Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Показатели, влияющие на изменение производительности труда



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Показатели, влияющие на изменение производительности труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ.

      Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье "Заработная плата основных производственных рабочих", а в другом — в единицу времени производится больше продукции.

Под факторами роста производительности труда следует понимать всю совокупность движущих сил и причин, определяющих уровень и динамику производительности труда. Факторы роста производительности труда весьма разнообразны и в совокупности составляют определенную систему, элементы которой находятся в постоянном движении и взаимодействии.

Факторы роста производительности труда являются предметом пристального внимания работников науки, практики, поскольку они выступают в качестве первопричины, определяющей его уровень и динамику. К числу этих факторов следует в первую очередь отнести фондовооруженность труда и степень эффективности ее использования, уровень квалификации работников, их
дисциплину и волю, рациональные формы разделения и кооперации труда.

Исходя из сущности труда как процесса потребления рабочей силы и средств производства, все многообразие факторов, определяющих рост производительности труда можно условно разделить на следующие группы:

- факторы, относящиеся к самому живому труду или личные факторы (их еще называют "человеческим" фактором);

- факторы, относящиеся к техническому и организационному уровню
производства (технико-производственные факторы);

- природные условия.

Факторы производительности труда действуют постоянно, поскольку простые элементы процесса труда остаются одними и теми же.

 С развитием производства меняется взаимоотношение между ними: усиливается роль одних и ослабевает роль других. Если на ранних этапах общественного развития ведущая роль принадлежала личностным факторам, то с развитием производительных сил соотношение факторов изменилось: возросла роль организационно-технических факторов в повышении производительности
труда.

Среди материально-технических факторов роста производительности труда особое место занимает научно-технический прогресс, являющийся основой интенсификации всего общественного производства. С превращением науки в непосредственно производительную силу научно-технический прогресс влияет на все элементы производства — средства производства, труд, его организацию и управление.

Органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами рыночных отношений предполагает усиление связи науки с производством, дальнейшую концентрацию и специализацию производства, создание производственных объединений и хозяйственных комплексов, совершенствование отраслевой и районной структур и пр. Все эти процессы способствуют непрерывному повышению производительности труда.

Важнейшим фактором роста производительности труда является совершенствование технологии производства. Она включает в себя технические приемы изготовления продукции, производственные методы, способы применения технических средств, приборов и агрегатов. Основными направлениями совершенствования технологии производства в современных условиях являются: сокращение длительности производственного цикла, снижение трудоемкости изготовления изделий, предметно-замкнутое построение структуры производственных процессов, сокращение объема обслуживания на межоперационных перемещениях обрабатываемых предметов и др. Совершенствование технологии изготовления продукции во всех отраслях производства обеспечивает значительную интенсификацию и ускорение производственных процессов, их непрерывность и высокое качество продукции.

Факторы, влияющие на производительность труда, обладают не только личностной и технической природой, но и социально-экономической.
Социально-экономические факторы оказывают не меньшее, а большее
воздействие на рост производительности труда, чем те, о которых речь шла
выше.

Кроме этого различают глобальные и локальные факторы
производительности труда. Основанием такой классификации служит объект
статистического исследования: или промышленность в целом, или ее
отдельное звено - промышленное предприятие. Статистические исследования
производительности труда на уровне народного хозяйства в большей мере
учитывают глобальные факторы - численность населения страны, степень его
трудоспособности и занятости. Если же брать во внимание отдельное предприятие, то в этом случае локальные факторы будут играть решающее воздействие на рост производительности труда: это приобретенные производственные навыки, квалификация, возраст, стаж работы, существующие традиции работников, их заинтересованность поддерживать соответствующий уровень производительности труда на своем предприятии и др.

Факторы производительности труда могут быть разделены на интенсивные и экстенсивные. В схеме взаимосвязи указанных факторов выделяют статистическую величину средней часовой выработки (интенсивный фактор) и экстенсивную статистическую величину, которой является средняя продолжительность рабочего дня и средняя величина количества дней работы одного списочного рабочего в течение данного периода.

Для статистической классификации факторов производительности труда
важным принципом является их количественная характеристика. По этому
принципу все факторы производительности труда делятся на количественные
и качественные. В зависимости от цели исследования можно осуществить
самые различные классификации факторов производительности труда.
Основными требованиями к классификации факторов производительности труда
следует назвать следующие:

1. признак (показатель) должен быть существенным с позиции данной
познавательной задачи (например, квалификация работника и ее влияние на
увеличение выработки продукции);

2. сам фактор (признак) должен рассматриваться как некая переменная
величина, которую можно измерить и которая оказывает непосредственное
влияние на результат (в нашем примере признак - квалификация работника,
может быть измерена стажем работы, образованием, обладанием определенного разряда, ученой степени и т.п.).

Факторы роста производительности труда по сфере своего действия подразделяются на внутрипроизводственные и отраслевые. К внутрипроизводственным относятся факторы, действующие на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Все их многообразие сводится к следующим укрупненным группам: повышению технического уровня производства, совершенствованию управления, организации производства и труда, изменению объема и структуры производства.

Каждая из перечисленных групп и каждый фактор внутри них по-своему воздействует на производительность труда. Это воздействие имеет качественную характеристику — направленность: в каждый данный момент можно выделить повышающие и понижающие факторы. Кроме того, его можно оценить количественно — определить силу воздействия данного фактора. Направленность действия каждого из факторов данной группы или направленность действия группы факторов в целом может совпадать с направлением действия других факторов или быть ему противоположным. Результатом взаимодействия выступает тенденция движения производительности труда, складывающаяся на основе совокупного действия всей системы факторов.



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Показатели, влияющие на изменение производительности труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Показатели, влияющие на изменение производительности труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)