Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ природы принятия решений



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Анализ природы принятия решений 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе развития науки выявилась тенденция объединения подчас далеких друг от друга областей знания для решения общих проблем. Одним из таких направлений является проблема принятия решения, которая имеет исключительное значение для всех сфер деятельности человека, как для науки, так и для практики.

Первоначально проблема изучалась в качестве раздела общей теории управления, однако, впоследствии она приобрела самостоятельное междисциплинарное значение, поскольку наработки в отдельных науках: психологии, логике, кибернетике, а также в уголовном процессе, криминалистике выявили потребность в интеграции полученных результатов.

Ранее исследователи не без основания полагали, что есть нечто общее в важнейшем компоненте принятия решений, потому сосредоточили свои усилия в поиске методов и способов принятия решений, пригодных для любой сферы деятельности. Затем периоды чрезмерных надежд в возможности нахождения универсальных средств решения проблемы сменялись периодами полного неверия в возможность разработки общих

правил и методов. Истина лежит где-то посередине. Представители названных и других наук в последние годы плодотворно ищут и находят подходы к оптимальным процедурам принятия решений, которые уже сейчас в состоянии облегчить и повысить результативность принятия решений в самых различных сферах деятельности человека, в том числе и в уголовном судопроизводстве.

Изложенное позволяет сделать вывод о появлении, а точнее сказать, о становлении общей теории принятия решений1.

Применительно к принятию решений при расследовании было бы неразумным пройти мимо разработок, выполненных в рамках этой теории. Естественно, использование таких данных окажется продуктивным при непременном условии учета той специфики, которая характерна для деятельности и следователя, и прокурора.

При этом важно подчеркнуть, что такое использование не должно создавать представления об одностороннем заимствовании положений и результатов общей теории принятия решений, поскольку в правовых дисциплинах есть свои особенности и немалые достижения. Проблеме принятия решений в юридической литературе издавна уделялось немалое внимание. Здесь уместно вспомнить публикации как освещающие общие проблемы решений, принимаемых в уголовном процессе, так и посвященные исследованиям отдельных, наиболее важных решений по уголовному делу: возбуждению уголовного дела, привлечению в качестве обвиняемого, избранию меры пресечения и т.д.

Более того, в рамках науки уголовного процесса глубоко и всесторонне разработана теория судебных доказательств, которая своими положениями и рекомендациями создает прочный фундамент для обеспечения научно-обоснованных рекомендаций практике по эффективному использованию информации при принятии решения.

Подробнее об этом см.: Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М, 1972, С.65.

При оценке природы принятия решений следователем необходимо решить следующие вопросы:

1) Следует определить само понятие « принятие решения «. Дело в
том, что специалисты разных профилей придают этому термину далеко не
одинаковый смысл. Тем не менее представляется возможным выбрать из
ряда дефиниций те положения, которые помогут дать полное и точное
определение понятию принятия решений следователем и прокурором.

2) Важное значение имеет комплекс вопросов, связанных с механизмом
принятия решений.

3) Необходимо на базе общей теории принятия решений наметить и
раскрыть аспекты этой проблемы, которые имеют значение для деятельности
и следователя и прокурора.

Решение один из необходимых моментов волевого действия, состоящий в выборе цели действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное обоснование цели и средств действия, предшествующих фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решений1.

Анализ существующих по этому вопросу точек зрения позволяет констатировать, что:

а) принятие решения - есть мыслительный процесс; б) он осуществляется человеком, группами людей, системами «человек-машина»; в) принятие решения - элемент и этап какой-либо деятельности; г) он обусловлен желанием добиться какого- либо положительного результата, какой-то цели; д) принятие решения - однократный процесс выбора цели и способов (средств) ее достижения (путем переработки информации) из альтернативных вариантов; е) оценки целей и способов ее достижения производятся по многим критериям.

1 Большая Советская Энциклопедия. Изд,2-е. Т.36.С.455.

Механизм принятия решения, самом общем виде состоит из выбора цели, установления обстоятельств, требующих реагирования, и выбора средств ее достижения. Однако проблема требует более глубокого проникновения в ее суть.

Согласно существующим в настоящее время научным представлениям, в процессе принятия решений выделяются два основных этапа: информационной подготовки и собственно процедура принятия решения. На первом этапе формируется и предопределяется направленность процесса деятельности по принятию решения: оцениваются, сопоставляются опыт, мотивация и обстановка (ситуация). Как уже отмечалось, решение всегда включено в какую-то деятельность, направленную на достижение результата, положительного эффекта, что предполагает наличие потребности, мотива, стимула к чему-либо. Это стремление формирует цель или совокупность целей.

На следующем этапе, собственно процедуры принятия решения, выделяются альтернативные средства, при помощи которых можно достигнуть цели; далее определяются необходимые ресурсы. При этом мысленно формируется модель решения, которая оценивается по одному или нескольким критериям, впрочем, по различным критериям оцениваются и сама цель, и способы, и модель. Результат приведенной процедуры и есть решение.

Изложенное требует дополнительных объяснений. Во-первых, продолжительность процедуры принятия решения может быть различной во времени: от буквально мгновенной до продолжающейся в течении многих лет. Во-вторых, оба этапа базируются на обработке информации. Более того, первый этап («предрешение»), когда анализируются состояние объекта, значимые обстоятельства и т.д., сам по себе уже представляет определенное решение. В-третьих, неоднозначность способов достижения результатов означает необходимость выбора, который осуществляется не путем

10

простого перебора всех вариантов, а по определенным правилам, выработанным с учетом знаний, использования прошлого опыта (как положительного, так и отрицательного). Подыскиваются аналогичные случаи, когда такими средствами были достигнуты нужные результаты.

При анализе информации ( о цели, о средствах, о ситуации и т.д. ) важно: а) уметь выделить главное и пожертвовать второстепенным; б) систематизировать, сгруппировать имеющуюся информацию, что, в частности, облегчает оценку ее достоверности, достаточности, относимости; в) выдвинуть гипотезы относительно возможных последствий принятого решения. Здесь речь идет о моделях, т.е. мысленном образе полученных результатов принятого решения.

Реализация принятого решения и контроль являясь двумя необходимыми этапами целенаправленной деятельности, находятся за пределами процедуры принятия решения. Тем не менее, «эффективность решения определяется в конечном итоге степенью его фактической реализации, материализации в тех условиях, событиях, явлениях, отношениях, на возникновение, изменение или прекращение которых оно рассчитано»1.

Самые лучшие решения останутся пустым звуком без продуманного механизма их реализации. По этому вопросу в общей теории принятия решения акцент делается на следующие моменты: информации о принятом решении и доведении ее до исполнителей, выборе средств реализации решений, контроле за выполнением решений и критической оценке их результативности. Все эти чрезвычайно важные вопросы на удивление мало разработаны в общей теории, что вероятно объясняется тем, что они в большей степени, чем процедура принятия решений, индивидуальны и специфичны.

Тихомиров Ю.А. Указ.соч. С.227.

11

Авторы общей теории принятия решений сосредотачивают свое внимание в основном на следующих аспектах: коллективные решения, принятие решения в условиях риска, принятие решения в условиях недостаточной информации и ограниченности времени. Указывается, что эти обстоятельства, факторы, условия оказывают наряду со сферой применения значительное влияние на механизм принятие решения.

По сложным вопросам решения все чаще и чаще принимаются группами лиц, что дает немалые преимущества. Они более рациональны и менее субъективны. Это объясняется тем, что обсуждение в группе всеми членами коллектива. Наконец благодаря коллективному решению повышается вероятность его осуществления, т.к. группа или, во всяком случае, ее часть включается в процесс осуществления такого решения.

Одной из действенных форм коллективного обсуждения и принятия решений является так называемая «мозговая атака». Основное преимущество этой формы заключается в «освобождении мысли от оков» и поэтому она является эффективным средством для решения сложных вопросов.

Может сложиться впечатление о безусловной предпочтительности
принятия коллективных решений в сравнении с индивидуальными. Это не
совсем так. В специальной литературе отмечаются и негативные стороны
принятия коллективных решений. В частности, обращается внимание на то,
что этот метод более дорогой, он отнимает рабочее время у ряда лиц.
Коллективный метод во многом зависит от организации (процедуры)
обсуждения, высокого уровня которой не всегда удается достичь. Кроме
того, участники обсуждения нередко имеют различные (вплоть до
противоречивых) цели. Наконец, при принятии коллективных решений, как
правило, снижается ответственность лиц, принимающих решение, поскольку
она (ответственность) как бы распределяется между этими лицами. Это
предполагает    необходимость обоснованного соотношения между

12

коллективным и  индивидуальными методами принятия решения в зависимости от конкретной ситуации.

Вопросы коллективного принятия решения обозначены лишь потому, что некоторые из названных положений могут иметь значение при расследовании преступлений группой следователей, когда возможно, а порой необходимо, коллективной обсуждение информации перед принятием решения руководителем группы. Но главное в деятельности следователя это принятие им решения единолично, на основе своего внутреннего убеждения. К этому его обязывает ст.38 УПК РФ.

Риск является неотъемлемой чертой деятельности людей и присутствует в подавляющем большинстве решений разнясь лишь степенью. Риск полностью отсутствует лишь при решении сравнительно простых задач, когда есть полный набор необходимой информации. Обычно риск воспринимается как нечто отрицательное, чего следует во всех случаях избегать. В современно русском языке под риском понимается возможная опасность и (или) действие наудачу в надежде на счастливый случай1.

Побудительные причины принятия решений, связанных с риском, проявляются в ситуациях, когда, образно выражаясь, «очень хочется», либо когда «не видно выхода». И то, и другое создает трудную обстановку, которая обусловлена:- дефицитом информации, необходимой для нормальной работы по принятию решений. При этом оказывается недостаточным число источников получения недостающих данных либо их полное отсутствие, а также имеются трудности, связанные с затратой слишком больших усилий по получению необходимой информации; информационными перегрузками, когда сведений, которые, казалось бы, важно использовать для принятия решения, слишком много, а поэтому их трудно переработать, структурировать, выделить главные, определяющие, отбросить второстепенные, малозначительные;

См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М„ 2000. С.679.

13

- помехами, которые усложняют, а подчас и делают невозможным

- принятие правильных решений. К их числу следует отнести внешние условия и посторонние воздействия, скажем, реальные угрозы лицу, принимающему решения;

- нехваткой времени, когда человек не успевает все взвесить, проанализировать ситуацию, точно определить цель, выбрать лучшие варианты и т.п.

- В трудных ситуациях, столь свойственных для расследования преступлений нередко указанные факторы проявляются не изолированно, а в совокупности друг с другом, что, естественно, лишь усугубляет положение. Например, необходимо решить, как действовать, но на обдумывание отпущены минуты, а информации так много, что за часы ее не переработаешь. Либо информации явно недостаточно. Приходится рисковать.

В психологии считается установленным, что в так называемых
трудных ситуациях у одних людей понижается качество решений, снижается
способность к их осуществлению, у других наоборот стрессовые ситуации
оказывают мобилизующее воздействие, помогающее принять зачастую
правильное, неординарное решение. По этому поводу интерес представляет
высказывание немецкого военного теоретика прошлого К.Клаузевица
(17801831 гг.):    «Человеческой    природе свойственно, чтобы

непосредственное чувство большой опасности для себя и для других являлось помехой для чистого разума... опасность и ответственность не увеличивает в нормальном человеке свободу и активность духа, а напротив, действует на него удручающе, и поэтому, если эти переживания окрыляют и обостряют способность суждений, то несомненно мы имеем дело с редким величием духа»1.

14



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Анализ природы принятия решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ природы принятия решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)