Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Абстрактное мышление. Субстанциональные и соотносительные категории диалектики.



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
Абстрактное мышление. Субстанциональные и соотносительные категории диалектики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мышление - это процесс отображения мира в понятиях, категориях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях. И это отображение тем богаче, чем больше есть понятий категорий, слов, которые имеют обобщение. Поэтому более совершенный обобщающий язык является свидетельством более развитого, одаренного народа. Что представляют собой категории? Категории - это универсальные формы мышления, формы обобщения реального мира, в которых находят свое отображение общие свойства, черты и отношение предметов объективной действительности. Для более конкретного понимания этого вопроса нужно раскрыть суть процесса, что лежит в основе создания таких категорий.

Абстрагирование - это умственный процесс отклонения от одних свойств вещей и концентрация внимания на другие. Человек не может ни познавать, ни практически действовать, ни общаться без абстрактной деятельности мышления. Простейший акт познания - различение двух вещей - уже предусматривает абстрактную деятельность человека. Если нам нужно установить отличие между ними, то мы не принимаем во внимание то. что есть подобным, отвергаемся от него, и, наоборот, если необходимо установить, что для них есть подобным, то мы отстраняемся от того, что для них есть отличным. Это отклонение вол того или другого и является иллюстрацией процесса абстрагирования.

В категориях диалектики фиксируется, отображается общее в вещах. Итак, не берется к вниманию тс, что есть в них конкретным, отличным. Категории являются результатом очень высокого уровня процесса абстрагирования. В них фиксируется не просто общее, а обобщенное. Скажем, в такой категории, как материя, отображается наиболее общее свойство окружающей действительности, а именно то, что она является объективной реальностью независимо от воли и сознания человека. Путем абстрагирования, отклонение в процессе познания от конкретных свойств и концентрации внимания на более общих, вплоть до всеобщих и устанавливается такое общее свойство категории, как "материя". Вот приблизительный путь такого абстрагирования: "эта роза" (имеет конкретную определенность - "эта"): роза (здесь мы уже абстрагируемся от определения "эта"). Слово "роза" фиксирует более общее, чем имеем в словосочетании "эта роза". Дате приобщаем слово "цветок". Оно охватывает все цветы, которые есть в действительности, т.е. мы мысленно отвергаемся от конкретного разнообразия цветов, так как внимание концентрируется на тому общему, что есть у всех цветов. Слово "растение" включает в себя весь растительный мир и есть более широкой абстракцией. Так мы можем идти дальше путем абстрагирования (отклонение от конкретного). На этом пути более общим будет понятие "живое", которое включает в себя не только весь растительный мир, а и животный. Понятие "живое" имеет уже очень высокий уровень абстрагирования. И, в конце концов, понятие "материя" фиксирует в себе общее, так как в нем собрано все то, что существует объективно, т.е. понятие "материя" имеет высочайший уровень отклонения от конкретного и потому имеет статус категории..

С помощью одного только чувственного познания невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов, закономерности, присущие вещам, явлениям объективного мира. Одно «эмпирическое наблюдение само по себе,— писал Ф. Энгельс,— никогда не может доказать достаточным образом необходимость»1.

Человек не довольствуется познанием одних внешних сторон явлений, а стремится проникнуть в сущность реального мира, познать закономерности развития природы, общества, мышления, что совершенно невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки, качества реальных вещей, явлений.

Какое бы мышление мы ни взяли — самое простейшее или самое сложное, элементарное, формально-логическое или научно-теоретическое, диалектическое,— оно всегда осуществляется при помощи понятий. Понятие — это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения. Суждение — это мысль, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Всякая мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо, выражается в виде суждения. В отличие от понятий, которые отображают совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Мыслить — это прежде всего выражать (устно, письменно или в уме) суждения, то есть судить о вещах* явлениях и их свойствах.

Третьей формой абстрактного мышления служат умозаключения. Умозаключение — это такой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся новые суждения о вещах, явлениях объективного мира. Умозаключение выступает мощным средством научного познания. Можно даже сказать, что на умозаключениях построено все здание науки, ибо выводы ее представляют собой, как правило, такие положения, которые не всегда можно проверить непосредственно. Их истинность становится доказанной только после того, как мы сопоставим их с другими истинными теоретическими положениями, из которых они логически следуют.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает нам возможность более полно и глубоко познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности. Поэтому оно и представляет собой высшую ступень познания человеком объективного мира.

Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.

Ограниченность как рационализма, так и эмпиризма состоит в том, что они рассматривают процесс познания односторонне, не понимают его исторического, диалектического характера. Они раздувают, преувеличивают или даже абсолютизируют одну сторону процесса познания и недооценивают, преуменьшают или даже игнорируют другую его сторону. Они не понимают, что в научном познании каждая из этих сторон, взятая отдельно, не может существовать без другой, что никакое абстрактное мышление не может осуществляться без чувственного опыта, без непосредственного живого созерцания предметов мысли и что непосредственное общение человека с внешним миром, живое чувственное познание является необходимой основой логического, теоретического мышления..

Чтобы точнее и глубже отражать объективную действительность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий и категорий.

Всякая наука, изучая определенные стороны действительности, обязательно приходит к формированию своего категориального аппарата. От категорий конкретных наук существенно отличаются категории диалектики. Это отличие состоит в том, что категории диалектики отражают не просто существенные свойства и связи класса явлений объективного мира, а наиболее общие свойства и связи, которые присущи всем материальным процессам. Итак, категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности.

Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории: "бытие", "материя", "движение", "развитие", "пространство", "время", "противоречие" и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими.

Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходимость; возможность и действительность.

Единичное и общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так, категория "единичное" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" — это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне — то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета.

Явление и сущность. Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта. Сущность — это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление — это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Содержание и его форма. Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание — это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Форма — это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета — это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое и выполнять все присущие функции.

Часть и целое; элемент, структура, система. Часть и целое — категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности.

Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее, оно определяется частями — их количеством и определенным типом взаимодействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого.

Категории "целое", "часть" схожи и взаимосвязаны с понятиями "система", "структура", "элемент". Элемент (от лат. elemenium - первичное вещество) — относительно неделимая часть целого. Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие "элемент", поскольку это не любая часть, а только относительно неделимая. Причем "часть" соотносится с понятием целого, а "элемент" — с понятием структуры. Структура (от лат. struktura — строение, размещение, порядок) — способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч. systema — объединение, творение) — совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают.

По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и идеальные, которые являются отражением ее в человеческом сознании. По количеству элементов и связей различают простые и сложные системы.

Причина и следствие. Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его. Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной. А явление, возникающее под влиянием причины, называется следствием.

Необходимость и случайность. Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях.

Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят.

Но все ли, что появляется в мире, возникает как необходимое? Нет, в мире есть и случайные явления, события. Случайность — категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побочным для данного явления обстоятельствам. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Возможность и действительность. Эти категории подчеркивают процессуальность, т. е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность — это философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
Абстрактное мышление. Субстанциональные и соотносительные категории диалектики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Абстрактное мышление. Субстанциональные и соотносительные категории диалектики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)