Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и характеристика диалектики и метафизики как общефилософских методов.



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Понятие и характеристика диалектики и метафизики как общефилософских методов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Любая философская система ставит и как-то решает два вопроса: “что” существует и как это “что” существует. Ответ на второй вопрос называют проблемой метода. Актуальна ли для современной философии проблема диалектического и метафизического метода?

Познавая мир, человек получает знания, однако они нужны не сами по себе, а для дальнейшего познания, преобразования мира с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом (от гр. – путь исследования или познания, теория, учение). Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек т своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие), соответственно и методы можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие – философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех, отраслях знаний, обеспечивая общую стратегию, генеральную программу деятельности.

Формирование методов – продолжительный и сложный процесс, рассматриваемый методологией. Методология – это учение о системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей (учение о методах). Современным всеобщим научным методом является диалектико-материалистический метод – материалистическая диалектика. Его альтернативами выступают метафизика, эклектика и софистика.

Развитие учения о методе в истории философии

Слово “диалектика” первым применил Сократ, обозначив им действие человека, которое выражается в умении вести разговор (от гр. – умение вести беседу, спор). Появление этого термина связано как с философией, так и с развитием античной демократии, которая потребовала умения полемизировать, убеждать, доказывать, обосновывать свой взгляд и на этой основе приобретать единомышленников, сторонников в государственных и личных делах. Ф. Скорина считал, что диалектика “ум просветляет, узлы распутывает”.

Ученик Сократа Платон понимал под диалектикой не просто диалог, не каждую беседу, а диалог как логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов, ведет к определению содержания понятий. Работы Платона были написаны в форме диалогов и являются образцом диалектики в ее объективно-идеалистическом понимании.

Античная диалектика разделилась на объективную (где связи и отношения развивающегося мира не зависят от того, познаны они человеком или нет) и субъективную (это диалектика мышления, наши знания об окружающем мире и самом человеке). Соотношения между объективной и субъективной диалектикой в истории философии складывались по-разному и были связаны с разрешением основного вопроса философии. Гераклит, например, признавая первичной материю (огонь) считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий.

Стихийно-диалектические идеи разделяли атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Значительный вклад в развитие диалектики внесли представители Элейской школы (Парменид, Зенон). На основе диалектики Гераклита и элеатов возникла диалектика софистов, которые гипертрофировали относительность знаний и в поисках истины дошли до релятивизма (от лат. – относительный). Софистика Стала первой альтернативой диалектики.

Релятивизм представляет собой методологический принцип, состоящий из метафизический абсолютизации относительности знаний, исходя из существующего факта изменения, развития вещей и явлений материального мира. Следовательно, если в мире нет ничего устойчивого, считают релятивисты, то знания о нем относительны, они не могут передаваться от поколения к поколению.. Факт развития знаний релятивисты рассматривают как доказательство субъективности, что приводит к агностицизму – отрицанию объективности познания вообще.

Диалектика древних народов строилась на здравом смысле, обычном наблюдении, результатах споров, сопоставлении разных взглядов. Это была стихийная диалектика, но диалектические догадки философов древности ценны и сегодня. Диалектика этого периода выявила сложность, противоречивость отражения бытия мира в логике понятий, что заводило иногда философскую мысль в тупик (вспомним! апории, парадоксы, антиномии, дилеммы). Выявление и анализ подобного рода отягощений мысли получили название “отрицательная диалектика”, преодоление которой способствовало развитию позитивной диалектики.

Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана в немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который “…представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития”.

Гегель не видел различия и противоречия между мышлением и бытием, а поэтому процесс преобразования материального в идеальное и наоборот его не интересовал. А это привело к ограниченности применения гегелевского диалектического метода сферой мышления и к противоречию между системой и методом. Философ не признавал того, что диалектика должна выявить противоречие бытия и мышления, природы и человека, человека и человека.

Гегель не отрицал полностью диалектического развития природы, однако духовные процессы общественной жизни представлялись ему первостепенными, наиболее важными. Большая заслуга Гегеля только в позитивной диалектике, но и в том, что он привел в единую систему понятийный аппарат диалектики, сформулировал совокупность закономерностей, которые отражают универсальные связи мира и познания (принципы), к ним он отнес универсальную (всеобщую) связи явлений, единство противоположностей и развитие через диалектическое отрицание.

В XIX в. развитие естествознания было связано с переходом от познания вещей к изучению связей и процессов что потребовало соответствующего философского метода – материалистической диалектики. - jimm

Действительно, диалектические идеи и принципы были необходимы в виде философской основы для космогонии (И. Кант, П.С. Лаплас), химии (Д. Дальтон), геологии (М.В. Ломоносов, Ж. Кювье и др.).



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Понятие и характеристика диалектики и метафизики как общефилософских методов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и характеристика диалектики и метафизики как общефилософских методов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)