Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль финансово-кредитной системы центральным банком



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Контроль финансово-кредитной системы центральным банком 0.00 из 5.00 0 оценок




Целесообразно остановиться на рассмотрении Банка России именно как специального финансово-кредитного органа государственного управления, осуществляющего финансовый контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе.

С функцией банка банков тесно связано исполнение центральным банком функции органа надзора за кредитными организациями и регулирования их деятельности.

Это важнейшая функция ЦБ поскольку состояние кредитной системы играет значительную роль в развитии экономики. Выполняя ее, центральный банк пытается обеспечить стабильное функционирование кредитных организаций предотвратить развитие нежелательных направлений в их деятельности, защитить вкладчиков от возможных потерь. Для решения перечисленных задач центральный банк осуществляет:

• создание нормативно-правовой базы функционирования коммерческих банков и специализированных небанковских кредитно-финан­совых институтов;

• выдачу и отзыв лицензий на осуществление институтами кредитной системы соответствующих операций;

• установление экономических нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности и снижения возможных рисков (минимальный размер уставного капитала, соотношение собственных и заемных средств и т.п.);

• надзор за деятельностью институтов кредитной системы путем регулярного проведения ревизий и анализа предоставляемой ими отчетности по установленной форме.

Выполняя эти мероприятия, центральные банки во всех странах руководствуются принципами, рекомендованными Базельским международным комитетом по вопросам банковского надзора и регулиро­вания, образованным в 1975 г. председателями центральных банков экономически развитых стран.

В некоторых странах функцию банковского регулирования и надзора совместно с ЦБ осуществляют другие государственные органы: например, во Франции - Комитет по регулированию банков, в Италии - Межведомственный комитет по кредитам и сбережениям, в Японии - Бюро банков при министерстве финансов[30].

Законом о Банке России установлено, что ЦБ РФ осуществляет регистрацию кредитных организаций и выдает им лицензии на право осуществления банковских операций. В ходе осуществления этой деятельности он проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.

ЦБ РФ вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов[31]. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк имеет право: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; взыскать штраф в размере до одной десятой процента минимального уставного капитала; ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения кредитной организацией предписания Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный им срок, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

— взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала; предъявить к кредитной организации соответствующие требования (об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замене руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации); изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

 

 

 

заключение

 

Финансовая система Российской федерации не может существовать без контроля со стороны государства. Регулируются такие институты финансовой системы как кредитование, страхование, бюджетная и налоговая политика.

К ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет, феде­ральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; в совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Основной объем управленческих функции в области финан­сов приходится на долю Министерства финансов РФ, его тер­риториальных органов, а также финансовых органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

 Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля, обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство финансами в стране. В единую систему органов государственного управления финансами РФ помимо Минфина РФ входят также министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы Федерального казначейства. Министерство Финансов играет важную роль в развитии экономики страны. Реализация намеченных на 2006—2008 годы мер завершит реформирование системы бюджетного федерализма в России.

Одним из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, является Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ (ЦБ РФ), являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на ЦБ РФ возложена функция эмиссии денег. Он определяет вместе с Правительством РФ политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков. В том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах ЦБ РФ, через расчетно-кассовый центр (РКЦ), контролирует все расчеты коммерческих банков.

Банк России является одновременно и органом государственного управления специальной компетенции, наделенным властными полномочиями, и экономически самостоятельным юридическим лицом.

История доказала, что централизация и обеспечение контроля служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы. Децентрализованное функционирование и развитие банков из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования, не соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный беспорядок в и без того стихийную экономику. С этой точки зрения создание центральных банков, которые регулируют денежно-кредитные отношения, явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

Какие бы функции не возлагались на центральный банк, он всегда является органом государственного регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Центральный банк, прежде всего, выступает как посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже - по традиции.

Для написания работы были исследованы различные источники (включая нормативно-правовые акты, законы, учебную литературу, интернет-ресурсы), на основе анализа которых был выявлен правовой аспект регулирования финансовой системы РФ и сделано заключение.

 

Приложение

 

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):

1) подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

2) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите, интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

3) участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

4) участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;

5) участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

6) разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

7) участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

8) разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

9) проводит совместно с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;

10) разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

11) исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

12) осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

13) лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров: осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков;

14) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;

15) разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

16) организует и обеспечивает изготовление денежных билетов и металлических монет по заявкам ЦБ РФ, а также орденов, медалей и других знаков отличия, бланков ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам, а также выполнение других подобных заданий;

17) ведет в соответствии с законодательством РФ государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов и лицензий на осуществление аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе) и др.
Согласно п. 7 постановления Правительства № 273 от 6 марта 1998 г. «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов РФ имеет право:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:

— разработки проекта федерального бюджета;

— расчета прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

— составления отчета об исполнении федерального бюджета;

— составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;

2) запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;

3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

4) проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

5) представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

6) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

7) взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ;

8) организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

9) выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;

10) предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

11) выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;

12) осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.
Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе российского законодательства приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты. Кроме того, в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников Центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра.

В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.
Для рассмотрения предложений по совершенствованию методики финансово-бюджетного планирования и финансирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности, организации аудита, осуществления страхового надзора и контрольно-ревизионной работы Министерством финансов РФ могут создаваться научный и методологические советы с привлечением специалистов, работников научных и других организаций.

Составы научного совета, методологических советов и положения о них утверждаются министром финансов РФ.

Министерство финансов РФ в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

3. Налоговый кодекс РФ

4. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР

5. Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.

6. Указ Президента РФ от 01.11.01 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма»

7. Указ Президента РФ от 01.11.01 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма»

8. Федераль­ный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Пра­вительстве Российской Федерации»

9. Федеральный закон «О Центральном банке РФ».

10. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

 

11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 8-е изд.

12. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1992

13. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. - Самара: СамВен, 1992

14. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1997

15. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. М., 1998.

16. Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России М.: Издательство МГУ - 1999 год.

17. Буздалина Е.А. Административное право: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

18. Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юридическая литература, 1976.

19. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002.

20. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.

21. Грачёва Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: курс лекций. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

22. Кубанкина Е.И., Павленко В.В. Административное право: учебное пособие.

23. Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю., Финансы и кредит. Учебное пособие

24. Четвериков В.С. Административное право: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 

25. http://www.russia-today.ru

26. http://www.budgetrf.ru

27. http://www.minfin.ru

28. http://www.cbr.ru/

29. http://www.bank-city.ru

30. http://www.pro-credit.ru

31. http://www.customs.ru/ru/

32. http://www.nalog.ru/

 


[1] Грачёва Е.Ю., Хорина Л.Я. – Государственный финансовый контроль. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 24

[2] http://ru.wikipedia.org

[3] Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. с. 92, 140

[4] Финансы/ Под ред. Л.А. Дробозиной. М: Финансы, 1999. с. 15.

[5] Функция от лат functio – «совершенствование, исполнение»: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. С. 751.

[6] Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1997

[7] Грачёва Е.Ю., Хорина Л.Я. – Государственный финансовый контроль. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 31

[8] Федераль­ный конституционный закон от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Пра­вительстве Российской Федерации»

[9] Положение утверждено Правительством РФ 27 августа 1993 г. постановлением № 864

[10] Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юридическая литература, 1976. С. 150—186.

[11] Советское финансовое право / Под ред. Е. А. Ровинского. М.: Юридическая литература, 1978; Соколова Э. Д. Роль финансового контроля в управлении развитым социалистическим обществом. В сб.: Innerstaatliches und internationales Finanzrecht dcr RGW-Lander und der SFRJ. Halle, vom 9. 12. Mai 1983. С 127-131; Советское финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Г. С. Гуревич. М.: Юридическая литература, 1985; Воронова Л. К, Мартьянов И. В. Советское Финансовое право. Киев: Вища школа, 1983; Златарев Е., Христофоров В. Финансово право на HP България. София. 1983; Milan Bakese. Ceskoslovenske financni pravo. Panorama. Praha. 1979.

[12] Грачёва Е.Ю., Хорина Л.Я. – Государственный финансовый контроль. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С.94

 

[13] ст. 11 Конституции РФ

[14] ст. 10 Конституции РФ

[15] http://www.gov.ru

[16] ст. 103 конституции РФ

[17] ст. 106 Конституции РФ

[18] Правовой статус данного органа финансового контроля определен Законом РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.

[19] ст. 3 Закона «О Счетной палате»

 

[20] http://www.nalog.ru

[21] В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 273

[22] постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276

[23] ст. 267 Бюджетного кодекса РФ

[24] Бетин О.И. Бюджетный федерализм в России М.: Издательство МГУ - 1999 год.

 

[25] См., напр., п. 6 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ». — СЗ РФ. — 1995. — № 18. — Ст. 1893 и соответствующие статьи Федерального закона «О банках и банковской деятельности». — СЗ РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492.

[26] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 27. - Ст. 356.

[27] СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593.

[28] ст. 35, 55, 56, 58-61, 71, 74, 75

[29] Портной М.А., Николаева Т.П., Рзаев А.М., Соколова И.Ю., Финансы и кредит. Учебное пособие

 

[30] Воронин В.П., Федосова С.П. – Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002 – с.210

[31] ст. 74 Закона о Банке России



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
Контроль финансово-кредитной системы центральным банком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль финансово-кредитной системы центральным банком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)