Глава 2. Теоретические основы дислалии и дизартрии
Дислалия
Чтобы понимать такое нарушение речи как дислалия необходимо изучить его определение. В понятийно-терминологическом словаре логопеда под редакцией Селиверстова В.И. данному речевому нарушению дается определение. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. [20] Такой недуг характеризуется пропусками звуков, замещением одних звуков другими, смешением звуков или искажением во время произношения. Это в будущем может привести к проблемам с письмом и дислексии. Согласно Волковой Л.С. в зависимости от причин возникновения и локализации нарушения дислалия имеет две основные формы: 1. Механическая (органическая) – вызвана нарушениями строения периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба). Такая форма может встречаться у в любом возрасте, обычно страдает произношение группы звуков; Причинами механической дислалии являются: - неправильная структура компонентов периферического речевого аппарата; - короткая уздечка языка, реже верхней губы; - массивный или, наоборот, чрезмерно маленький и узкий язык; - толстые и неактивные губы; - неправильный прикус; - аномалии зубочелюстной системы - узкое, низкое или плоское верхнее небо Такие нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными. Следует отметить, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но вызывает другой тип нарушения речевой функции, называемый ринолалией. 2. Функциональная дислалия – может быть обусловлена влиянием социальных и биологических факторов, к этой форме относятся нарушения звукопроизношения не вызванные органическими дефектами (центральными или периферическими) в строении артикуляционного аппарата. Такая дислалия обычно возникает в детстве во время усвоения системы произношения. Наиболее вероятными причинами функциональной дислалии являются: - воспитание ребенка в среде неблагоприятных социальных условий, которые мешают развитию коммуникативных навыков ребенка; - низкое фонематическое восприятие; - педагогическая запущенность; - ЗПР - низкая подвижность речевого аппарата, которая приводит к неспособности правильно произносить определенные звуки; - ослабленный иммунитет ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в периоды активного формирования речи. [6] Токарева О.А. в зависимости от механизма требующего коррекции выделяет сенсорную, моторную и сенсомоторную дислалию. Сенсорная форма обусловлена недоразвитием фонематического слуха, ребенок с трудом различает звуки, отличающиеся тонкими дифференциальными признаками (например, звонкость и глухость), это препятствует формированию фонематической системы языка. При моторной дислалии ярко проявляется моторная недостаточность (неловкая, мало дифференцированная артикуляция). Сенсомоторная форма дислалии обусловливается сенсорной и моторной недостаточностью, здесь нарушаются речедвигательный и речеслуховой анализаторы. [29] Кроме того, Л.С. Волкова выделяет следующие формы функциональной дислалии: - акустико-фонематическая - выражается избирательном отсутствии формирования функции слуховой дифференциации некоторых фонем; - артикуляторно-фонематическая – нарушения вызваны несформированностью операций отбора фонем по артикуляторному аспекту в речедвигательном анализаторе; - артикуляторно-фонетическая - характеризуется неправильно сформированными артикуляторными позициями. [8] В зависимости от тяжести заболевания дислалия делится на: - простую (мономорфную) - характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих; - сложную (полиморфную) - более двух групп звуков являются дефектными. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии. Логопеды также различают физиологическую дислалию - она объясняется возрастным аспектом фонематического восприятия. Этот тип нарушения сам исчезает примерно в возрасте пяти лет. Таким образом, основной группой риска являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины заболевания будут различаться в зависимости от его вида, но основными факторами являются аномалии структуры языка, губ, зубов или челюстей и влияние социальных факторов. Работа над нарушением состоит из нескольких этапов, занимает много времени и требует серьезной работы не только специалиста, но и ребенка.
Дизартрия
Согласно Селиверстову В.И., дизартрия определяется как нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Дизартрия - это полное нарушение речи, а не нарушение в произношении определенных групп звуков [21]. Ведущий дефект при дизартрии - это нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи из-за органического поражения головного мозга. При дизартрии отмечается ограниченная подвижность органов артикуляции (губ, языка и мягкого неба). Дизартрия характеризуется нарушением кинестетических ощущений, а кинестетическое чувство сопровождает работу речевых мышц. Жинккин Н.И. выявил, что нарушение четкости этих ощущений приводит к нарушению обратной кинестетической афферентации, которая в свою очередь задерживает и нарушает формирование корковых структур. Дети смазано воспринимают состояния напряжения, расслабления мышц речевого аппарата, отмечаются насильственные непроизвольные движения вследствие этого нарушение звукопроизношения. [12] Дизартрия у детей часто становится причиной нарушений звукопроизношения, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях приводит к общему недоразвитию речи. У людей, страдающих дизартрией, речь не плавная, сбит ритм дыхания, скорость речи, то замедляется, то ускоряется. В зависимости от особенностей психофизического развития дети могут быть разделены на группы: - дизартрия у нормально развивающихся детей; - дизартрия у детей с гидроцефалией; - дизартрия у детей с олигофренией; - дизартрия при церебральном параличе; - дизартрия у детей с ЗПР; - дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция). Эта группа встречается наиболее часто. Эмоциональные и волевые расстройства проявляются в повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общем истощении нервной системы. В течение первого года жизни дети неспокойны, им нужно постоянное внимание, часто плачут. В дошкольный период характерна повышенная активность, склонность к раздражительности и смене настроения, суетливость, дети непослушны и грубы. И хотя у детей нет выраженных форм парезов и параличей, их двигательные навыки в основном неловкие, отсутствует координация. Кроме того, проблемы в реализации навыков, связанных с самообслуживанием, отставание от сверстников в точности и ловкости при выполнении движений. Готовность к письму также развивается с задержкой, поэтому долгое время не возникает интереса к таким занятиям как, рисование, лепка пластилина и т.д. В школьном возрасте у них плохой почерк. У ребенка с выраженной дизартрией есть нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, это проявляется в снижении умственной работоспособности, снижении внимания и ухудшении памяти. В целом, дизартрия является серьезной проблемой, поскольку полностью нарушается функция речи, а не отдельные элементы в ней. Волоскова Н.Н. утверждает, что причиной дизартрии может быть перенесенное матерью инфекционное заболевание во время беременности, а также серьезная форма токсикоза. В контексте беременности, помимо этого, может быть патологическое развитие плаценты. Во время родов такие виды травм, как асфиксия при рождении, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и т. д. также могут привести к дизартрии. [10] В зависимости от степени тяжести, дизартрия может быть: - стертая (все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме) - выраженная дизартрия (владеют устной речью, но она невнятная, нечленораздельная, при этом отмечаются грубые нарушения дыхания, звукопроизношения, голоса и интонации); - анартрия (утрата способности произносить членораздельные звуки). В основу классификации дизартрий положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Классификация Правдиной О.В. и др. создана с учетом неврологического аспекта на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи. [16] Формы дизартрии: - бульбарная Наблюдается при одностороннем или двустороннем поражении тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушение глотания, жевание затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный назальный оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно. - псевдобульбарная Вызвана двусторонним поражением центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов. Наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма похожа на бульбарную форму дизартрии, но возможность коррекции и положительный прогноз значительно выше при терапии псевдобульбарной дизартрии. - экстрапирамидная (подкорковая) Поражаются подкорковые ядра мозга и их нервные связи. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, темп. - мозжечковая Возникает из-за поражения мозжечка и его связей с другими структурами; Эта форма характеризуется замедленной, толчкообразной речью с затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный. Движения медленные, артикуляция языка неточная, с проявлениями гипер- или гипометрии. Выражена назализация большинства звуков. - корковая Проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов. Существование этого вида дизартрии признается не всеми авторами [19] В ранний период проявления дизартрии у младенцев отмечаются симптомы паретичности мышц, которые приводят к затруднениям в грудном вскармливании, отмечается характерное пыхтение, частые срыгивания и нарушение сосания. С задержкой дети произносят первые слова (в основном в течение 2-2,5 лет), последующее развитие их речи сопровождается неправильным произношением почти всех групп звуков. Кроме того, симптомы дизартрии сопровождаются различными повторениями слогов и звуков, их вставками, перестановками и пропусками. В физическом плане дети неуклюжи, часто спотыкаются и падают, имеют трудности, связанные с выполнением физических упражнений (это особенно заметно по сравнению с другими детьми). Как отмечает Винарская Е.Н. при произнесении звука отмечаются нарушения: звуки искажаются, исключаются, заменяются. Дети стремятся максимально упростить артикуляцию, тем самым заменяя сложные звуки более простыми. Наиболее распространенными искажениями являются свистящие и шипящие. [7] Таким образом, нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени в зависимости от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях можно наблюдать отдельные искажения звуков (смазанная речь), в более серьезных случаях проявляются искажения, замены, пропуски звуков, нарушается темп, ритм, мелодика, речь ребенка становится трудной для понимания и требует грамотной и систематической работы с логопедом.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |