Для удобства анализа лживости в подростковом возрасте мною также была предложена следующая резюмирующая таблица№3.
Таблица 3 Коррекция лживости у подростков и юношей.
Название лжи
| Причины
| Пути коррекции
|
1. Статусная
| Повышение социального статуса у родителей
| Работа должна вестись совместно с родителями и ребенком. Необходимо научить родителей предъявлять четкие требования к ребенку, необходимо им объяснить своему ребенку, что в их понимании хорошо, а что плохо. Также необходимо изменить отношение и поведение родителей по отношению к ребенку, они должны научиться воспринимать его таким, какой он есть. Работа с ребенком – необходимо показать ребенку, что родители любят и ценят его таким, какой он есть.
|
2. «Выгораживающая»
| Спасти от наказания со стороны родителей или других взрослых значимых людей.
| Если ребенок выгораживает кого-то из своей семьи, то необходимо согласовать требования в этой семье, которые предъявляют по отношению друг к другу члены данной семьи. Если же ребенок выгораживает кого-то из своих друзей, знакомых, то в этом случае необходимо выяснить причины этого выгораживания и уже на основе этого проводить работу с подростком.
|
3. Учебная
| Сокрыть не удачи и не успехи в школе.
| Необходимо выяснить причину этого сокрытия. Если это следствие боязни наказания, то в этом случае работа должна быть направлена на снижение требований к ребенку или на установление их на адекватный способностям ребенка уровень. Если причина – боязнь расстроить родителей, то в этой ситуации работа может вестись по направлению изменения отношения родителей к ребенку, на его восприятие родителей и на родительское восприятие ребенка.
|
4. Общенческая
| 4.1 Сокрытие социальных контактов.
| Работа с родителями – родителям необходимо научиться доверять своему ребенку, позволить ему большую автономность от них, но при это мне уходить от воспитания. Работа с подростком и юношей – объяснить, что друзей выбирают именно в этом возрасте и выбирают на всю жизнь, еще раз объяснить, какие социальные нормы приветствуются, а какие осуждаются.
|
| 4.2 Избегание наказания
| Работа с родителями – требования должны быть одинаковым у обоих родителей, наказание и поощрение за поведение должны быть четко сформулированы и донесены до ребенка; необходимо скорректировать поведение ребенка, в котором должна быть сформирована стратегия успешного поведения.
|
| 4.3 Нехватка внимания со стороны родителей.
| Работа с родителями – необходимо найти общие моменты в деятельности ребенка и родителей, найти общие интересы для родителей и ребенка. Родителям необходимо дать понять, что они замечают ребенка и интересуются ими, также необходимо объяснить ребенку, что привлечь внимание родителей можно другими способами.
|
5. Охранная
| 5.1 Сохранение внутреннего мира и безопасности.
| Работа с родителями – снижение опеки со стороны родителей.
|
| 5.2 Страх унижения
| Работа с подростком и юношей – повышение самооценки за счет создания ситуации успеха; работа с взрослыми, родителями – поручить ребенку ответственное дело, помочь создать ситуацию успеха.
|
6
| Личное удовольствие ото лжи (врет, потому что нравится)
| Работа с ребенком – предоставить ему возможность выразить свои фантазии в виде творческого действия (рисование, поэзия, проза, компьютерная графика, театральные кружки).
|
7. Статусная
| Повышение социального статуса среди сверстников.
| Работа с ребенком – найти деятельность, в которой он будет успешным и добьется настоящих результатов.
|
9. Самооценочная
| Не быть хуже других.
| Работа с ребенком – создание ситуации успеха через включение в деятельность, в которой ребенок будет успешным. Работа с учителями и родителями - можно возложить на ребенка ответственность за выполнение какой-либо деятельности.
|
10. Личностная
| Сокрытие собственных физических недостатков.
| Работа с ребенком - изменение отношения к себе, изменение восприятия себя. Работа с родителями и учителями – не акцентировать внимания на недостатках ребенка, а обращать внимание лишь на его достоинства.
|
11.
| Ради шутки
| Не обращать внимания и, если есть возможность, перевести такую ложь в творческую деятельность (рисование, поэзия, проза).
|
12.
| Ложь-компромат (обман о том, что кто-то что-то сделал, сказал и т.д.)
| В этом случае можно использовать метод наказания и проведение разъяснительных бесед, что так поступать нехорошо.
|