Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы субстанции в философии, ее связь с основным вопросом философии.



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
Проблемы субстанции в философии, ее связь с основным вопросом философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Идея субстанции (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) возникает фактически с началом философствования, где она становится одной из ключевых категорий мышления. Это понятие ввели для обозначения общей основы всего существующего. Вместе с понятием субстанции существует близкое к нему понятие субстрата (лат. substratum - основа, букв .- подстилка) как того, с чего все сделано. Понятие субстрат можно сблизить с понятием материи ("то, из чего", как означал "материю" Аристотель). Субстанция же представляет высшую меру общности. Субстанция означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые она существует.

Согласно общей направленности определенных философских концепции вычленяются одна субстанция (монизм; субстанцией здесь может быть как материя - вода, огонь, атомы - у Фалеса, Гераклита, Демокрита, так и идеи, числа, дух - у Платона, Пифагора), две субстанции ( дуализм; например, у Декарта - субстанция мыслящая и субстанция протяженная, материальная) или множество субстанций (плюрализм; Лейбниц, У. Джемс, К. Поппер).

Уже в античной философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии - вода, воздух, огонь, земля - Эмпедокла).

Аристотель отождествлял субстанцию с первой сути, характеризуя ее как основу, неотделимую от вещи, ее индивидуальности ("чтойность" вещи, "что она из себя представляет"). Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определенность предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной субстанций, но и споры о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (спор номиналистов и реалистов о реальном или номинальное существование общих идей, понятий, о субстанциональность общего, идеального).

В философии Нового времени выделяются две линии анализа субстанции. Первая, связанная с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления субстанции с формой конкретных вещей. Этому качественному трактовке субстанции Декарт противопоставлял учение о двух субстанции: материальную (для которой характерны протяженность и количественная измеримость) и духовную (умственной).

Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены Спинозой на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута (свойства) единой субстанции.

Лейбниц в своей монадологии вичленяв множество простых и неделимых субстанций (монад), имеющих самостоятельность, активность и изменчивость.

Вторая линия анализа субстанции - гносеологические осмысления понятия субстанции (то есть с точки зрения теории познания), его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Локком в его анализе субстанции как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции (то есть получение ее на основе опыта). Беркли вообще отрицал понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовной субстанции.

Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной субстанций, видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию (связь) восприятий в некоторую целостность, присущую обыденном, а не научному знанию.

 

Гегелем выделял внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие. Однако диалектическое трактовка субстанции как субъекта, разворачивает свое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - степень развития "идеи", а не бытие.

Для современной западной философии характерно негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании. В разных течениях неопозитивизм понятие субстанции рассматривается как свойство обыденного сознания, проникший в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятии. С одной стороны, критика понятия субстанции смыкается с критикой материализма (материи нет, есть только набор ощущений и восприятий), а с другой - с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (Дюэм) уходи "функциональным отношением" (Кассирер ).

В лингвистической философии (Витгенштейн) понятие субстанции рассматривается как начальный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения (того, о чем говорят, и того, что говорят об этом; противопоставление подлежащего и сказуемого).

Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развито К. Марксом. С т. зр. диалектического материализма категория субстанции - одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины ее изменений, форма причинного объяснения объективного мира.



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
Проблемы субстанции в философии, ее связь с основным вопросом философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы субстанции в философии, ее связь с основным вопросом философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)