История развития отношений Китая и Тайваня
Китай является крупнейшим торговым партнёром Тайваня, Тайвань является ведущим инвестором в Китае, и тайваньцы ежегодно совершают около 4 млн. поездок на другую сторону пролива. При всём этом может показаться странным то, что диалог, даже опосредованный, между правительствами в Пекине и Тайбэе практически отсутствует на протяжении уже целого десятилетия. Как и то, что регион, бурное экономическое развитие которого стало предметом зависти всего мира, постоянно называется военными аналитиками в числе трёх регионов, где с наибольшей вероятностью может разразиться крупный международный военный конфликт. Ситуацию в зоне Тайваньского пролива уподобляют запутанному узлу, который никто не в состоянии распутать. Отношения между двумя сторонами пролива прошли в своём развитии за последние 50 с лишним лет несколько фаз, каждая из которых отличалась от предыдущей ещё большей неопределённостью и противоречивостью. За эвакуацией режима Национальной партии Китая (Чжунго гоминьдан - ГМД) из Китая на Тайвань в 1949 году последовали почти 30 лет военной конфронтации. Каждая из сторон претендовала тогда на положение «единственного законного правительства Китая» и преследовала в своих действиях цель уничтожить другую сторону. Китайская Республика на Тайване, используя введённое ею военное положение, пыталась мобилизовать население острова на превращение Тайваня в базу для «возвращения материка». Китайская Народная Республика на материке, со своей стороны, предпринимала артиллерийские обстрелы, а также воздушные и морские атаки на островные группы Цзиньмэнь и Мацзу, контролируемые Тайбэем и расположенные всего лишь в нескольких тысячах метров от побережья материковой провинции Фуцзянь, в качестве первого шага к «освобождению» Тайваня. Период военной конфронтации продолжался до 1978 года, когда бомбардировки Цзиньмэня, наконец, прекратились. Когда Соединённые Штаты официально признали КНР в 1979 году, на смену «горячей» войне в Тайваньском проливе пришла «холодная». Пекин развернул интенсивную кампанию, нацеленную на достижение «мирного воссоединения». В ответ Тайбэй провозгласил непреклонную политику «трёх не» - «не вступать в контакты, не вести переговоры, не идти на компромиссы», явившуюся следствием того, что уроженцы материка, продолжавшие править островом, стали постепенно сознавать, что «возвращение материка» - несбыточная мечта. Существенные коррективы начали вноситься в эту политику в 1987 году, когда на Тайване было отменено военное положение и его жителям было разрешено посещать родственников в КНР. Лёд, сковывавший отношения между двумя сторонами пролива, тронулся. Контакты между людьми начали неуклонно расширяться. В 1990-1992 годах правительство создало новую организационно-правовую структуру, предназначенную для поддержания контактов с КНР: было разработано и принято Положение о связях между жителями Тайваньского региона и Материкового региона, ставшее базовым правовым актом, регламентирующим связи через пролив; были учреждены Комитет по делам материка (КДМ) Исполнительного Юаня и Фонд развития связей между двумя сторонами Тайваньского пролива (SEF) - формально частная организация, финансируемая правительством и уполномоченная им вступать в сношения с другой стороной пролива для решения технических и коммерческих вопросов двусторонних связей; кроме того, был сформирован Совет национального объединения (СНО) и утверждена Программа национального объединения (ПНО). ПНО предусматривала трёхэтапное продвижение к объединению в качестве основополагающей политики тайваньского правительства. «Целью СНО и ПНО было поддержание стабильных отношений между двумя сторонами пролива, - говорит член Законодательного Юаня от ГМД и бывший член СНО Су Ци. — Термин "объединение" создавал у Пекина ощущение безопасности — благодаря этому было возможно сохранять статус-кво, а это позволяло жителям Тайваня чувствовать себя в безопасности». Су Ци, который занимал посты заместителя председателя и председателя КДМ, отмечает, что время, когда обе стороны почувствовали себя в безопасности, было подходящим моментом для открытия диалога между ними. SEF и его партнёр со стороны КНР - Ассоциация по связям через Тайваньский пролив (ARATS)- провели в 1992 году в Гонконге встречу, на которой был вынесен на обсуждение принцип «одного Китая». На той встрече не было достигнуто единого понимания упомянутого принципа, но из последовавших за ней телефонных переговоров и писем, которыми обменивались стороны, ГМД пришёл к заключению, что Китай молчаливо согласился со следующим: каждая из сторон признаёт, что существует только один Китай, и не оспаривает интерпретации понятия «один Китай» другой стороной (для правя щей на материке Коммунистической партии Китая (КПК) «один Китай», безусловно, означает КНР, а ГМД неизменно утверждает, что «один Китай есть Китайская Республика»); так появилась хитроумная формула «один Китай с различными интерпретациями» (и Чжун гэ бяо). В 1993 году, после более чем годовой подготовки, включавшей консультации по разработке повестки дня встречи, председатель правления SEF Гу Чжэньфу и председатель правления ARATS Ван Даохань встретились в Сингапуре и подписали соглашения относительно порядка заверки правовых документов при осуществлении связей через пролив, порядка доставки заказных почтовых отправлений и системы поддержания контактов между двумя организациями. Чэнь Минтун, профессор Постбакалаврского института национального развития Государственного тайваньского университета, занимавший с 2000 по 2004 год пост заместителя председателя КДМ, считает, что не существовало никакого консенсуса относительно «одного Китая с различными интерпретациями». «В Конституции КНР записано, что Тайвань является частью её территории и "завершение великого дела воссоединения родины - священный долг всего китайского народа", - отмечает он. - "Один Китай" в понимании Пекина - так же, как и большей части международного сообщества, - это, вне всяких сомнений, Китайская Народная Республика». Существовал «консенсус 1992 года» или нет, но переговоры между двумя организациями регулярно проводились в течение двух лет. Одновременно становились всё интенсивнее частные контакты между двумя сторонами; в начале 90-х годов начало бурно развиваться их экономическое взаимодействие. Прогресс в развитии экономических и культурных связей, однако, не привёл к более тесному политическому взаимодействию сторон. Тайвань продолжал стремиться к расширению сферы своей деятельности на международной арене, а Китай продолжал свою кампанию по переманиванию дипломатических союзников Тайваня. Когда в 1995 году тогдашний президент Ли Дэн-хуэй посетил свою альма-матер - Корнеллский университет в США, переговоры между SEF и ARATS были прерваны, и Китай провёл военные учения с пусками ракет в районы акватории, прилегающие к Тайваню. Он вновь произвёл такие пуски в период, предшествовавший президентским выборам на Тайване в 1996 году, что вылилось в противостояние с Соединёнными Штатами. А в 1999 году, когда, казалось, наметилось возобновление переговоров между SEF и ARATS, президент Ли охарактеризовал отношения между Тайванем и Китаем как «особые межгосударственные отношения». Китай увидел в этом заявлении, исходившем от самого тайваньского лидера, отступничество от принципа «одного Китая» и вновь прервал диалог. ГМД и КПК могли воевать между собой, игнорировать друг друга или временами вступать в переговоры друг с другом, но обе партии рассматривали раздельное существование Тайваня и материка как вопрос, оставшийся нерешённым со времени гражданской войны, которую они вели в конце 40-х годов. Но ситуация кардинально изменилась в 2000 году, когда на президентских выборах победил кандидат Демократической прогрессивной партии (ДНИ) Чэнь Шуйбянь. В своей инаугурационной речи президент Чэнь провозгласил политику «пяти (или, точнее, 4+1) не» в сфере отношений между двумя сторонами пролива. Он заявил, что «в случае отсутствия у режима китайских коммунистов намерения использовать против Тайваня военную силу» он в течение срока своих полномочий не будет (1) добиваться создания нового независимого государства, (2) добиваться изменения официального названия государства - Китайская Республика, (3) инициировать включение в Конституцию определения взаимоотношений двух сторон пролива как «особых межгосударственных отношений», (4) инициировать проведение референдума об изменении статус-кво в связи с проблемой независимости или объединения, а также (5) поднимать вопросы об упразднении СНО и отмене ПНО. В ответ на курс Чэнь Шуйбяня Пекин занял позицию, выражавшуюся формулой «слушать, что он говорит, и наблюдать затем, что он делает». Но когда в 2002 году президент Чэнь охарактеризовал взаимоотношения Тайваня и Китая как сосуществование самостоятельных государств («на каждой стороне [пролива] - государство»), Пекин отказался от выжидательной позиции и стал изображать его как «закоренелого приверженца независимости Тайваня». Хотя президент Чэнь и администрация ДПП многократно демонстрировали готовность возобновить диалог и консультации с Китаем, с противоположной стороны Тайваньского пролива не последовало никаких позитивных откликов. В марте 2005 года Китай принял Закон о противодействии разделению страны, который предусматривает применение Китаем «немирных средств» в отношении Тайваня в случае «отделения Тайваня от Китая под любым названием и в любой форме... либо полного исчерпания возможностей мирного объединения». В ответ президент Чэнь выступил с заявлением из шести пунктов, в котором подчёркивался суверенитет Тайваня и то, что будущее Тайваня может определяться только его жителями, а также содержался призыв к мирному урегулированию ситуации в отношениях между двумя сторонами пролива. В ситуации, когда отношения между тайваньским правительством и Пекином оставались далеко не гладкими, состоялись переговоры между оппозиционными партиями Тайваня и правящим режимом КНР. В 2005 году Китай посетили бывший председатель ГМД Лянь Чжань и председатель Народной партии (Циньминьдан) Сун Чуюй. Лянь встретился с генеральным секретарём КПК, председателем КНР Ху Цзиньтао, и они договорились о совместных действиях в нескольких областях, заявив, в частности, о намерении создать механизм экономического сотрудничества двух стран, провести консультации по «интересующим жителей Тайваня вопросам участия в международной деятельности» и создать платформу для регулярной коммуникации между двумя партиями. Как долго будет Китай допускать сохранение статус-кво? И какие существуют альтернативы военной конфронтации двух сторон пролива? Некоторые предлагают рассмотреть возможность образования Тайванем и Китаем некоей федерации. «Но предварительное условие образования федерации - признание каждой из сторон другой стороны суверенным государством, - говорит Чэнь Минтун. - Судя по тому, что мы имеем сегодня, нас отделяет от этого долгий, долгий путь».
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |