Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальное изучение состояние вербальной памяти учеников 3 класса школы VIII вида



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение состояние вербальной памяти учеников 3 класса школы VIII вида 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью данного исследования является изучение особенностей и актуального уровня вербальной памяти учащихся 3 класса специальной школы VIII вида.

В связи с тем, что для школьников все большее значение приобретает словесность, в нашей работе были применены вербальные психологические методики.

Объектом изучения являлись дети с олигофренией в степени дебильности, обучавшиеся в 3 классе Урульгинского коррекционного детского дома-школы VIII вида (25 человек). Средний возраст школьников 11 лет 7 мес.

Исследование делилось на 3 этапа: 1 этап – диагностирующий, 2 этап – корригирующий, 3 этап – контрольный.

В исследовании было применено три методики, позволяющих изучить непосредственную форму запоминания, кратковременную память, процессы заучивания и др. По всем методикам обследование проходило в игровой форме.

Для оценки полученных результатов использовалась бальная система.

По методике «Воспроизведение рассказов» мы использовали следующие параметры:

- воспроизведение 4 рассказов с пониманием подтекста и смысла запоминаемого рассказа- 4 балла – высокий уровень;

- воспроизведение 2-3-4 рассказов с ухудшением понимания теста – 3 балла – средний уровень;

- воспроизведение рассказов со значительными ошибками и отсутствие понимания текста – 1-2 балла – низкий уровень.

По методике «Воспроизведение рассказов» (С.Я.Рубинштейн), которая предназначена для исследования понимания и запоминания вербального материала, особенностей устной речи испытуемых, мы получили следующие результаты (Приложение 2).

 

Таблица 1

Уровни развития вербальной памяти по методике «Воспроизведение рассказов»

Испытуемые

Уровни

высокий

средний

низкий

класс кол-во уч-ся % уч-ся % уч-ся %
3 25 1 4% 18 72% 6 24%

 

Т.е. мы обнаружили, что высокий уровень вербальной памяти имеет 4% учащихся 3 класса, 72% имеют средний уровень и 24% - низкий, т.е. большая часть класса может самостоятельно запомнить словесный материал. Однако, умственно отсталые дети репродуцировали смысловых единиц меньше, чем было в тексте. Понимание общего смысла текстов, в основном было правильным. Вместе с тем у части испытуемых наблюдались ошибки: искажение деталей сюжета сразу по нескольким направлениям, привнесение посторонних элементов и неполное понимание существа рассказа (невоспроизведение конфликта и вывода).

Анализ того, как умственно отсталые дети понимают содержание рассказа, выявил, что при воспроизведении текста испытуемые допускают искажения, как значительные, так и менее существенные.

О понимании рассказа можно было судить также по ответам испытуемых на вопросы экспериментатора. Ответы подразделялись на полные, которые правильно отражали все смысловые моменты; неполные – правильно раскрывающие лишь часть содержания, и неверные. В таблице 2 представлено распределение ответов испытуемых на вопросы экзаменатора (в %).

Ошибки, допущенные учащимися, были разного рода. Так, в ответах встречались неточности описаний; добавления несуществующих, но возможных по ситуации подробностей; неверные уточнения; выдумки. Ответы учащихся содержали обилие грамматических ошибок.

 

Таблица 2

Ответы Результаты (%)
полные неполные неверные 41 36 23

 

При задавании наводящих вопросов, использовании игровых приемов (К нам пришел Петрушка, расскажи ему про…) количество верных ответов увеличилось. При разыгрывании текста перед учащимися с помощью игрушек (театрализация) запоминание происходило успешнее, чем при его однообразных повторениях. Также качественно повлияло на объем запоминаемого материала восприятие текста с голоса учителя (таблица 3).

 

Таблица 3

Контрольная проверка уровня вербальной памяти умственно отсталых учащихся по методике «Воспроизведение рассказов»

Испытуемые

Уровни

высокий

средний

низкий

класс кол-во уч-ся % уч-ся % уч-ся %
3 25 3 12% 16 64% 4 16%

 

Как мы видим, при использовании игровых приемов количество учащихся с высоким уровнем вербальной памяти возросло на 8%, а количество учащихся с низким уровнем сократилось на 8%.

Таким образом, можно сделать вывод, что к концу третьего года обучения умственно отсталые дети могут самостоятельно запомнить и воспроизвести относительно простые и небольшие рассказы. Использование учителем наводящих вопросов, игровых приемов повышает продуктивность мнемической деятельности учащихся.

По методике заучивания десяти слов мы получили следующие результаты (Приложение 3).

Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания и т.д.

Показатели репродуктивности воспроизведений указаны в таблице 4 (в %).

 

Таблица 4

Испытуемые

Первое повторение

Второе повторение

Третье повторение

Четвертое повторение

Пятое повторение

Шестое повторение (через 1 час)

класс кол-во
3 25 23,4 31,7 49,8 58,3 66,9 25,7

 

Испытуемые при первом воспроизведении правильно репродуцировали меньшее количество слов, чем при дальнейших воспроизведениях. Окончательный результат (воспроизведение слов через определенное время и без напоминания) оказался очень низким.

Уровни развития вербальной памяти по методике «Заучивание 10 слов» представлены в табл.5.

Мы видим, что низкий уровень развития вербальной памяти характерен для 64% учащихся, 4% обладает высоким уровнем развития памяти и 32% имеют средний уровень развития памяти.

Из приведенных данных видно, что многочисленные повторения не способствовали максимальному увеличению количества правильно названных слов. Лишь в немногих случаях увеличение количества предъявлений способствовало лучшему результату.

Недостатки, обнаруженные при репродуцировании набора слов, можно разделить на две категории. Во-первых, это ошибки, возникшие из-за невоспроизведения каких-либо элементов заучиваемого сообщения в результате забывания; во-вторых, ошибки, появление которых можно объяснить привнесением посторонних слов.

В ходе исследования было отмечено специфическое явление. При выполнении задания некоторые испытуемые в первом воспроизведении не смогли репродуцировать ни одного элемента. При настаивании экспериментатора на припоминании нужного слова испытуемый, в лучшем случае репродуцировал постороннее слово. Нередко испытуемые отказывались от выполнения задания. (Приложение 3).

В дальнейшем, при использовании нами таких приемов как соревнование (твой друг запомнил больше слов; кто больше запомнит и т.д.), поощрение воспроизведения слов увеличилось как качественно, так и количественно. При дополнительной стимуляции продуктивность мнемической деятельности учащихся возросла, хотя дети допускали тот же ряд ошибок, но уже в несколько меньшем количестве.

 

Таблица 5

Испытуемые

Первое повторение

Второе повторение

Третье повторение

Четвертое повторение

Пятое повторение

Шестое повторение (через 1 час)

класс кол-во
3 25 26,8 38,3 57,2 61,3 74,6 27,6

 

Методика «Выучи стихотворение» направлена на исследование уровня развития вербальной памяти. Каждому школьнику на выбор были даны 3 небольшие по объему (8-12 строк) стихотворения. В качестве оценки того, выполнил ли задание ученик нами были выбраны следующие показатели, наличие которых оценивалось плюсом (+): воспроизведение стихотворения полностью, выразительное чтение, отсутствие ошибок. Уровень определялся по следующей шкале:

Правильно рассказанные 3 стихотворения - высокий уровень.

Правильно рассказанные 1-2 стихотворения - средний уровень.

Неправильно рассказанные стихотворения - низкий уровень.

В результаты мы получили следующие данные. (Приложение 4)

 

Таблица 6

Уровень развития вербальной памяти по методике «Выучи стихотворение»

Испытуемые

Уровни

высокий

средний

низкий

класс кол-во уч-ся % уч-ся % уч-ся %
3   2 8% 16 64% 7 28%

 

Мы получили результаты выше, чем в предыдущей методике.

Следует отметить, что наиболее типичными ошибками при рассказывании стихотворений наизусть были перемещение строчек, перестановка слов местами, забывание начала и конца стихотворения, начала строф, отдельных слов, подстановка другого слова, невыразительное, монотонное чтение стихотворения.

Положительное влияние на запоминание стихотворений оказал прием соревнования, при котором учитель начинает строку стихотворения, а ученик продолжает. Также, продуктивность запоминания увеличилась при использовании игрушек (к нам пришла кукла Таня…). Наиболее продуктивным оказалось восприятие в комплексе с игровыми приемами. При таком способе дети точней запоминали значительно больше слов из услышанного текста.

Итак, мы можем отметить, что уровень развития вербальной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью низок. По всем трем методикам большая часть учащихся показала слабые результаты. Умственно отсталые дети воспроизводили материал, который им для запоминания не предлагался. Количество точно воспроизводимого материала было значительно меньшим.

В ходе экспериментального изучения процесса вербальной памяти мы выявили, что уровень произвольной памяти у умственно отсталых школьников низкий. Как показало исследование, умственно отсталые школьники не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания. Чаще всего дети пассивно повторяли материал, что не приводило к успеху.

Контрольное исследование, проведенное после корригирующего этапа, позволило нам выяснить, что использование ряда игровых приемов с целью повышения продуктивности мнемонической деятельности дало положительные результаты. Учащиеся значительно полнее и вернее передавали содержание рассказов, увеличился объем кратковременной памяти, дети точнее читали наизусть стихотворения.

 



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение состояние вербальной памяти учеников 3 класса школы VIII вида 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальное изучение состояние вербальной памяти учеников 3 класса школы VIII вида

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)