Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы прокурорского надзора за законностью и обоснованностью процессуальных решений следователя.



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Методы прокурорского надзора за законностью и обоснованностью процессуальных решений следователя. 0.00 из 5.00 0 оценок




Настоятельная необходимость повышения уровня прокурорского надзора, как известно, находится в зависимости от успеха решения ряда вопросов  прокурорской  деятельности,  таких  как,  например:

58

совершенствование правового регулирования, которому в последнее время уделяют повышенное внимание, подбора и расстановки кадров, улучшения условий труда и пр. В этом ряду заметное место принадлежит правовой и методической оснащенности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Профессиональная подготовка включает ряд компонентов знания, умения, опыт. Профессионализм прокурора предполагает наличие у него необходимых для успешной работы знаний и навыков надзорной деятельности.

Надо признать, что в сравнении с деятельностью следователя, где методические знания получили всестороннее и глубокое развитие благодаря достижениям криминалистики, сфера деятельности прокурора и, в частности, надзор за использованием законов при производстве дознания и предварительного следствия, значительно слабее обеспечена научно обоснованными методиками. Именно этим объясняется возросший в последнее время интерес к подготовке методической литературы для прокуроров. При этом обнаруживается, как и в других науках, тенденция дифференциации научных исследований данной проблематики. Ранее публикации освещали в основном достаточно общие положения надзорной деятельности. Позже научному исследованию стали подвергаться отдельные направления и аспекты деятельности прокуроров. Затем возрос интерес к разработке организационного и методического аспекта прокурорского надзора за исполнением законов при раскрытии и расследовании преступлений1.

Прежде, чем перейти к изложению основных методов, которыми
должны пользоваться прокуроры, осуществляющие надзор за

процессуальными решениями следователя, необходимо, определиться в

1 В этом отношении заслуживают быть названными работа: .Соловьев А.Б., Багаутдинов М.Н., Филлипов М.Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996; Проркурорский надзор в Российской Федерации /Под ред.проф.А.А.Чувилева. М., 2000 и другие.

59

исходных понятиях метода и методики. В философской литературе метод
понимается как определенный путь, система способов, приемов, правил
решения какой либо задачи теоретического,   познавательного,

педагогического или житейского характера1.

При этом, когда требуются решения относительно локальных задач, тогда используются методы; когда же есть необходимость решать более масштабные задачи, имеющие более сложные системы и структуры, применяются методики. Последние состоят из методических рекомендаций (методов) различной степени общности, относящихся к организации и ведению значительных объемов работ или более широко к деятельности.

Задача науки прокурорского надзора заключается в разработке путем обобщения практики, а также всестороннего использования выводов и положений теории прокурорского надзора, рациональных приемов и методов осуществления прокурором своих полномочий. Целью и конечным результатом научных исследований в данной области должны быть рекомендации о научно обоснованных методах деятельности по эффективному исполнению прокурором своей надзорной функции.

Известно, что закон устанавливает границы возможного поведения
участников уголовного процесса, но при этом остается определенный простор для
выбора наиболее эффективных путей достижения целей судопроизводства.
Иначе говоря, закон предоставляет участнику возможность использовать
некоторую совокупность методов. Эта совокупность применительно к
прокурорскому надзору за исполнением законов при расследовании отдельных
видов преступлений представляет собой методику прокурорского надзора.
Последняя, по определению Т.А.Джакели, есть система «взаимосвязанных,
целенаправленных, объективно необходимых, научно        обоснованных

рекомендаций по наиболее оптимальному осуществлению прокурором своих функций, возложенных на него законом, с тем, чтобы с учетом типичных

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. С.508-509.

60

особенностей данного преступления в ходе расследования бьши предупреждены возможные, выявлены и устранены допущенные нарушения закона и обеспечено выполнение задач уголовного судопроизводства»1.

Методы, разрабатываемые в рамках науки прокурорского надзора и относящиеся к надзору за решениями следователя, представляют собой, с одной стороны, часть методики надзора за расследованием отдельных видов преступлений, с другой стороны, эти методы имеют достаточно самостоятельный характер, поскольку покоятся на одних и тех же правовых установлениях и относятся к одному предмету процессуальным решениям следователя, выраженным в форме правовых актов.

Теперь перейдем к обоснованию и изложению методических рекомендаций, которые адресуются прокурору, осуществляющему надзор за процессуальными решениями следователя.

1. Чрезвычайно важно, чтобы прокурорский надзор носил упреждающий характер. Прокурору не следует ждать, когда следователь примет незаконное и (или) необоснованное решение и реализует его, ибо в таком случае могут наступить негативные последствия, связанные с ухудшением перспектив расследования, а подчас и с нарушением законных прав отдельных лиц.

В тех случаях, когда прокурор согласно закону санкционирует то или иное решение следователя или дает согласие на прекращение уголовного дела, а также утверждает обвинительное заключение, обеспечить своевременное предотвращение нежелательных последствий задача прокурора, которая облегчается тем, что без его решения (санкции, согласия, утверждения) негативные последствия наступить не могут. В остальных многочисленных случаях средством предупреждения является постоянное «слежение» прокурора за ходом расследования и своевременное обсуждение

1 Джакели Т.А. Прокурорский надзор за законностью расследования убийств. Автореф.дисс.кандид.юрид.наук. М., 1992. С.54-55.

61

со следователем возникающих ситуаций в контексте собранной по делу доказательственной информации. К числу таких средств относится и личное участие прокурора в производстве предварительного следствия1.

Особого внимания заслуживает «технология» ознакомления прокурора с уголовным делом. Для обеспечения более оперативного и конкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела уголовно-процессуальным законодательством установлено правило о немедленном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки2.

В подобных ситуациях предпочтительнее, чтобы прокурор сам читал эти материалы, сопровождая такое ознакомление еще и необходимыми выписками. Однако, в подавляющем большинстве случаев такая рекомендация применима лишь к небольшой части уголовных дел, по каким либо причинам выделяемым из общего массива, имеющих исключительное общественное звучание. В остальных случаях для самостоятельного прочтения, а тем более сопровождающегося соответствующими выписками, у прокурора зачастую просто не хватает ни сил, ни времени. Поэтому может использоваться метод знакомства с делом и остальными материалами по докладу следователя. Этот метод окажется эффективным, если прокурор будет требовать, а следователь в докладе будет указывать конкретные обстоятельства, служащие основой для принятого им решения: факты, установленные в результате осмотра места происшествия, фрагменты из

1 Коллектив авторов. Организация и методика надзора за законностью расследования
преступлений органами дознания и следствия МВД по делам, завершившимся составлением обвинительного
заключения. Гродно. 1991. С.40.

2    См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации. Под общей ред. проф. В.М.Лебедева. М., 2006. С.78.

62

показаний допрошенных лиц, отдельные места из жалоб и т.п. Целесообразно, чтобы в ряде случаев эти фрагменты прокурор прочитывал самостоятельно, чем повышается уровень «вхождения» в ситуацию, требующую принятия решения. Если дел много и есть опасность запамятования каких либо важных обстоятельств, то прокурору следует делать хотя бы краткие записи.

Обеспечить правильное и полное исполнение указаний прокурора, а также избежать недоразумений помогают, помимо письменного оформления указаний, также записи сделанные в ходе обсуждения того или иного решения следователя.

2. В ходе поверки того или иного акта следователя прокурору
необходимо тщательно выяснять обоснованность принятого следователем
решения. Здесь необходимы некоторые разъяснения. При ознакомлении с
обвинительным  заключением  прокурор  проверяет доказанность
предъявленного обвинения. Но это происходит в конце следствия. Вначале
же обоснованность означает нечто иное. Так, при решении вопроса о
необходимости производства обыска основанием служат не неоспоримые
данные о нахождении документов, ценностей, оружия и т.д. у определенного
лица, а лишь обоснованная вероятность нахождения перечисленных объектов
у этого лица. Тем не менее, оценивая то или иное решение следователя,
прокурору необходимо тщательно проверять фактические обстоятельства, на
которых такое решение основано.

3. Прокурорско-следственная практика, как известно, изобилует
сложными ситуациями, требующими своего разрешения когда применение
норм уголовного и уголовно процессуального закона ставит перед
следователем и прокурором задачи чрезвычайной трудности. Советы по
преодолению этих трудностей сводятся к следующему.

Как это ни элементарно звучит, но и следователь, и прокурор должны постоянно обращаться к тексту закона. Установлена четко выраженная

63

закономерность: чем выше образование, чем больший опыт имеет следователь, тем его обращение к закону чаще. Проведя крупномасштабное исследование, сотрудники НИИ прокуратуры пришли к выводу: «Следователи прокуратуры с высшим образованием изучают закон и юридическую литературу вдвое чаще и тратят вдвое больше времени, чем следователи со средним образованием»1. Впечатляющие данные! Особенно если учесть, что благодаря текучести кадров, штат и следователей, и прокуроров постоянно омолаживается. Прокурору не только самому надо постоянно анализировать закон, но и способствовать приобретению соответствующих навыков следователями.

Реализовать такую рекомендацию легче, если в распоряжении следователей и прокуроров будет полный комплект законодательного материала (кодексы желательно иметь комментированные), а также достаточно полная библиотечка юридической литературы.

Нечего нет зазорного в получении советов по сложным вопросам. Обращение за советом может быть адресовано и в вышестоящие прокуратуры, и к своим коллегам. Кстати, надо одобрить и практику, когда прокуроры направляют запросы в научные юридические учреждения, особенно по вопросам разрешения часто повторяющихся трудностей. Наконец, очень эффективными оказываются коллективные обсуждения.

При этом надо постоянно иметь в виду, что ответственность за законность и обоснованность процессуальных решений по делу всегда лежит на следователе.

4. Как было сказано, нередки случаи, когда принимая то или иное решение, следователь не располагает достаточной к тому информацией. Указание закона на то, что прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания и следователя (п. 10 ч.2 ст.37

1 Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. М., 1974. С. 146.

64

УПК РФ) дополняется правом прокурора возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 15 ч.2 ст.37 УПК РФ). Применительно к процессуальным решениям следователя это означает, во первых, отсрочку дачи согласия, пока соответствующее требование прокурора по сбору дополнительных данных не будет выполнено, а во вторых, сбор дополнительных данных зачастую предрешает решение прокурора об отмене (или не отмене) того или иного постановления следователя.

5. Не допуская мелочной опеки следователя, прокурор, тем не менее
должен постоянно быть в курсе производившегося расследования, ибо
только в том случае можно предотвратить опоздание с принятием того или
иного решения следователем. В значительной мере это относится к
соблюдению процессуальных сроков. Здесь имеются сроки реагирования на
заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (ст.
144 УПК РФ), сроки предъявления обвинения (172 УПК РФ) и ряд других.

В НИИ прокуратуры разработаны автоматизированные информационные системы, которые путем использования персональных компьютеров позволяют прокурору постоянно и своевременно реагировать на каждый случай просрочки следователем принятия того или иного решения. Более того, указанные системы информируют пользователя (прокурора) о наступлении соответствующих сроков. В тех прокураторах, где прокурор осуществляет надзор за большим числом следователей прокуратуры и МВД и, соответственно, за большим числом уголовных дел такие системы являются большим подспорьем в работе прокуроров!.

6. Не только после окончания, но и в процессе расследования
прокурор должен следить за тем, чтобы следователь своевременно принимал
необходимые, предусмотренные законом решения   и   составлял
соответствующие акты, в том числе постановления о приобщении к делу
вещественных доказательств, о соединении и выделении уголовных дел, о

65

признании гражданским истцом и т.д. И в этом отношении желателен упреждающий характер надзора.

Вряд ли у прокурора окажется достаточно сил и времени для сплошной и тщательной проверки всех принятых следователем процессуальных решений, оформленных в виде постановлений, по всем уголовным делам. Поэтому прокурору необходимы приоритеты. Наибольшее внимание прокурора должно быть уделено:

а) особо ответственным решениям вне зависимости от того, по какому
уголовному делу оно принимается;

б) актам, составление которых у следователей вызывает особые
трудности. Здесь уместно провести результаты опроса по этому поводу
прокуроров и следователей. По их мнению, к таким актом относятся (в
порядке убывания трудностей): обвинительные заключения, постановления о
привлечении в качестве обвиняемого (формулировка обвинения и
юридическая квалификация содеянного), постановление о назначении
экспертизы, постановление о прекращении уголовного дела. С этими
результатами почти полностью корреспондируются данные анкетного опроса
прокуроров о тех актов следователей, по которым те допускают наиболее
типичные ошибки (неправильные   ссылки на закон, отсутствие логики
изложения, неумения анализировать доказательства, необоснованность
выводов);

в) актам, которые составляют следователи, не обладающие
достаточным опытом и соответствующими знаниями и навыками.

7. Одним из аспектов изучения прокурором актов следователя должна быть проверка их согласованности между собой. Так, в частности, нужно выяснить, если к ответственности привлекаются несколько лиц, не содержат ли формулы обвинения противоречий между постановлением о привлечении к уголовной ответственности, с одной стороны, и обвинительным

66

заключением или постановлением о прекращении уголовного дела, с другой стороны.

За рамками процессуальных отношений прокурора и следователя находятся вопросы повышения квалификации следователя. Тем не менее, о них целесообразно сказать, поскольку очевидно, что рациональнее один раз объяснить, чем многократно исправлять повторяющиеся ошибки.

Проведенное анкетирование прокуроров и следователей показало, что прокуроры, особенно те из них, кто имеет опыт следственной работы, лично помогают следователям составлять ответственные процессуальные документы. В первую очередь к ним относятся постановления о привлечении в качестве обвиняемого, формулировки вопросов экспертам, постановления об отказе в удовлетворении ходатайства, обвинительные заключения, ходатайства о продлении срока расследования и содержания обвиняемых под стражей. Совместная работа над текстами таких документов наиболее эффективное средство повышения квалификации следователей в части составления процессуальных актов.

8. Важным источником сведений о нарушениях закона при расследовании преступлений являются жалобы обвиняемого и других участников процесса, их представителей. Рассмотрение же жалоб прокурором и принятие мер к устранению нарушений один из эффективных методов надзора. Изучение прокурорско-следственной практики наглядно свидетельствует о том, что наибольшую информационную насыщенность представляют жалобы заинтересованных в исходе дела лиц на процессуальные решения следователя, прежде всего, о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу, о привлечении в качестве обвиняемого, а также на прекращение уголовных дел. При этом содержащиеся в жалобах доводы зачастую не лишены оснований, а поэтому требуют к себе повышенного внимания. Прокурору необходимо не только самому тщательно реагировать на них, но также воспитывать у следователей культуру работы с жалобами.

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав тему дипломного сочинения мы пришли к следующим выводам, которые в основном сводятся к следующему.

1. К моменту принятия следователем решений прокурор не должен
требовать, чтобы следствие полностью установило все обстоятельства,
входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), но материалы уголовного
дела должны подтверждать, что: а) имело место преступление, б) лицо, в
отношении которого ведется следствие и избирается мера пресечения
изобличено в совершении этого преступления. Поэтому прокурор обязан
проверить: правильно ли квалифицировано совершенное деяние,
соответствует ли вывод следователя о том, что лицо, в отношении которого
избирается мера пресечения, либо это лицо задерживается, совершило это
деяние; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу, собраны
ли достаточные данные об этом лице; соблюдены ли процессуальные
требования к соответствующим постановлением об избрании меры
пресечения и к протоколу задержания.

2. Проверяя вопрос нет ли обстоятельств, исключающих
ответственность, прокурору надлежит выяснить: не истекли ли сроки
давности, не было ли акта амнистий, достигло ли лицо возраста уголовной
ответственности, вменяемо ли оно, не было ли в отношении этого лица и
этого деяния вступившего в законную силу приговора.

3. Кроме того, прокурор должен потребовать от следователя
подтверждения, что лицо, в отношении которого ведется следствие и
избирается мера пресечения, бесспорно установлено. Следственная практика
знает случаи, когда преступникам успешно удавалось выдать себя за другого
человека.

4. Прокурор обязан проверить, чтобы собраны не только сведения,
перечисленные в законе: род занятий, возраст, состояние здоровья, семейное

68

положение, но также «наличие (или отсутствие) прежних судимостей, имеет ли обвиняемый семью, есть ли в ней иждивенцы, сколько их, есть ли у обвиняемого дети, престарелые родители»1.

5. Наконец, решение следователя должно найти свое выражение в
постановлении, текст и форма которого должны соответствовать
требованиям закона. При этом мотивированность нужно понимать не как
анализ обстоятельств дела и их доказанность (это необходимо в
обвинительном заключении или в постановлении о прекращении уголовного
дела), а как указание мотивов избрания именно этой меры пресечения.

6. Эффективность надзора находится в очевидной зависимости от
умения прокурора рационально организовать свою работу. Прежде всего, он
должен обеспечить такой порядок, при котором к нему своевременно
поступали сведения о каждом случае задержания, а также вся необходимая
информация. К их числу, в первую очередь, относятся материалы
уголовных дел, проверка которых должна производиться регулярно. Далее,
прокурору необходимо в полной мере использовать свое право давать
следователю указания о производстве конкретных следственных действий
для получения дополнительных данных, после чего решать вопрос о
задержании или аресте.

7. Прокурору необходимо периодически посещать и проверять ИВС и
следственный изолятор, где выслушать задержанных и арестованных.
Кроме того, важным источником получения сведений о нарушениях закона
являются жалобы. Не только подозреваемые, обвиняемые и их близкие
подчас сообщают важные в этом отношении сведения, но также и
посторонние лица, которые нередко владеют ценной информацией. Наконец,
большой объем интересующих прокурора сведений он в состоянии получить,
участвуя в производстве следственных действий особенно допросов2.

'Курашвили Г.К. Изучение следователем личности обвиняемого. М., 1982. С.85. 2 Подробнееб об этом см.: Скаредов Г.А. Участие прокурора в следственных действиях. М,. 1987. С.65-72, 102-120.

69

8. При выявлении случаев нарушения закона прокурор обязан
незамедлительно устранить их. Конкретно это означает следующее: а)
вынести постановление или дать соответствующее указание следователю об
освобождении из под стражи лица, незаконно и   необоснованно
задержанного или арестованного. И, наоборот, задержать или арестовать
лицо, в отношении которого имеются веские доказательства и когда это
необходимо; б) дать указание о немедленном направлении арестованного в
следственный изолятор, если сроки его содержания в ИВС истекли; в) дать
указание следователю, чтобы он сообщил об аресте родственникам или
администрации, где работал арестованный; г) дать указание следователю
принять меры попечения о детях арестованного.

9. В необходимых случаях прокурор должен решить вопрос о
дисциплинарной либо уголовной ответственности должностных лиц,
нарушивших закон при задержании или аресте.

70

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2002 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1992. № 8.Ст.366; Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472; 1999. № 7. Ст.878; Российская газета. 2001. 30 декабря.

Приказы Генерального прокурора РФ:

№ 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»;

№ 3 от 10 января 1999 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях».

БАЖАНОВ М.И. Об истинности процессуальных актов в советском уголовном судопроизводстве / Проблемы социалистической законности на современном этапе развития советского государства. Харьков. 1968.

БЫХОВСКИЙ И.Е. Соединение и выделение уголовных дел в советском уголовном процессе. М., 1961.

ВИНОКУРОВ Ю.Э. Прокурорский надзор. М, 2001.

ДЖАКЕЛИ Т.А. Прокурорский надзор за законностью расследования убийств. Автореф.дисс.кандид.юрид.наук. М., 1992.

ДУБИНСКИИ А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. Киев. 1984.

ЗОРИН Г.Н. Криминалистический риск: природа и методы оценки. Минск. 1990.

КОЗЕЛЕЦКИЙ Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

71

КОПНИН П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

КУДРЯВЦЕВ В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 1972.

КУРАШВИЛИ Г.К. Изучение следователем личности обвиняемого. М., 1982.

КУРДАДЗЕ М.З Пределы доказывания на предварительном следствии. Тбилиси. 1986.

ЛОМИДЗЕ А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений. М., 2000.

ЛУПИНСКАЯ П.А. Решения в уголовном судопроизводстве. М., 1976.

ЛУПИНСКАЯ П.А. Решения в уголовном процессе. В кн.: Курс уголовного процесса. Общая часть. М., 1989.

МАНАЕВ Ю.В. Законность и обоснованность процессуальных решений следователя в советском уголовном судопроизводстве. Волгоград. 1977.

МИХАЙЛЕНКО А.Р. Составление процессуальных актов по уголовным делам. Киев. 1989.

МИХАЙЛОВ А.И., СОЯ-СЕРКО Л.А., СОЛОВЬЕВ А.Б. Научная организация труда следователя. М., 1974.

МУРАТОВ Н.Г. Постановление прокурора как уголовно-процессуальный акт предварительного расследования / Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1985.

НАЗАРЕНКО В. Формы расследования // Законность. 2002. № 12.

НЕДБАЙЛО П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.

Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следствия МВД по делам, завершившимся составлением обвинительного заключения. Коллектив авторов. Гродно. 1991.

72

Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. Коллектив авторов. М., 1997.

Организация и планирование деятельности следственных бригад. Коллектив авторов. Методическое пособие. М., 1990.

ПЕТРУХИН И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985.

Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. проф. А.А. Чувилева. М.,2000.

Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2003.

САВИЦКИЙ В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975.

СИНЕЛЬЩИКОВ Ю.Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК // Законность.2002. № 3.

СКАРЕДОВ Г.А. Участие прокурора в следственных действиях. М, 1987.

СОЛОВЬЕВ А.Б. Следственные действия на первоначальном этапе расследования. М., 1995.

СОЛОВЬЕВ А.Б., БАГАУТДИНОВ Ф.Н., ФИЛЛИПОВ М.Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996.

СОЛОВЬЕВ А., ТОКАРЕВА М. К вопросу о статусе прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса по УПК РФ // Уголовное право. 2002. № 3, С.86.

СОЯ-СЕРКО Л.А. Рационализация работы следователя (Вопросы научной организации труда). М., 1976.

СТРОГОВИЧ М.С. Курс советского уголовного процесса. Том 1. М., 1968.

ТИХОМИРОВ Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.

73

ТУМАНОВ Г.А. Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел. М., 1971.

Уголовный процесс. Учебник /Под ред. проф. В.П. Божьева. М., 2002.

ХАЛИУЛИН А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово. 1997.

Характер, причины и способы устранения ошибок в стадии предварительного следствия. Коллектив авторов. М., 1990.

ШЕИФЕР С.А. Следственные действия: система и процессуальная форма. М., 1981.

ЯСТРЕБОВ В.Б. Прокурорский надзор. М, 2001.



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Методы прокурорского надзора за законностью и обоснованностью процессуальных решений следователя. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы прокурорского надзора за законностью и обоснованностью процессуальных решений следователя.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)