Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Теория информационной революции



2020-02-03 363 Обсуждений (0)
Глава 2. Теория информационной революции 0.00 из 5.00 0 оценок




Информационные и телекоммуникационные технологии привели к возникновению нового течения общественной мысли, именуемой теорией информационного общества. Эта теория имеет свою историю развития. К настоящему времени уже достигнуты определенные результаты, сформулированы основные термины информационного общества, основные его характеристики.

Профессор философских наук А.И. Ракитова понимает под информационной революцией изменения основы,  объем информации, способ передачи и хранения информации, доступной определенной части населения.

Профессор выделяет пять информационных революций.
Суть первой информационной революции заключается в распространении и внедрении в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с возникновением письменности. Сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания. Третья информационная революция отличалась от двух предшествующих тем, что сделала любую информацию, а в особенности научные знания, продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в использовании электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие критерии:

· создание сверхскоростных вычислительных устройств - компьютеров (в т.ч. персональных);

· создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей;

· создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний. [7]

Также необходимо упомянуть концепцию информационных революций О. Тоффлера, который выделил три "волны" в развитии общества: аграрную при переходе к земледелию, индустриальную при переходе к классическому капитализму и информационную при переходе к обществу, основанному на знании.

По мнению автора можно выделить следующие предпосылки информационной революции такие, как развитие технологического и машинного производства, которое приводит к созданию и успешному функционированию в сфере материального производства.Одной из не мало важных предпосылок является активное применение управленческих информационных систем в промышленно развитых странах к середине 1980-х гг., когда произошло распространение автоматических и компьютеризированных процессов, вывело на уровень управления ими. Это привело к переоценке ценностей, где главным нематериальным ресурсом является информация. Можно выделить основные черты индустриальной революции: использование, исключительно, новых основных материалов, главным образом железа и стали, использование новых источников энергии, новых двигателей и видов горючего, например, таких как паровая машина и уголь, затем электричество, нефть и двигатели внутреннего сгорания, использование механических изобретений, как машинных орудий, которые увеличивали производительность при малых затратах энергии человека.

В аграрных доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Основой жизни цивилизации нового типа являются  динамика и технический прогресс. Темп изменений становится быстрым по сравнению с прежними временами.

Важнейшим источником перемен в индустриальных странах стали достижения научно-технической мысли.
Причинами увеличения прироста научных знаний и технического прогресса к XIX в. являются.

Во-первых, наука на протяжении веков накопила огромный фактический материал, результаты наблюдений, экспериментов. Это подготовило основу для скачка в изучении законов природы.
Во-вторых, с развитием транспорта, связи ученые, работающие над сходными проблемами, получили возможность не только использовать плоды научной мысли друг друга, но непосредственно обсуждать и решать возникающие вопросы с коллегами.
В-третьих, источником приращения знаний стали исследования на стыках наук, грани между которыми ранее казались неощутимыми. Так, например, с развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины - физическая химия, биохимия. Научные прорывы на одном направлении вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.

В-четвертых, научный прогресс, связанный с приращением научных знаний, сблизился с техническим прогрессом. Наука все чаще использовала эксперименты, требуя от практиков новые измерительные приборы, оборудование. В свою очередь, все достигнутые результаты экспериментов, особенно в области химии, электротехники, опытные образцы машин, приборов начали использоваться в производстве.

Промышленный переворот, связанный с переходом от фабричного к индустриальному, массовому производству, вызвал глубокие изменения в характере противоречий общественного развития.

Модернизация, создание гигантских индустриальных комплексов потребовали значительного увеличения численности наемных работников - как рабочих, так и служащих. В среднем в развитых странах на протяжении последней трети XIX в. количество промышленных рабочих увеличилось примерно втрое, служащих корпораций, банков, государства - в четыре раза.

Индустриальная революция сопровождалась и политическими, и социокультурными изменениями. Изменения в политике отражали сдвиг в экономической власти; сформировалась новая государственная политика, соответствующая требованиям индустриального, а  уже не аграрного общества. В отличие от политических  социокультурные изменения происходили медленнее, но их влияние было глубже.

Рассматривая с информационной точки зрения, наш мир становится, более взаимосвязан. Расстояния уже не разделяют людей друг от друга, а наоборот благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью, что информационные ресурсы составляют большую часть национального богатства. Сегодня темпы научно-технического прогресса и развития всего общества в значительной степени определяются скоростью переработки информации. В связи с происходящими изменениями произошла и своеобразная универсализация понятия технологии, имевшего отношение ранее к сугубо производственной сфере.

В настоящее время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство-потребление") к системному описанию инновационного процесса.

Таким образом, современный этап развития хозяйственной системы позволяет констатировать изменение места информации в структуре факторов производства. В результате последней информационной революции информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, она овеществлена во всех факторах и продуктах общественного производства в силу этого она выступает как составная часть ВВП, интегрируется со всеми другими экономическими ресурсами, определяет эффективность всех остальных факторов и само существование  видов бизнеса и различных производств.



2020-02-03 363 Обсуждений (0)
Глава 2. Теория информационной революции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Теория информационной революции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)