Коррекция лени у подростков
На правах рукописи Методические рекомендации по психологическому консультированию
И.В.Серафимович, к.пс.н. Оглавление Коррекция лени у подростков...................................................................................................................................................................... 2 Коррекция лживости в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, подростки........................................................ 4 Коррекция воровства в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, старшеклассники......................................... 9 Итоговые рекомендации по психологической работе с ленью, ложью, воровством.......................................................... 15 Приёмы установления дисциплины.............................................................................................................................................................. Синдром школьной неуспешности: способы преодоления и предупреждения............................................................................... Некоторые практические приёмы переживания горя : надситуативный взгляд на жизнь как один из конструктивных направлений переживания горя.....................................................................................................................................................................
Коррекция лени у подростков
В современных социально-экономических условиях, при присутствии достаточно большого количества рекламы, посвящённой праздной жизни, отдыху проблема лени, становится особенно актуальной. В добавлении к этому, и в массовом сознании родителей лень, подчас воспринимается как нормальное явление, если оно в пределах «допусков». Многие из родителей, посещающих консультации психолога, с недоумением рассматривают задание обеспечить своего ребёнка спектром посильных домашних обязанностей. В этом случае, наиболее частыми являются, как правило, два варианта ответа: «Да Вы что, у моего ребёнка и кружки и секции, да ещё учеба, ему некогда будет. Ему основными-то делами лень заниматься в полную силу» или такой вариант: «Он и так ничего не делает, уж пусть хотя бы учится …». Почему же не так одолевала лень подростков 50-80-х годов? У них не было столько свободного времени, предоставленного школой, родителями и т.д. Постоянная занятость во внешкольных мероприятиях не давала возможности праздно существовать. Конечно, это совсем не говорит о том, что в те годы не было ленивых, но леность проявляющаяся, в том числе, в отсутствии желания трудиться и учиться считалась отрицательным качеством личности. Конечно найдутся аргументы в пользу того, что современный школьник «перегружен», вопрос остается только в том, чем он именно перегружен и нужна ли ему «разрешённая со стороны родителей» перегрузка информацией СМИ, бездельем и ничегонеделанием? Для того, чтобы конструктивно разобраться со всеми вышеуказанными проблемами стоит разобраться с двумя основными моментами: во-первых, что понимается под ленью? и во-вторых, как можно классифицировать виды лени и что с ними делать взрослому (педагогу, родителю)? Что же понимается под ленью? Лень [С.115, 2] – это отказ от выполнения заданий, требующих собранности, настойчивости, дисциплины (ленится убирать вещи, игрушки, прибирать постель, мыть посуду, делать уроки). Каковы же многочисленные причины появления лени подростков и что может выступать в качестве средств воздействия? Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица №1. Конечно же, она не претендует на всю полноту анализа, но, тем не менее, составляет хороший инструментарий для работы практического психолога.
Таблица 1 Коррекция различных видов лени
Типичные ошибки В целом умение преодолевать лень – это развитие волевых качеств. При воздействии на волевую сферу рёбёнка родители иногда делают некоторые ошибки, о которых бы хотелось упомянуть.
1. «Заботливая» гиперопека. Чрезмерная забота о ребёнке. Лень по проявлениям сходна с усталостью, желанием спать, голодом, наступлением заболевания. При постоянном попустительстве родителей (заботе как бы ребёнок не переусердствовал) у последнего возникает привычка не подчинять свои желания сознательным целям. 2. Завышенные требования – вызывают протест, безнадёжность. – (ψ:Давать ясные и осмысленные задания с посильным результатом: «Поел – вымой тарелку и ложку». Если человек видит чётко обозначенный конец, то с большей вероятностью он согласится на дело. 3. Неосознанное манипулирование – «Вымоешь пол – пойдёшь гулять»; «Сделаешь домашнее задание – получишь на мороженое»). Ребёнку внушается отношение к труду как к скучному заданию, за которое дают вознаграждение (ψ:Залог успеха в преодолении лени – выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминаний со стороны взрослого). 4. Логическое принуждение: ребёнка стыдят, упрекают, ставят кого-то в пример. – (ψ: Лучше дать ребёнку убедится в последствиях на собственном опыте: «Вчера не собрал портфель –сегодня опоздал, получил замечание…»; «Оставил игрушки на полу – сам наступил и сломал»).
*Примечание: символ ψ: означает конкретные советы психолога
Литература: 1. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./ общ. ред. А.С. Спиваковский; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424 с. 2. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И.В.Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с. 3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 320 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |