Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 4. Технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Глава 4. Технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Коррекция стертой дизартрии является сложным непрерывным процессом и включает в себя использование физиотерапевтических и педагогических методов. Целью преодоления является выработка у ребенка внятной, понятной другим речи, а также социальная адаптация ребенка. Для детей со стертой дизартрией существуют специализированные группы речевой коррекции.

Методы коррекции стертой дизартрии зависят от серьезности поражения речевого аппарата. Большое значение имеет укрепление лицевой мускулатуры посредством массажа. Приходько О.Г. полагает, что дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств, особенно дизартрии. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Дифференцированный массаж разработанный Приходько О.Г.:

Расслабление лицевой мускулатуры.

1) Поглаживание от середины лба к вискам.

2) От бровей к волосистой части головы.

3) От линии лба вокруг глаз.

4) Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос,

продолжая линию бровей.

5) От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

6) От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к

крыльям носа.

7) Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

8) Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

1) Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

2) Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

3) Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

4) Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

5) Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

6) Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой

стрелке).

7) Легкое постукивание губ пальцами. [17]

Дальнейшие упражнения проводятся для установления правильной артикуляции. За этим следует работа над автономной постановкой звуков, а затем правильное произношение звуков в словах. Если работа выполняется с ребенком, то важна психологическая поддержка в виде похвалы и одобрения.

Соломатина Г.Н. является автором конспектов индивидуальных логопедических занятий. Рассмотрим конспект по постановке звука [к] и его автоматизации.

Постановка звука [к]

Если у ребенка высокое готическое нёбо, то устранение недостатков произношения звука [к] практически невозможно. В этом случае не следует тормозить развитие глоточной артикуляции звука.

1. По подражанию.

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад (подогнуть язычок, как кулачок).

Затем задает вопросы: «Как курица зовет цыплят?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко». «Как квакает лягушка?» — «Кваква».

2. Механическим способом.

Ребенок должен произносить слог [та] шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвинуть язык кзади.

Звук [К] (автоматизация)

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение слогов

Слоги произносить отрывисто, четко.

ка пка тка — тко — тку — ткы

ка—ка пка—пко мка — мко — мку — мкы

ка—ко—кы пка—пко— пку тка — тка — тка— мка

Произнесение слов со звуком [к]

Повторить слова: «камень, «капля», «кони», «коты», «копыто», «каток» «утка» «кукушка «Коля», «Костя», «кофе».

Произнесение предложений со звуком [к]

Составить и произнести предложения по картинкам:

«Утром папа пьет кофе», «У Коли камень», «Около дома каток», «Кукушка кукует: “Ку-ку, ку-ку!”» «Костя катается на коньках», «Конь стучит копытом».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сидит кукушка на суку

И говорит: Ку-ку, ку-ку! [26]

    Преодоление стертой дизартрии для детей дошкольного возраста заключается в развитии речеслухового, зрительного, слухового внимания. Для этого проводятся игры: например, с помощью изображений и игрушек, им предлагается запомнить их местоположение, а затем рассказать, что изменилось. Следующий этап направлен на развитие подвижности артикуляторного аппарата. Он состоит из различных упражнений для развития челюсти, укрепления подвижности губ, мышц языка, щек, тренировки дыхания. Специальная гимнастика проводится для развития навыков постановки и произношения отдельных звуков. Для этого, используется визуальная демонстрация, где должен быть видно положение языка и губ. Перед зеркалом ребенок учится произносить свистящие, шипящие, вибранты. Затем, с помощью игр, проводится работа по исправлению звуков, их точности, чистоте, темпу и силе. Затем идет работа над звуком, для которого ребенок учит стихи, разговаривает. Игры на распознавание звука в слогах развивают фонематическое восприятие.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале - разминка. Ребенок становится прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Ребенок делает короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Крылья носа должны соединяться в момент вдоха. Так тренироваться по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Вдох, как укол, мгновенный. Чтобы понять гимнастику, ребенку нужно делать шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседать на левой, поднимая левую - на правой. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Повторять вдохи ритмично и часто, делать их столько, сколько ребенок сможет сделать легко. [34]

Гимнастика Архиповой Е.Ф. стремится укрепить мышцы лица. Она состоит в том, чтобы раздувать щеки, вытянув губы трубочкой, поочередно выставляя верхние и нижние зубы, втягивая губы в рот, обнюхивая «лошадь», имитируя полоскание зубов [2].

Адаптированная логопедическая программа для детей со стертой дизартрией предназначена для развития и обучения детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных характеристик. В программе, помимо логопеда, участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, специалист в области изобразительного искусства, психолог, родители. Программа рассчитана на два года и состоит из нескольких этапов.

1. На первом начальном этапе диагностики, путем сбора анамнеза, психологических и логопедических тестов, определяется степень нарушения речи и задачи коррекции нарушения, заполняется речевая карта.

2. На втором этапе организационной и подготовительной работы разрабатывается индивидуальная программа коррекции.

3. Третий этап - коррекционно-технологический - предусматривает реализацию всех запланированных мероприятий.

4. Четвертый - диагностический результат.

Логопедические исследования проводятся для оценки состояния речевого аппарата. Если работа с логопедом дает положительные результаты логопед прекращает, продолжает или изменяет характер занятий.          

Таким образом, реабилитация детей со стертой дизартрией предполагает индивидуальный план работы с поэтапной реализацией коррекционных мероприятий с указанием конкретных сроков. План разрабатывается для конкретного ребенка с учетом его возраста и глубины поражения речевого аппарата. Важно чтобы логопедические занятия были непрерывными и систематическими, только тогда можно достигнуть хороших результатов. Главная цель занятий развитие речи.

Заключение

 

   Процесс овладения ребенком речью четко описан в работах А. Н. Гвоздева [11], В. И. Бельтюкова [4], Жинкина Н.Н. [12] и других авторов. У детей с дислалией, стертой дизартрией и другими речевыми нарушениями процесс становления речи отличается от нормального речевого развития обычного ребенка.

   Дислалия определяется как нарушение воспроизведения звуков у пациентов с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия – это часто встречающееся речевое нарушение.

    Из-за того, что при дислалии не наблюдается нарушения в работе головного мозга, можно утверждать, что дети с дислалией имеют более благоприятный прогноз развития чем дети со стертой дизартрией, так как при дизартрии нарушение произносительной стороны речи, возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы.

  Чтобы отграничить стертую дизартрию от дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностические значимые отличия.

    При обследовании детей с речевыми нарушениями важно исследовать всестороннее развитие дошкольника в его динамике, для того чтобы определить наиболее эффективную, а главное верную индивидуальную логопедическую программу обучения и воспитания.

    Коррекция стертой дизартрии подразумевает использование логопедических и педагогических методов, с их помощью логопед добивается от ребенка внятной членораздельной речи или приближенной к норме.

    Таким образом, в работе было проанализировано развитие произносительной стороны речи в норме, обозначены теоретические основы дислалии и дизартрии, рассмотрены методы обследования произносительной стороны речи у дошкольников, а также исследованы технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии.

 

Список литературы

 

1. Аманатова М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

2. Архипова, Е.Ф Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей -  М.,2008.

3. Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.

4. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.

5. Белякова Л.И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / – М., 2005.

6. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

7. Винарская Е.Н. Дизартрия. – СПб.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2015. – 144 с.

8.  Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 144 с.

10.   Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Владос, 2017.

11.   Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка М.-Л.: 1948

12.   Жинкин Н.Н. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 г.

13.  Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978

14.   Коптева О.Д. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 1. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. В 2 частях. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия. – М.: Владос, 2017. – 224 с.

15.   Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1. – М.: Академия, 2016. – 280 с.

16.    Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. —— М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.

17.    Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – М.: КАРО, 2014. – 160 с.

18.   Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем. Часть 1. – М.: Сфера, 2015. – 176 с.

19.   Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем. Часть 2. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.

20.   Рыжова Н. Основы детской логопсихологии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 84 с.

21.  Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с

22.   Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – М.: КАРО, 2015. – 224 с.

23.   Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 320 с.

24.   Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 50 с.

25.  Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его  коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) –– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)

26.  Соломатина, Г. Н. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. - М. : Сфера, 2005. - 160 c.

27.  Сорокина Н.А. "Звуковые дорожки" для закрепления звуков Ш,   Ж, Щ, Ч у детей и взрослых. – М.: Секачев В. Ю., 2015. – 60 с.

28.   Ткаченко Т.А. Журнал воспитателя логопедической группы. – М.: Владос, 2016. – 60 с.

29.   Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969) 76 с.

30.   Фадеева Ю.А. В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: Сфера, 2015. – 64 с.

31.   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.-Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.: ил.

32.   Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред.  Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

33.   Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. — М.: Метафора, 2004.— 368 е.: ил. ,(Т ISBN)

 



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Глава 4. Технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 4. Технологии преодоления нарушений произносительной стороны речи при стертой дизартрии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)