Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие произносительной стороны речи в норме



2020-02-03 1144 Обсуждений (0)
Развитие произносительной стороны речи в норме 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В усвоении ребенком речи различают два взаимосвязанных процесса: процесс развития акустического восприятия речевых звуков и процесс совершенствования артикуляции. Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция речедвигательного анализатора. Обычно дефекты речи родители замечают у ребенка в 1,5 – 2 года. И именно поэтому так важно знать онтогенез развития речи и звуков, а также этиологию задержки речи. На сегодняшний момент существует множество разных речевых нарушений и большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют дислалия и стертая дизартрия.

Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы исследования.

Объект работы – различия и сходства речевых нарушений: дислалии и стертой дизартрии.

Предмет исследования – условия возникновения и коррекции дислалии и стертой дизартрии.

Цель – выявить сходства и различия речевых нарушений дислалии и стертой дизартрии

Задачи:

1. Проанализировать развитие произносительной стороны речи в норме.

2. Изучить теоретические основы дислалии и дизартрии.

3. Рассмотреть методы обследования произносительной стороны речи у дошкольников.

4. Исследовать технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии.       

Теоретической основой данной работы являются исследования Беляковой Л.И. [5], Винарской Е.Н. [7], Волковой Л.С. [8], Волосковой Н.Н.[10], Мартыновой Р.И. [15], Серебряковой Н.В.[22] Токаревой [29], Cоботович Е.Ф. [25] и других.

Методы исследования - анализ учебно-методической литературы и опыта работы педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы - работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, 35 страниц, 29 авторов.

 

Развитие произносительной стороны речи в норме

 

Известный логопед Фомичева М.В. утверждает, что произносительная сторона речи это раздел из общей культуры речи. Произносительная сторона речи включает в себя интонацию и речевые звуки. В свою очередь интонация включает в себя темп, ритм, мелодику речи, основные качества голоса (сила, высота), речевое дыхание, а также речевой слух и логическое ударение. Интонация вмещает в себя произносительные средства, с помощью которых выражаются смысловые отношения и оттенки речи. Звуки речи отличаются от обычных звуков тем, что в структуре слова у них появляется значение, и эти звуки помогают различать слова. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат. [31]

Уже в первые месяцы жизни у ребенка отмечаются безусловно-рефлекторные реакции на сильные звуковые раздражения. На начальном этапе, до года, восприятие слов и фраз является глобальным, поскольку ребенок воспринимает их в первую очередь по интонации, общему ритмическому рисунку. С.М. Карпова, И.М. Колобова в монографии говорят о том, что с восьми месяцев у ребенка формируется элементарное понимание речи, основанное на восприятии, выделении, запоминании и последующем узнавании отдельных ритмико-мелодических структур, а со второго года жизни начинается переход от диффузного к более дифференцированному восприятию звуковой структуры слов. Дальнейшее развитие импрессивной речи связано с усложнением слов по их фонематическому строению. [13]

Белякова Л.И., описывая стадии развития детской речи, утверждает, что крик при рождении ребенка это его первая произносительная реакция. Новорожденный кричит из-за первого выдоха после расправления легких, крик - это безусловная реакция на внешние и внутренние раздражители. Крик здорового ребенка громкий, длительный, чистый, а вдох менее продолжителен чем выдох. В 2 месяца у ребенка появляется новая стадия речевого развития – гуление – певучее произношение звуков и цепочек звуков. Далее, в 4-5 месяцев гуление сменяется лепетом, который тоже состоит из недифференцируемых звуков. В 5-6 месяцев ребенок уже способен узнавать голоса близких знакомых ему людей. В 7-8 месяцев ребенок начинает подражать элементам речи окружающих. Ребенок чаще начинает использовать звуки, близкие к тем, что он слышит в речи окружающих. В этом процессе большая роль отводится слуховому анализатору. Самое бурное развитие произносительной стороны речи начинается в 1-1,5 года, когда ребенок произносит первые слова. Постепенно ритмико-мелодическая структура и фонематический состав слов усложняются. [7]

Особое место в развитии произносительной стороны речи ребенка занимает развитие артикуляции и становление фонематического слуха. Развитие фонематического слуха и артикуляции являются базой для возникновения нормативного звукопроизношения.

Существует ряд теорий, объясняющих природу и механизмы процесса восприятия звуков и понимания речи ребенком. Обращаясь к теории Е.Ф. Соботович «О механизмах речевой деятельности», в процессе понимания речи выделяют элементарный, сенсорный, персептивный уровень. На элементарном уровне слуховой анализатор принимает звуковой сигнал и передает его в мозговые центры. Сенсорный уровень характеризуется анализом поступивших сигналов по акустическим признакам и их различение. На персептивном уровне акустические характеристики звуков речи и их постоянные признаки выделяются и благодаря этому запоминаются. Такое запоминание способствует развитию речи и узнаванию звуков при их восприятии. В конце второго месяца жизни у ребенка появляется зов, который затем сменяется лепетом, отмечается повторение однородных звукосочетаний. Эта стадия наиболее важна для подготовки речевого аппарата к овладению произносительными умениями и навыками в дальнейшем. В этот период лепет ребенка развивается независимо от фонетической структуры и отображает различные типы гласных и согласных звуков. [25]

В основе развития функции речедвигательного анализатора лежит степень артикуляционного различия звуков, сложность их произношения и схожесть артикуляции с двигательными безусловно-рефлекторными реакциями. Акустические свойства и степень использования звуков не определяют последовательности их усвоения детьми. В некоторых случаях акустическая схожесть звуков осуществляет тормозящее влияние на формирование правильной артикуляции, проявляющееся в наличии в речи звуков-субститутов (заменителей). Алгоритм коррекционной логопедической работы включает переход от простых артикуляций к все более сложным, что обусловлено постепенностью развития речедвигательного анализатора.

Развитие звуковых вокализаций происходит в вертикальном и горизонтальном направлениях в каждом из четырех элементов.

В вертикальном направлении звуки появляются на базе созревания артикуляторных возможностей ребенка. Горизонтальный путь развития основывается на внешних акустических воздействиях, противопоставлении звучаний, образовании дифференцировок. Формируется "фонемным деревом" с четырьмя ветвями, и составляет систему фонетического строя речи ребенка. Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. До 3-4 лет ребенок овладевает всей системой звуков языка, возможно с некоторыми исключениями. Самыми сложными для усвоения является свистящие, шипящие и сонорные звуки. К этому времени у ребенка заканчивается период формирования фонетических дифференцировок.

Существуют индивидуальные различия в сроках появления одних и тех же звуков у разных детей. Обращаясь к исследованиям Гвоздева А.Н., можем выявить, что, например, у мальчиков звуки речи появляются в целом позже, чем у девочек. Есть различия и в каждой группе отдельно, объединяющие как девочек, так и мальчиков. Также необходимо отметить, что последовательность появления применительно к отдельным звукам и даже к отдельным их группам неодинакова. Например, вибранты усваиваются в среднем почти на полгода позже, чем шипящие. Но минимальные сроки усвоения вибрантов существенно меньше, чем минимальные сроки усвоения шипящих. Это говорит о том, что данный ребенок, в отличие от других детей, может усвоить вибранты раньше шипящих звуков. [11]

Как отмечает А. Н. Гвоздев, только благодаря семантике звуковые элементы слов становятся предметом усвоения. На начальном этапе формирования речи семантическую нагрузку имеют в основном ритм и интонация, а в дальнейшем - звуковой рисунок слова. Овладение фонетической структурой слова предполагает овладение количеством и последовательностью звуков и слогов в слове, а также ритмом, ударением, интонацией.  [11]

Однако существует последовательность, которая подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений. В. И. Бельтюковым отработана схема в виде "деревьев", применительно к каждому из этих правил последовательный переход от одних звуков к другим для всех детей одинаков. Например, на основе свистящих усваиваются шипящие согласные. [3].

Сразу овладеть полным составляющим составом слова ребенок не может, поэтому первые слова она произносит в виде ударных слогов. О. М. Гвоздев отмечал такие особенности овладения слоговой структурой слова ребенком раннего возраста:

• сначала усваиваются слова, состоящие из одного слога и из двух одинаково ударных слогов, которые повторяются

• при произношении двусложных слов, как правило, остается только ударный слог

• при слиянии согласных происходит пропуск одного или двух других согласных, при этом большое значение имеют артикуляционно-акустические характеристики звуков [11].

Развитие произносительной стороны речи происходит не линейно, существуют определенные показатели соответствующие тем или иным возрастным нормам, но так как каждый ребенок индивидуален, его развитие тоже индивидуально. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на формирование фонематических процессов, развитие грамматики, лексики, влияют на коммуникативные возможности ребенка. Поэтому преодоление данных нарушений важная часть логопедической работы. Совершенствование навыков звукопроизношения и просодики обеспечит полноценное языковое, речевое и психологическое развитие ребенка. Логопед должен обладать вышеперечисленными сведениями для различения нормы и патологии в процессе коррекционной работы, для построения рациональной программы формирования и коррекции произношения ребенка.

 



2020-02-03 1144 Обсуждений (0)
Развитие произносительной стороны речи в норме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие произносительной стороны речи в норме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)