Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коррекция лени у подростков



2020-02-03 404 Обсуждений (0)
Коррекция лени у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




На правах рукописи

Методические рекомендации по психологическому консультированию

 

И.В.Серафимович, к.пс.н.

Оглавление

Коррекция лени у подростков...................................................................................................................................................................... 2

Коррекция лживости в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, подростки........................................................ 4

Коррекция воровства в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, старшеклассники......................................... 9

Итоговые рекомендации по психологической работе с ленью, ложью, воровством.......................................................... 15

Приёмы установления дисциплины..............................................................................................................................................................

Синдром школьной неуспешности: способы преодоления и предупреждения...............................................................................

Некоторые практические приёмы переживания горя : надситуативный взгляд на жизнь как один из конструктивных направлений переживания горя.....................................................................................................................................................................

 

 


Коррекция лени у подростков

 

В современных социально-экономических условиях, при присутствии достаточно большого количества рекламы, посвящённой праздной жизни, отдыху проблема лени, становится особенно актуальной. В добавлении к этому, и в массовом сознании родителей лень, подчас воспринимается как нормальное явление, если оно в пределах «допусков». Многие из родителей, посещающих консультации психолога, с недоумением рассматривают задание обеспечить своего ребёнка спектром посильных домашних обязанностей. В этом случае, наиболее частыми являются, как правило, два варианта ответа: «Да Вы что, у моего ребёнка и кружки и секции, да ещё учеба, ему некогда будет. Ему основными-то делами лень заниматься в полную силу» или такой вариант: «Он и так ничего не делает, уж пусть хотя бы учится …». Почему же не так одолевала лень подростков 50-80-х годов? У них не было столько свободного времени, предоставленного школой, родителями и т.д. Постоянная занятость во внешкольных мероприятиях не давала возможности праздно существовать. Конечно, это совсем не говорит о том, что в те годы не было ленивых, но леность проявляющаяся, в том числе, в отсутствии желания трудиться и учиться считалась отрицательным качеством личности. Конечно найдутся аргументы в пользу того, что современный школьник «перегружен», вопрос остается только в том, чем он именно перегружен и нужна ли ему «разрешённая со стороны родителей» перегрузка информацией СМИ, бездельем и ничегонеделанием? Для того, чтобы конструктивно разобраться со всеми вышеуказанными проблемами стоит разобраться с двумя основными моментами: во-первых, что понимается под ленью? и во-вторых, как можно классифицировать виды лени и что с ними делать взрослому (педагогу, родителю)?

Что же понимается под ленью?

Лень [С.115, 2] – это отказ от выполнения заданий, требующих собранности, настойчивости, дисциплины (ленится убирать вещи, игрушки, прибирать постель, мыть посуду, делать уроки).

Каковы же многочисленные причины появления лени подростков и что может выступать в качестве средств воздействия? Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица №1. Конечно же, она не претендует на всю полноту анализа, но, тем не менее, составляет хороший инструментарий для работы практического психолога.

 

Таблица 1 Коррекция различных видов лени

Причины Коррекция
1. Влияние мнения родителей (чрезвычайная занятость на заботе). Ø Среди родителей имеется и сегодня много людей, которые считают свой труд тяжелым и обременительным. Поэтому они полагают, что их детям до периода самостоятельной трудовой деятельности следует жить в праздности и неге, отдыхать от тягот жизни. Такие родители стремятся всячески оградить своих детей от любого труда и дать им больше развлечений. В данном случае требуется прежде всего разубедить родителей: ведь ребенку еще не от чего отдыхать. А для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самим ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в его глазах.
Ø Ценности родителей. Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду. Объясняют они свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.
Ø Псевдоопёка. Некоторые родители ограждают своих детей от физического труда из-за их слабого здоровья. В таких случаях школьный врач должен проверить правильность таких утверждений и в случае необходимости дать указание преподавателям ( в первую очередь труда и физкультуры) и родителям об индивидуализации методов физического воспитания данного ребенка.
Ø Избалованность. Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают к целенаправленной учебной деятельности. Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки дома. Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. В таких семьях ленивых учащихся, как правило не бывает.
2. Сильным отрицательным фактором может оказаться для подростков бесперспективность обучения. Ø Дело в том, что подростки и старшие школьники часто не удовлетворяются далекой перспективой учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками. Поэтому нужно учить школьников применять получаемые ими знания в опыте текущей жизни: материал по физике и математике – для технических поделок, географии – для туристических походов, иностранного языка – для переписки со сверстниками за границей и т.д.
Ø Бесперспективность и лень могут отмечаться, когда ученик затрудняется определить свое место в жизни, выбрать профессию. Здесь большую роль призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы, развить способности.
Ø Однако бывает и так, что ученик начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться по нескольким, а то и по всем учебным предметам, а учитель мешает ему в этом. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. Опасность нежелательных последствий от переоценки знаний такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.
3. Отсутствие контроля со стороны родителей. Возникновению лени у детей также способствует отсутствие контроля за их поведением со стороны воспитателей или, наоборот, слишком пристальное наблюдение и постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени. А.С. Макаренко правильно советовал воспитателям не реагировать на любой проступок ребенка, а воздействовать на него после нескольких таких случаев. Иногда достаточен только выразительный взгляд или сокрушенное молчание.
4. Влияние сверстников Ø Лень может возникнуть в результате отрицательного влияния товарищей. Важно найти средства воздействия не только на одного ученика, но и всех членов референтной группы, стараясь связать или гармонически сочетать их внеучебные интересы с учебными.
Ø Среди подростков часто широко распространяется и легко укрепляется мнение, что систематически и старательно учиться позорно, что так поступают «зубрилы» и «учительские подхалимы», выскочки и карьеристы, «маменькины дети» или инфантильные создания, напоминающие младших школьников. Лень в таких классах коллективно одобряется. Это происходит в связи с господствующим у подростков стремлением быть и казаться взрослым, овладеть общественно полезной деятельностью. Поэтому учащимся важно показать общественно полезный характер учебной деятельности, больше давать самостоятельных работ по усваиваемому предмету и представлять возможность проявить свою взрослость в учебе. Тогда количество ленивых, не желающих заниматься школьников резко сократится.
5. Неадекватное представление о себе. Лень может закрепляться у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических факторов. Так, заметная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов даже не делает самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают , что лень – врожденное качество. Один, дескать, родился человеком с сильной волей, а другой – со слабой. Это даже на лице написано, и ничего здесь не поделаешь.   Поэтому школьникам данных возрастов надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий. Кроме того, им надо рассказать о приемах ее воспитания и предупредить от серьезных ошибок при выработке нужных волевых качеств.
6. Изменения в обществе (социально-экономические). В последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание. Объясняют они свое отношение тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В тоже время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности.  Во-первых, необходимо объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Во-вторых, ценным является наличие не только материальных, но и духовно-душевных потребностей (для подростков это особенно актуально, поскольку ценность общения в этом возрасте велика).

 

Типичные ошибки

В целом умение преодолевать лень – это развитие волевых качеств. При воздействии на волевую сферу рёбёнка родители иногда делают некоторые ошибки, о которых бы хотелось упомянуть.

 

1. «Заботливая» гиперопека. Чрезмерная забота о ребёнке. Лень по проявлениям сходна с усталостью, желанием спать, голодом, наступлением заболевания. При постоянном попустительстве родителей (заботе как бы ребёнок не переусердствовал) у последнего возникает привычка не подчинять свои желания сознательным целям.

2. Завышенные требования – вызывают протест, безнадёжность. – (ψ:Давать ясные и осмысленные задания с посильным результатом: «Поел – вымой тарелку и ложку». Если человек видит чётко обозначенный конец, то с большей вероятностью он согласится на дело.

3. Неосознанное манипулирование – «Вымоешь пол – пойдёшь гулять»; «Сделаешь домашнее задание – получишь на мороженое»). Ребёнку внушается отношение к труду как к скучному заданию, за которое дают вознаграждение (ψ:Залог успеха в преодолении лени – выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминаний со стороны взрослого).

4. Логическое принуждение: ребёнка стыдят, упрекают, ставят кого-то в пример. – (ψ: Лучше дать ребёнку убедится в последствиях на собственном опыте: «Вчера не собрал портфель –сегодня опоздал, получил замечание…»; «Оставил игрушки на полу – сам наступил и сломал»).

 

*Примечание: символ ψ: означает конкретные советы психолога

 

Литература:

1. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./ общ. ред. А.С. Спиваковский; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.

2. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И.В.Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.

3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 320 с.

 



2020-02-03 404 Обсуждений (0)
Коррекция лени у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коррекция лени у подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)