Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение дислалии и дизартрии



2020-02-03 447 Обсуждений (0)
Сравнение дислалии и дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

     Среди различных речевых нарушений в детском возрасте большую сложность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют легкая форма дизартрии и функциональная дислалия.

     На основе исследования, проведенного Мартыновой Р.И., для понимания данных речевых расстройств необходимо не только изучение особенностей речевого нарушения, но и изучение личности ребенка, так как ребенок ввиду своего речевого дефекта может быть замкнутым, закомплексованным, неуверенным в своих силах, а также изучение социальных возможностей ребенка, так как он может отстраниться от коллектива, быть менее общительным. Очень важно обратить внимание при исследовании на успеваемость ребенка в школе, так как речевой дефект может повлиять на учебную деятельность. [15]

     Наиболее действенным является такой подход к ребенку, при котором исследователь сосредотачивает внимание не только на речи, но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью Мартыновой Р.И. было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.

1. Результаты исследования физического статуса показали, что дети с легкой формой дизартрии и функциональной дислалией по физическому развитию несколько отстают от детей с нормальной речью. Изменения со стороны вегетативной системы отмечались у большинства детей с дислалией.

2. Результаты исследования неврологического статуса.

    Дети с нормальной речью и функциональной дислалией не имеют симптомов органического поражения центральной нервной системы. Дети с дизартрией имели симптомы органического поражения ЦНС в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Мышцы языка паретичны, ограничен объем движений глазных яблок, голос у детей был тихим, глуховатым с небольшим носовым оттенком. В двигательной сфере у детей наблюдался слабо выраженный парез с денерваторными изменениями мышечного тонуса. Сила мышц у детей была удовлетворительной, но большинство детей не сразу включалось в активное сопротивление. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими, недифференцированными. В рефлекторной сфере у детей отмечалось оживление сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев наблюдались рефлексы орального автоматизма, а также непостоянные, истощающиеся патологические рефлексы Бабинского и Пуссепа.

     В результате исследования было установлено, что у большинства детей с легкой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая симптоматика, которую можно было выявить при тщательном исследовании, и она обозначала органическое поражение центральной нервной системы.

3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса.

Выполнение детьми заданий на внимание во время исследования позволило выявить пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей с функциональной дислалией и особенно с легкой формой дизартрии. Низкое запоминание слов у детей с функциональной дислалией и легкой формой дизартрии связана не только с проблемной выработкой условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего из-за недоразвития звукопроизношения. При исследовании мышления нормально развивающиеся дети и дети с функциональной дислалией были на одном уровне. Дети с легкой формой дизартрии давали показатели ниже, они быстрее утомлялись, были пассивны, неуверенны, проявляли негативизм. Все дети понимали обращенную к ним речь. Нормально развивающиеся дети и дети с функциональной дислалией имели достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. Иногда у детей с функциональной дислалией был более быстрым. У детей с легкой формой дизартрии активный словарь был ограниченнее, фраза - короткая, голос - у некоторых тихий, речь быстрая, неотчетливая, фонематические восприятие снижено. Для детей со стертой дизартрией и функциональной дислалией было характерно нарушение звукопроизношения.

    Отставание в физическом развитии отмечалось больше у детей со стертой формой дизартрии. Подобное исследование нервной системы и выявление симптомов органического поражения (при легкой форме дизартрии) показало, что задерживается темп психического развития ребенка, а это в свою очередь требует более активного медико-педагогического воздействия. [15]

     Таким образом, работа логопеда не должна заключаться только в формировании правильного произношения у ребенка, логопеду следует обращать внимание на более широкую работу с личностью ребенка для достижения максимального результата.

 

 

Глава 3. Обследование произносительной стороны речи у дошкольников

 

Обследование - важный этап целостной системы коррекционной помощи детям. От правильной диагностики речевого нарушения зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба. В связи с этим особую значимость приобретает проблема динамического изучения процесса всестороннего развития дошкольника с речевым недоразвитием, с учетом чего осуществляется планирование индивидуально-ориентированной программы воспитания и обучения.

   Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушением речи.

     Анализ научных подходов к обследованию детей позволил разработать методику экспериментального изучения дошкольников.

     Г.В. Чиркиной [32] выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

      1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

      2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

     3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

     4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

     Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта:

      1. Артикуляционный.

Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков

речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

     2. Фонологический.

Предполагает выяснение различения ребёнком системы речевых звуков

(фонем) в различных фонетических условиях. [32]

     Волкова Г.А. считает, что при первичном обследовании ребенка, во время беседы с ним, особое внимание необходимо обращать на наличие или отсутствие речи вообще, а также на ее характеристики (лепет, отдельные слова, фразы). [10] Более подробно необходимо изучить:

· Голос;

а) по силе - нормальный, громкий, тихий, с надрывом, слишком тихий, затухающий до конца фразы;

б) по высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный;

в) по тембру - с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, "металлический", писклявый.

· Речевое дыхание;

а) тип (грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное)

б) продолжительность (короткий вдох, продолжительный выдох).

· Выразительность речи;

а) дикция - четкая, смазанная;

б) темп - нормальный, ускоренный, замедленный;

в) ритм - нормальный, аритмия, брадиритмия, тахиритмия.

· Фонематическое восприятие;

Рудик О.С. предлагает методику по обследованию фонематического восприятия путем изучения способности к повторению. [18]

    Оборудование: альбом с изображением различных предметов, являющихся источником определенных звуков (например, ребенок плачет: "А-а-а", тигренок рычит: "Р-р-р", корова мычит: "Му" и т.п.), текстами стихотворений с соответствующими звукоподражанием.

Описание игрового задания: Логопед обращает внимание ребенка на картинку, воспроизводит звукоподражание. Ребенок должен повторить его.

      Проба «Хитрые слова» предложена Смирновой И.А., фонематическое восприятие обследуется путем выявления дифференциации на слух слов-паронимов.  [24]

     Оборудование: картинки с изображением пар предметов для обозначения слов-паронимов, картинки с хаотичным расположением предметов.

      Описание игрового задания: Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки, представленные сначала парами, а затем врассыпную (с целью определения состояния слухового восприятия и внимания). Ребенок должен показать ту из них, которую укажет логопед.

      Уровни помощи: повторное названия, акцентировано произношение контрастного звука.

· Слуховой контроль;

Проба «Так или нет» предложена Ткаченко Т.А. [28]

Оборудование: игрушки (мышка, зайчик, рыбка, лисичка).

Описание игрового задания: Логопед показывает ребенку игрушку, сообщает, что будет называть ее то правильно, то нет. Ребенок должен внимательно слушать и ошибочное названия поднять руку.

       Уровни помощи: повторное названия, акцентировано произношение конфликтного звука.

· Звуковой анализ;

Проба «Спотыкалочка» предложена Сорокиной Н.А. [27]

     Описание игрового задания: логопед предлагает ребенку внимательно прослушать звуковой ряд. Ребенок, услышав указанный логопедом звук, должна топнуть ножкой.

    Последовательность задач по степени сложности:

1. Выделение гласного среди согласных.

   Когда услышишь [А], топни ножкой: А, П, Р, А, Д, А, С, Ж, Н, А, В, Л, А.

2. Выделение гласного среди гласных.

      Когда услышишь [О], топни ножкой: А, В, И, Е, В, А, И, О, И, А, В, Е, А, И.

3. Выделение согласного среди гласных.

    Когда услышишь [C] топни ножкой: С, А, И, С, В, В, С, И, С, Е, А, С, И.

4. Выделение согласного среди согласных, далеких по акустико-артикуляционными признакам.

      Когда услышишь [Б], топни ножкой: Л, Б, К, Б, С, Ф, Ш, Б, Р, М, Б, Г, Ц.

5. Выделение согласных среди согласных, в т.ч. близких по акустико-артикуляционными признакам.

Когда услышишь [Д], топни ножкой: Д, Р, Н, Д, Т, В, С, Д, Г, Д, Г.

    Уровни помощи: установка на внимательность, замедленное названия, акцентированное произношение выделяемого звука.

    Из-за возраста и ограниченных речевые возможности младших дошкольников с ОНР, обследовать звуковую сторону речи по существующим альбомам, в связи со сложностью представленного в них материала, будет невозможно. Именно поэтому можно создать логопедический альбом, в который следует включить изображения только тех предметов, которые были доступны для называния и понимание детей соответствующей категории.

Предложенный материал должен содержать слова как простой, так и более сложной слоговой структуры.

      Борозинец Н.М. и Шеховцова утверждают, что обследование звуков речи проходит поэтапно. [4]

1. Обследование изолированного произношения.

Процедура: логопед называет звуки, ребенок повторяет.

Сорокина Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Затем выясняется, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на, замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Используются наборы картинок, включающие слова проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры.

2. Обследование произношения звуков в слогах

Процедура: логопед называет слоги, ребенок повторяет.

Обследование произношения звука в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных.

3. Обследование произношения звуков в словах.

Процедура: логопед называет слова, ребенок повторяет.

Используются наборы картинок, включающие слова проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры.

   Аманатова М. М. предлагает для обследования:

   1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:

с — самосвал, санки, автобус, усы, страус;

с' — сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;

з — завод, коза, звезда;

з' — газета, зима, земляника;

ц — цапля, солнце, палец, огурец;

ш — шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;

ж — жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;

ч — чайник, качели, ночь;

ш, — щётка, клещи, плащ;

к — кукла, ветка, мак;

к' — кепка, букет;

г — гамак, вагон, город;

г' — гитара, агент;

х — хлеб, охотник, мох;

х' — хек, орехи;

л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;

л' — лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;

р — радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;

р' — река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

 

2. Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры: Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милиционер, термометр, зажигалка, тренировка. [1]

4. Обследование произношения звуков в предложениях.

Процедура: логопед называет предложения, ребенок повторяет.

Повторить предложения, выделяя определенные звуки.

Собака ест мясо.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

На кухне холодильник.

Кате купили хомяка.

Дети слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковороде.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер ездит на мотоцикле. [1]

        

    Следует обратить внимание на сложение, искажение слогов, их упрощение, перестановки звуков внутри слога и слова. Может проявляться зависимость нарушения слоговой структуры от места слога в слове и его ударности или безударности.

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что обследование произносительной стороны речи немаловажная часть логопедической работы, так как оно определяет какой будет работа по коррекции речевого нарушения. Анализ результатов обследования произносительной стороны речи у дошкольников позволит выявить характер отклонений. С учётом полученных данных возможна разработка коррекционной программы.

 



2020-02-03 447 Обсуждений (0)
Сравнение дислалии и дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение дислалии и дизартрии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)