Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно.

Финансовые институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного.

Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итоге государство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг.

Противоречивая роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России – единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.

Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО .

Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.

В последние два-три года развитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительного потребления капитала в стране), льшинство расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.

В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число участников рынка государственных ценных бумаг возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развивать конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы .

В 2009 г. по согласованию с Банком России Минфин России отказался от размещения на рынке коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины — 3, 5, 10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов, размещенного на сайте Минфина России.

Для обеспечения ликвидности новых выпусков государственных облигаций и рынка в целом, планируется, что трех- и пятилетний выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом будут размещаться в течение одного года в объеме 42 млрд. руб. каждый (то есть в 2010 г. будут размещаться уже два новых соответственно трех- и пятилетний выпуска облигаций). Десятилетние выпуски облигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух .При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственно десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — до 90-100 млрд. руб.

В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные ценные бумаги, Минфин России будет проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам .

Так, за 2009 г.Минфином России проведено:

- 10 первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 67,305 млрд. руб., или 65,34% от общей суммы привлечения;

- 12 аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведении первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 32,741 млрд. руб., или 31,78% от общей суммы привлечения.

Без проведения аукциона Минфин России осуществлял в 2009 г. доразмещение гособлигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении доразмещения госбумаг объявлялось заранее. Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968 млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения. Таким образом, Минфин России на сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмещению 97,12% от общего объема привлечения за 2009г.

Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки нормативной базы изменили свою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей компании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным.

В течение 2007-2009 гг. уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показа­телей, характеризующих инфляцию

Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ.

Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются следующие:

1) консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;

2) неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по государственным ценным бумагам.

Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе-июне 2008 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.

Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2006-2009 гг., для внутреннего рынка сохраняются и в 2010 г. Сюда входят:

- обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов и средствами Стабилизационного фонда Российской Федераций;

- сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно раз­вивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга при одновременном уменьшении внешнего долга, особенно его нерыночной части.

3.3.  Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности коммерческих банков

Существенную роль в повышении эффективности действующей системы направления кредитных ресурсов в производство играет процентная политика коммерческих банков, которая должная быть построена таким образом, чтобы предоставление инвестиционных кредитов было выгодным и банку, и заемщику. Важными и перспективными направлениями кредитования, нуждающимися в развитии, являются синдицированные и ипотечные кредиты в производственной сфере.

Весьма ограниченным остается использование банками такого кредитного инструмента финансирования инвестиций, как лизинг. Между тем лизинг мог бы стать одним из важнейших инструментов мобилизации инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности, выступить в качестве средства укрепления связей банковского капитала с производством в условиях, когда ограниченность ликвидных средств у предприятий препятствует масштабному развитию производства, а банки сталкиваются с необходимостью диверсификации рисков и сфер вложений для повышения своей надежности. Для банков лизинговые операции могли бы явиться привлекательной формой размещения активов. При этом банк может выступать в роли как непосредственного лизингодателя, так и стороны, финансирующей лизинговую сделку.

Незначительны масштабы и такой формы инвестиционной деятельности коммерческих банков, как вложения в ценные бумаги и паи предприятий. Доля вложений банков в ценные бумаги предприятий в общем объеме активов не превышает 5%.

В структуре вложений банков в акции нефинансовых предприятий и организаций (прочие акции) высокую долю составляют спекулятивные вложения. Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение доли спекулятивных вложений и соответствующее повышение доли акций, приобретенных для инвестирования.

При вложении средств в акции кредитных организаций (как резидентов, так и нерезидентов) банки в основном преследуют цели инвестирования. Доля акций, приобретенных для инвестирования, в общих вложениях колеблется от 85 до 90% . Растет участие банков в дочерних и зависимых обществах. Это отражает в первую очередь рост банковских инвестиций в развитие собственно финансового бизнеса, усиление тенденции к интеграции финансовых структур. Данная тенденция прослеживается в процессах слияния и поглощения кредитных институтов, присоединения мелких и средних банков к более крупным в качестве филиалов, росте взаимного участия банков в капиталах друг друга, заключении картельных соглашений, создании банковских консорциумов и холдингов.

Необходимость обеспечения устойчивости и объединения усилий в сложной экономической ситуации явилась важным, но не единственным обстоятельством усиления взаимодействия финансовых структур. Решение проблем перспективного размещения активов при сокращении возможностей использования спекулятивных финансовых инструментов определяет выбор надежных и максимально контролируемых способов вложения, в качестве которых и выступает инвестирование в финансовый бизнес. Вместе с тем интеграция финансовых структур представляет собой одну из важнейших предпосылок осуществления инвестиций в реальный сектор экономики, поскольку на базе маломощных банков обеспечить масштабное инвестирование производства не удастся даже при создании максимально благоприятных условий.

Важное значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий. К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести дифференциацию экономических нормативов в зависимости от доли их инвестиций в реальный сектор экономики и льготное налогообложение.

Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам.

 

 

Выводы и заключение

Анализ практики деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг позволяет сделать ряд выводов.

1. Коммерческие банки играют на рынке ценных одну из важнейших ролей. Они могут выступать на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников и профессиональных участников.

Деятельность банков на фондовом рынке России осуществляется с 1998 года только на основании лицензии ЦБ РФ на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В целом работа коммерческих банков контролируется ЦБ РФ и регламентируется «Законом о банках и банковской деятельности».

2. Наиболее разработаны в методическом отношении и наиболее регламентированы операции коммерческих банков по эмиссии собственных ценных бумаг. Коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов и других ценных бумаг. Выпуская обыкновенные и привилегированные акции, кредитные учреждения существенно увеличивают собственный капитал. Причем, в основном коммерческие банки РФ выпускают обыкновенные акции, а объем привилегированных акций не должен превышать 25% уставного капитала банка. Некоторые банки осуществляют эмиссию и облигаций, но интерес инвесторов к этим ценным бумагам незначителен.

3. В последние годы коммерческие банки стали основными инвесторами на рынке ценных бумаг, аккумулируя колоссальные средства. В соответствии с Федеральным законом РФ “О банках и банковской деятельности” коммерческие банки могут осуществлять на фондовом рынке профессиональные виды деятельности. 

4. Основная цель инвестиционной деятельности банка может быть сформулирована как увеличение дохода от инвестиционной деятельности при допустимом уровне риска инвестиционных вложений. Важным элементом инвестиционной политики является анализ структуры пассивов, выбор оптимального соотношения между собственным капиталом банка и его долговыми обязательствами, определение структуры долговых обязательств по срокам погашения, рискам изменения стоимости.

5. Процесс формирования инвестиционного портфеля связан с подбором определенной совокупности объектов инвестирования для осуществления инвестиционной деятельности. Суть портфельного инвестирования состоит в улучшении возможностей инвестирования путем придания совокупности объектов инвестирования тех инвестиционных качеств, которые недостижимы с позиции отдельно взятого объекта, а возможны лишь при их сочетании. Структура инвестиционного портфеля отражает определенное сочетание интересов банка.

6. Проблемы формирования портфеля ценных бумаг занимают одно из ведущих мест в современной экономической теории и практике, что обусловлено их актуальностью в условиях развитого рынка. Однако условия российской экономики не позволяют в полной мере применять общие положения теории портфельного инвестирования и сформированный на Западе арсенал инвестиционных стратегий.

В связи с этим при определении основ формирования фондового портфеля неизбежно приходится ограничиваться использованием лишь тех аспектов портфельной теории, которые могут быть в какой-то степени адаптированы к российской действительности, и учитывать специфические формы проявления различных факторов, воздействующих на выбор ценных бумаг для портфельного инвестирования в российской экономике.

 



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)