Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Абстрактные и конкретные понятия. Процесс абстрагирования и обобщения.



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
Абстрактные и конкретные понятия. Процесс абстрагирования и обобщения. 0.00 из 5.00 0 оценок




В определенном смысле абстрактным является любое понятие. Понятие абстрактно в том смысле, что оно возникает в результате отвлечения от предметов тех или иных признаков. В отличие от чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), которое отображает многообразие единичных признаков, понятие свободно от этого многообразия. Оно лишено момента чувственности, свойственного ощущениям, восприятиям, представлениям.

В этом смысле абстракциями можно назвать все понятия. Конкретным будет чувственное познание, поскольку оно содержит в себе многообразие единичных признаков. Понятие как таковое не может отображать все частности предметов, их многообразие. Попытка включить в понятие все частности предметов ведет к эклектике, к отрицанию понятий, к смешению понятия с представлением. В. И. Ленин беспощадно высмеивал тех горе-теоретиков, которые под видом «полноты охвата предмета» пытаются включить в понятие все эмпирическое многообразие признаков. Ленин писал: «И как характерна эта, столь модная в настоящее время, quasi-реалистическая, а на самом деле эклектическая погоня за полным перечнем всех отдельных признаков И отдельных «факторов». В результате, конечно, эта бессмысленная попытка внести в общее понятие все частные признаки единичных явлений, или, наоборот, «избегнуть столкновения с крайним разнообразием явлений», — попытка, свидетельствующая просто об элементарном непонимании того, что такое наука,— приводит «теоретика» к тому, что за деревьями он не видит леса». Так и пицца, хотя и состоит ихз разных ингредиентов, все же есть пицца.

Когда диалектическая логика выставляет требование конкретности понятий, она под конкретностью понимает не эмпирическую, чувственно воспринимаемую конкретность, а логическую конкретность, полученную в итоге большой работы мышления. Диалектическая конкретность понятий свидетельствует не просто о многообразии признаков, но о таком многообразии, которое вместе с тем образует единство, которое выражает сущность, закон предметов. Разным образом, диалектическую конкретность понятий следует отличать от формально-логической конкретности, которая берется совсем в другом смысле. В формальной логике конкретным называется понятие, которое отображает целый предмет, часть, или их совокупность, в противоположность абстрактным понятиям, фиксирующим лишь отдельные свойства этих предметов, вещей. С точки зрения формальной логики «цветок» Конкретным понятием, а «краснота» — абстрактным.

Деление формальной логикой понятий на конкретные и абстрактные имеет вполне определенное значение и играет немаловажную роль, особенно в части, касающейся нахождения языковых средств выражения тех и других понятий. Однако такое деление никак не следует смешивать с делением понятий на конкретные и абстрактные в диалектической логике, имеющим совсем другой смысл. То, что формальная логика называет конкретным понятием, является с точки зрения диалектической логики абстрактным. И не потому, что формальная логика говорит ложь, а диалектическая — истину, а вследствие различных аспектов рассмотрения понятий. Конкретность и абстрактность понятий берется в диалектической логике в ином смысле, чем в логике формальной (и в этом заключается одно из их различий). Разделяя понятия на конкретные и абстрактные, диалектическая логика имеет в виду полноту отображаемых понятием признаков, т. е. то, выражает ли оно только общие признаки или наряду с ними особенные и единичные. Рассмотрим это деление понятий на конкретные и абстрактные. Начнем с абстрактных понятий, как наиболее простых.

Абстрактные понятия, или, точнее, абстрактная сторона понятий, изучением которых в основном занимается, формальная логика, характеризуются прежде всего, тем, что в них фиксируются только общие признаки предмета. Особые и единичные признаки просто отбрасываются как несущественные и случайные. Примером абстрактного понятия может служить понятие производства вообще. Производство вообще включает в себя только то, что является общим для всех форм производства, — рабства, феодализма, капитализма и т. д. В этом понятии содержится лишь знание следующих признаков: никакое производство невозможно без человека, субъекта производства; для осуществления всякого производства должны быть орудия производства; нет производства без определенных навыков к труду ит. п. Но в данном понятии не подчеркивается, что, кроме общих признаков, у рабовладельческого, феодального и других видов производства есть и особенные черты, которые отличают рабство от феодализма, капитализма, социализма; социализм от рабства, капитализма, феодализма и т. д.

Несмотря на то, что абстрактные понятия фиксируют в предметах лишь одни общие признаки, роль их в познании велика. История науки, практики, история человеческого мышления показывает, что абстрактные понятия имеют для познания огромное значение, а подчас, когда еще не сложилось конкретное понятие, они являются единственным средством познания. Абстрактные понятия — начальный этап в развитии знания. В абстрактных понятиях выделяются общие свойства предметов, что избавляет нас от повторений, от необходимости перечислять, а каждом отдельном случае все те признаки, которые фиксируются в данных понятиях. В самом деле, вместо того чтобы, например, при характеристике человека говорить «разумное существо», «говорящее существо», «существо, способное трудиться», мы просто определяем его как «человек», включая в это общее понятие все человеческие признаки. Употребление абстрактных понятий, выражающих общие признаки, сокращает путь нашего мышления, а, следовательно, и познания. Говоря о значении абстрактного понятия «производство вообще», К. Маркс отмечает: «Производство вообще, это—абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно подчеркивает общее, фиксирует его и избавляет нас, таким образом, от повторений».

Необходимость в абстрактно-общих понятиях обусловлена, кроме того, важностью выделения признаков различия, с которыми связано образование абстрактно-общих понятий. Выделение общего должно производиться с таким учетом,. чтобы не упустить из вида существенные различия, которые присущи вещам и которые особенно важны для пауки, поскольку в них как раз выражается развитие предметов. Так в различении рабства, феодализма, капитализма выявляется развитие человеческого общества, различные ступени его поступательного движения.

Наряду с достоинствами абстрактные понятия имеют и недостатки. Первый недостаток абстрактных понятий связан с тем, что в них берутся только одни общие признаки и отбрасываются признаки особенные и единичные. Уже одно это говорит о том, что абстрактные понятия отображают предметы односторонне. С их помощью нельзя понять ни одного конкретно существующего явления. Отмечая этот недостаток абстрактных понятий на примере понятия «производство вообще», К. Маркс говорит: «...есть определения, общие всем ступеням производства, которые фиксируются мышлением как всеобщие; однако так называемые всеобщие условия, всякого производства суть не что иное, как эти абстрактные моменты, с помощью которых ни одной действительной исторической ступени производства понять нельзя».

Кроме того, общие признаки бывают как существенные, так Н несущественные и, следовательно, нет никакой гарантии в том, что абстрактное понятие свободно от несущественных признаков. Несущественные же признаки часто выдаются за существенные, что ведет к серьезным ошибкам.

Показательно в этом отношении употребление абстрактного понятия общества русским либеральным народником Михайловским. Михайловский вслед за Спенсером рассуждал об обществе вообще, вместо того чтобы конкретно анализировать ту или иную общественно-экономическую формацию, в частности, капиталистическую, которой он фактически занимался.

Марксизм учит, что нет общества вообще, есть общество на определенной ступени развития — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т. д.; нет ступени развития общества вообще, есть ступень в развитии в той или иной конкретной стране, в тех или иных конкретных исторических условиях. Общество есть продукт взаимодействия определенных, действующих в конкретной обстановке людей.

Другой существенный недостаток абстрактных понятий состоит в том, что в осознаваемой части их признаков не выражается диалектическая противоречивость вещей. Например, имеющаяся в предметах противоположность старого и нового, отмирающего и нарождающегося, бытия и небытия не фиксируется в абстрактных понятиях. В абстрактных понятиях берется только одна противоположность: старое без нового, количество без качества, сущность без явления и т. п. Например, в абстрактном философском понятии свободы, которым оперировали французские материалисты XVIII в., не указывается ее связь с необходимостью, так же как в абстрактном понятии необходимости не усматривается связь со свободой. В этих понятиях не фиксируется, что свобода есть осознанная необходимость, а необходимость—неосознанная свобода, т. е. здесь не вскрывается единство (а в известных пределах — тождество) этих двух противоположностей. Эту черту абстрактного понятия выявил еще Гегель, показав, что в таком понятии противоположности берутся, изолировано друг от друга.



2020-02-03 264 Обсуждений (0)
Абстрактные и конкретные понятия. Процесс абстрагирования и обобщения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Абстрактные и конкретные понятия. Процесс абстрагирования и обобщения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)