Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Новая роль государства



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Глава 3. Новая роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Новые технологии, повлекшие за собой изменения прав человека - это стечение обстоятельств делает акцент на важнейшие моменты для переосмысления и формулировки нового понимания свободы слова и возможностей её регулирования в масштабе всего мира. Сомнительной оказывается сама способность государ­ства полностью контролировать поток идей и образов, находящейся в его грани­цах. Было бы не правильно допустить, чтобы потоки информации в мире оказались полностью свободными от каких-либо ограни­чений. Вместо ожидаемого упадка государственных институтов про­изошла их трансформация и формирование новых подходов и моделей управления об­ществом. Государства переживают напряжённый период утверждения новой техники регу­лирования и подчинения рынка свободного слова. Таким образом, нараставшая самостоятельность участников рынка СМИ и спровоцировала её ограниче­ние. Воздействия одного государства на идеологическое наполнение СМИ другого, данная концепция не новая, но в настоящий момент процесс такого взаимодействия посредством соглашений об обмене информацией и данными с каждым днем растает.

Глобализация сферы СМИ влечет не только повсеместное распространение гигантс­ких конгломератов производимой ими информации и повышение её роли в формировании мирового сознания.

Во «взаимозависимой» среде вопросы развития информационных технологий и организации информационных потоков в рамках одного государства выходят за пределы его ведения. Эволюция информационных структур локаль­ного уровня формирует глобальную инфраструктуру. Решения по формированию внут­ригосударственного информационного пространства становятся частью общемиро­вой политики обеспечения экономического обмена и безопасности государства.

Внимание к данным вопросам во всем мире обостряется по мере того, как правитель­ства разных стран понимают возможности информационного оружия как инструмента повышения влияния и благосостояния в мирное время и средства борьбы в ситуации войны. Таким образом, формально государства могут формировать только собственную культурную самобытность, однако в рамках национального законодательства они должны учитывать инициати­вы, обязательства, а также давление, формирующиеся на наднациональном, междуна­родном уровне.

«В мире происходит пересмотр стратегии государства по отношению к информационному обмену на данной территории. В этот процесс вовлечены правитель­ства, международные организации, транснациональные корпорации, правозащитные организации и рядовые граждане. Происходит радикальная трансформация систем ком­муникации, которая далека от завершения».[8]

Тридцать лет назад произошли перемены вызванные появлением кабельного теле­видения, двадцать лет назад то же самое произошло с изобретением спутниковой связи. Появление Интернета и конвергенция информационных технологий в последнее деся­тилетие повлекли за собой ещё более масштабную реструктуризацию информационной сферы.

Таким образом, рассматривая с точки зрения глубокого понимания происходящих изменений, это позволяет нам осознать последствия как в политической и культурной сфере, так и влияния на концепцию прав человека, а также – на формы и функции государственного управления в новых условиях.

 Системные изменения на уровне закона, обычно происходят в результате давления со стороны индустрии, госу­дарства или общества, как внутри государства, так и извне. В начале двадцать первого века новые зависимости между СМИ и государством были порождены потребностями глобальной борьбы с терроризмом. В соответствии с происходящими переменами, в условиях глобальной трансформации структуры СМИ, регулирующие орга­ны на национальном и международном уровне вынуждены пересматривать и коррек­тировать свою политику.

В каждом отдельном случае были свои определенные национальные причины перемен и различия в формах их проявления. Идет создание (или новое создание) глобальной структуры коммуника­ции. Поскольку её строение играет важную роль для сохранения национальной само­бытности, экономического обмена и мирового политического порядка, процесс созда­ния этой структуры — вопрос не только внутренней, но и внешней политики госу­дарств, участвующих в нём, но и тема для обсуждения на международном уровне.

Как считает Прайс, что данный процесс предопределён ходом технологического разви­тия и по этой причине является неизбежным результатом потребности капитализма в инновациях. С точки зрения геополитики реформа СМИ является инструментом борь­бы за влияние, правильное использование которого, в свою очередь, может серьёзно повлиять на соотношение сил в этой борьбе. Но ни один отдельно взятый фактор – технологический, геополитический, экологический или идеологический – сам по себе не может обосновать столь глобальные перемены. Однако взятые в комплексе, с учётом различного соотношения роли того или иною фактора в каждом конкретном случае, они могут считаться весомым объяснением.

Одно из не мало важных перемен является возникновение одного из доступа расширения к СМИ - телефонии в районах, где до сих пор не создана современная техническая инфраструктура, однако существует средний класс, который в состоянии оплатить свои информационные потребности. Ключевой проблемой является отношения государства с Интернет-провайдерами, с пользователями Интернета, появляющаяся возможность контроля за потоками информации в сети и установление приоритетной ценности, когда свобода получать и передавать информацию противоречила идее защиты национальной безопасности. Следовательно, могут происходить изменения политики обеспечения свободы информации, норм касающихся содержания предаваемой различными СМИ информации, провоцирующих социальную и национальную нетерпимость.

«В нестабильном мире, где новые потоки информации могут затронуть хрупкие восприимчивые сферы и вызвать религиозный раскол, спровоцировать вспышки террора и насилия, разрушение культурных норм, именно эти сферы требуют правового урегулирования».[9]

Существования в странах национального законодательства постоянно изменяется в связи с новыми обстоятельствами и новыми технологиями, практикой правоприменения в условиях трансграничного информационного обмена и огромного разнообразия форм и методов передачи данных. Возникает вопрос защиты интеллектуальной собственности; издательские компании и заинтересованные стороны в разных странах объединяются и на основе международных соглашений инициируют изменение национального законодательства для защиты авторского права.

 Существует множество обоснований важности роли новых технологий как для транс­формации правового режима СМИ во всем мире, так и для международных организа­ций, действующей в данной сфере. Например, пересмотр — на глобальном уровне — существующе­го законодательства о СМИ вызван тем, что суть регулируемых этой сферой права отношений изменяется по мере развития технологий, и на сегодня традиционные модели правового воздействия устарели. Новые технологии во внушительной степени огра­ничили возможности государства удерживать контроль над информационным потоком на своей территории, а также государства ищущие возможность его восстановить. Вершиной технологического прогресса в сфере СМИ является Интернет, полностью изменивший представления о государственных границах и политических реалиях. Неподконтрольность процесса распространения компьютерной информации через границы делает надзорные функции правительства бессмысленными или требующими очень больших затрат. В тех государствах, где контроль за информационным потоком является ключевым условием удержания власти, предпринимаются активные усилия, чтобы не допустить опасного увеличения количества телеканалов и иных источников информации и чрезмерной проницаемости государственных границ.

Предпринимая такие шаги, государства обнаружили, что новые технологии могут, как сократить возможности контроля, так и создать новые его формы. В некоторых странах попытались «направить» развитие Интернета таким образом, чтобы сохранить традиционные формы государственного управления и даже расширить его возможно­сти.

Внедрение новых технологий практически всегда влечёт проблему создания парал­лельной системы распространения информации, при этом одна из систем контролиру­ется государством, а другая — нет. В то же время пользователи указывают, что возможности двух систем неравны, например, так было, когда кабельное телевидение начало конкури­ровать с аналоговым, или позже спутниковое — с кабельным. «Технологии изобилия» лишают смысла традиционные обоснования регулирования вещания, ключевым пониманием среди которых была ограниченность ресурса.

Таким образом, новые технологии ведут к созданию новых «пропускных пунктов» и расширяют возможности ведущих компаний подавить конкуренцию. Поскольку тех­нология несёт в себе как новые возможности, так и новые угрозы, новые коммуникаци­онные модели могут изменить структуру и возможности информации в зависимости от того, кем и при помощи каких средств она распространяется, и это изменит сегод­няшнее соотношение сил. Уже неоднократно упоминалось, что спутниковые технологии и Интернет разрушают старые и способствуют созданию новых представлений о наци­ональной самобытности. Развитие структур СМИ зависит от того, что будет признано предпочтительным — под­держивать новые возможности или сопротивляться им с учётом имеющихся преимуществ и угроз.

Не мало важными понятия являются место и пространство. С категорией пространства соотносится модель поведения, которая исходит из того, что информация распространяется такими путями и способами, что к ней не могут применяться традиционные критерии и оценки, а также ограничения. «Закон уступает место общепризнанных принципов, поскольку признается, что обычные механизмы управления в этих условиях неэффективны. Новая схема распро­странения информации не предусматривает ни стабильного объекта правового воздей­ствия и управления, ни возможности создания единого универсального свода приме­нимых правил. Эта идея пространства воплощает мечту, в которой граждане, общественные движения и государственные организации, транснациональ­ные корпорации конкурируют в глобальном информационном поле, не встречая каких-либо нормативных ограничений»[10].

Идея же «места» по мнению автора, имеет противоположный характер. Она подразумевает возможности государственной власти, в географических рамках страны, контроли­ровать национальные СМИ и оказывать определенное воздействие на форму и содер­жание потока информации, в результате чего и существует национальное государство как таковое.

Противопоставляя идеи «места» и «пространства», эти категории можно соотнести с двумя взаимодействующими понятиями, суверенитета и глобализацией. Суверенитет подразумевает возможность государственной, легитимной вла­сти устанавливать законы и принуждать к их исполнению, а также иметь исключитель­ное право на применения силы. Многие стремятся к этому, но немногие государства ре­ально обладают абсолютным суверенитетом, а большинство правительств признали или согласились с определённым ограничением своей власти как внутри страны, так и на международной арене. Суверенитет государств не имеет формального закрепления, но мировой порядок требует, чтобы со­здавалась хотя бы некая иллюзия такого закрепления из соображений стабильности. Во многих странах оказалось, что отно­шения, составляющие основу национального суверенитета, исторически зависели от непредвиденных явлений экономического, военного или иного характера как внутри страны, так и за рубежом.

В конечном счете, предметом данного исследования является не понятие суверените­та в целом, а его «ипостась», которая связана с информационной сферой.

Устойчивость государства в дальнейшей перспективе зависит от грамотной экономической и силовой политики, а так­же культурных связей и исторического наследия. Национальные СМИ являются важ­ным инструментом эффективного и рационального управления, а от них же в свою очередь зависит и прочность культурных связей. В стремлении государства заслужить одобрение со сто­роны своих граждан СМИ могут эффективно использоваться для убеждения и достиже­ния согласия в обществе. Но СМИ задействованы в двух других схемах поддержа­ния устойчивости государства: менее затратно утверждать суверенитет или добиваться поддержки, манипулируя образами, чем при помощи военной силы и террора. Это обстоятельство объясняет также, почему государство стремится удержать монополию над системой СМИ, а, следовательно, и информационным потоком, не допуская конку­рентов к столь опасному инструменту.

Глобализация, по сути, ведет к тому, что государство постепенно утрачивает возможность контро­лировать направление и содержание информационных потоков. Глобализация изменя­ет роль СМИ в сохранении национальной самобытности государства и народа. Культур­ные связи, которые раньше формировались в рамках юрисдикции одного государства, теперь освобождаются от такой зависимости. Кроме того, она, лишает власти возможности препятствовать проникновению в страну и распространению нежела­тельной информации. Данное понятие обусловило создание наднационального правово­го режима и новых норм (в том числе гарантий прав человека), чтобы воспрепятство­вать попыткам властей ограничить доступ к информации даже в тех случаях, когда они имеют для этого техническую возможность.

С одной стороны, глобализация влечет ряд положительных явлений - равномерное распространение информационной продукции, межконтинентальные связи, развитие общих категорий и понятий. С другой же стороны, она может рассматриваться как предпосылка унификации, прежде всего в культурной сфере, в рамках крупных регионов. Более того, результатом такой унификации будет распространение именно западной модели и куль­туры СМИ. «Глоба­лизация означает закат национальных государств и утрату возможности властного кон­троля над информационным пространством»[11]. Обобщая сказанное, можно сказать, что глобализация означает радикальное техническое усложнение и экономическое и поли­тическое удорожание попыток локализации информационных потоков.

Таким образом, под влиянием новых технологий, различных новых открытий изменяется роль государства, и меняются права человека.

 

 

Заключение

Каждая новая технология сбора информации влекла соответствующий определенному характеру противодействия. С момента своего появления радио считалось серьёзнейшей уг­розой национальному суверенитету, практически как сегодня — Интернет. Первые ра­диопередачи связывали корабли с береговыми службами: та же схема была впоследствии использована пиратскими радиостанциями. Радио в силу своих технологических особенностей не знало политических границ, пока не сформировалось как общеприз­нанный элемент национальных систем СМИ. В 1920-е и 1930-е годы открыли новые страницы в истории правового регулирования данной сферы, которые четко обозначи­ли интерес государства в установлении контроля над информационным потоком на его территории. В то же время развитие практики ведения пропаганды через СМИ открыло дополнительные возможности радио. В 1970-е годы появление спутниковой связи обозначило критический момент для традиционных политических границ. Сегодня Интернет, незаметный, но всепроникающий и вездесущий, представля­ется заключительным этапом эволюционной тенденции к стиранию границ.

Технологии свободы обновляются с каждым новым днём: новое поколение спутников, новые возможности телефонии, новые способы передачи сигнала по всему миру. В условиях стремительно­го технологического развития остается, один шаг до полного исчезновения государственных границ, которые до сих пор выступают препятствиями на пути свобод­ного потока информации. Практически везде признано, что существование политичес­ких границ теряет смысл, поскольку на практике технологии позволяют легко их преодо­леть, их дальнейшее существование искусственно дезориентирует дальнейшее разви­тие информационных и политических структур.

Большинство исследований обращают внимание на природу современной техноло­гии как всепобеждающего и определяющего фактора, который ограничивает возмож­ности контроля над информационным и культурным пространством в рамках одного государства. Унификация информационного пространства требует укрепления защи­ты прав человека и демократических ценностей. Увеличение объема информационно­го обмена ведет к выходу экономического обмена за пределы одной страны и росту международной торговли.

Необходимо чтобы государства в данных условиях проявили заботу о сохранении своего языка и культурного наследия, поддержали наци­ональные усилия в политической и творческой сферах. Это определит значимость и «вес» информационного продукта каждой страны. Существует необходимость обеспе­чения национальной безопасности государств - это имеет решающее значение для формирования информационной политики.

Учитывая активное противодействие государственных структур угрозе их власти со стороны новейших информационных технологий, сегодняшние утверждения о кончине институтов государственного управления представляются преждевременными. Суще­ствует труднообъяснимое, но очевидное противоречие между теоретическими пост­роениями и гораздо менее впечатляющей реальностью сегодняшнего дня. В то самое время, когда целесообразность государственно-властного управления и законотворче­ства представляется все более сомнительной, все активнее звучат призывы к норматив­ному урегулированию и необходимости сохранения контроля над информационным потоком. Однако именно сегодня рынок настолько объёмен, а технология настолько вездесуща, что любые попытки создания формального регулирования, особенно в ин­формационной сфере.

Взаимовлияние информационных потоков и государственных границ всегда нахо­дится в переходном состоянии. Однако сегодня это состояние приобрело новое содер­жание: технологии свободы не подчиняются власти транснациональных монополий, традиционно вытеснявших с рынка молодые или оппозиционные культурные и полити­ческие течения. Новые технологии предоставляют новую возможность объединить в единых рамках «информационных границ» диаспоры - нации, представителей которых разделяют физические расстояния. Политические границы влияют на информационные, и наобо­рот: радикальные изменения в «ландшафте» СМИ во всём мире неожиданным образом меняет и политическую карту.

Информационная революция является радикальным изменением в XX веке, способов передачи и хранения информации, а также его объема информации, доступной активной части населения. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества. И играет большое воздействие на изменении роли государства.

 

 

Список литературы:

1. Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. – М.,1993.

2. Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М.: 2004.

3. Ракитов А.И. Информация? наука, технология в глобальных исторических измерениях. –  М.: 1998.

4. Тоффлер Э. Адаптивная корпорация, 1985.

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXIв. – М.:2003.

6. 25 лет инфокоммуникационной революции: под ред. Л.Е. Варакина. – М.: 2006.

 


[1] Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. – М.,1993. с.3

[2] Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. – М.,1993. с.4

[3] Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. – М.,1993. с.5

[4] Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. – М.,1993. с.18

[5] Тоффлер Э. Адаптивная корпорация, 1985.с.119

[6] Тоффлер Э.. Адаптивная корпорация, 1985.с.121

[7] Ракитов А.И. Информация? наука, технология в глобальных исторических измерениях. – М.: 1998.

[8] Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М.: 2004.с.15

[9] Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М.: 2004.с28

[10] Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М.: 2004.с.36

[11] Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. – М.: 2004.с.40



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Глава 3. Новая роль государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Новая роль государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)