесия можно достичь путем

ретроспективного анализа.

— Исследование — это отдельная работа, но не отдельная функция. Разработка —

превращение результатов исследований в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслуживание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них.

— Эффективное исследование требует организованного от не только от

изделий, процессов и услуг, но и от исследования проектов. Каждое

изделие, процесс, услуга и проект должны подвергаться

проверке на жизнеспособность раз в несколько лет, чтобы ответить на вопрос, стали бы мы начинать производство этого изделия,  процесса,

услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три

хороших ключа к определению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только “интерес” результаты.

— Исследования надо измерять так же, как все остальное. Довольно просто

установить конкретные цели для усовершенствования и измерить их. При

управляемой эволюции тоже можно поставить цели, например, одно новое

существенное изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововведение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали эти нововведение по количеству, качеству и последствиям позиции предприятия на рынке, и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений предприятия в следующие несколько лет.

   

 



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)