Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты



2020-02-03 253 Обсуждений (0)
Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты 0.00 из 5.00 0 оценок




    На ряде карт есть слой, содержащий дополнительный иллюстративный и текстовый материал. Если он включен, на карте отображаются шарообразные значки с латинской буквой «i». При щелчке по ним мышкой раскрываются окна с дополнительной информацией, которые можно развернуть на весь экран (рис.5).

Рис.5. Дополнительный иллюстративный и текстовый материал

Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии.

    Существует три основных вида работ с электронной картой:

1)работа со слоями карты;

2)работа с дополнительным материалом;

3)использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.)

Работа со слоями карты

    Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

    Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоёв на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктатов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты

Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т.д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

Использование дополнительных возможностей программы   

    Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т.д.

    Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

    Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).

 

ГЛАВА

    2.1. Виды работ с физическими картами

       Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты (электроэнергетики, металлургии, машиностроения России и др.). Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без сомнения, относится физическая карта мира.

    При изучении географического положения материков, сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить самопроверку.

    При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры.

    Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.

    Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральские и Скандинавские с Гималаями и Кордильерами.

При изучении климата материков есть возможность графически показать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).

При изучении гидросфера суши можно:

Не выводить на экран названия объектов гидросферы, предложив учащимся подписать их;

Не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект (реку, озеро и т.д.). следует отметить, что необходимо заранее подобрать такие примеры водных объектов суши, чтобы задание имело смысл, ведь ученик должен догадаться о возможном местоположении долины реки, котловины озера по окружающему рельефу;

Дать задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при включенном слое с рельефом);

Сравнить характер течения горных и равнинных рек путем анализа фотографий системы Миссисипи на разных участках.

Примеры заданий

1.Нарисуйте среднее и нижнее течение Замбези. Укажите местоположение водопада Виктория. ( Для того чтобы задание было выполнено, необходимо заранее нарисовать линию верхнего течения реки на плоскогорье, т.е. просто обвести данную часть реки при включенном слое с водами суши.)

2.Нарисуйте котловину озера Ньяса и реку Шире, соединяющую озеро Ньяса и реке Замбези. (Для проверки точности выполнения задания необходимо просто включить слой, отображающий реки и озера, и сравнить рисунок учащегося с реальной конфигурацией объектов.)

3.Обозначьте на карте Южной Америки границы водного бассейна реки Амазонки.

4.Обозначьте на карте Северной Америки границы водного бассейна реки Маккензи.

5.Проведите линию водораздела между бассейнами Амазонки и Ориноко.

Как видно из приведенных примеров, возможность рисования на карте значительно расширяет ее роль, как наглядного пособия при объяснении нового материла. Поясняющие рисунки, которые учитель ранее традиционно делал на доске, теперь можно делать на карте, при чем либо заранее, либо непосредственно в процессе объяснения.

Интерактивные физические карты представляют широкие  возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.)



2020-02-03 253 Обсуждений (0)
Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)