Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Заучивание десяти слов»



2020-02-03 572 Обсуждений (0)
Методика «Заучивание десяти слов» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их друг от друга услышать.

В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит как бы из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции.

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен (на) повторить их - и те, которые уже назвал (а), и те, которые в первый раз пропустил (а),-все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, авто умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово-огонь; в дальнейшем при повторении, он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного - «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

 


Приложение 2

 

Протокол обследования по методике «Воспроизведение рассказов»

Фамилия и имя ребенка 1 рассказ 2 рассказ 3 рассказ 4 рассказ Уровень
1. Абрамов Слава + + - - 2 Средний
2. Иванов Саша + - + - 2 Средний
3. Баранова Катя - + - - 1 Низкий
4. Мальцев Дима - + + - 2 Средний
5. Власенко Олег - - + + 2 Средний
6. Петрова Марина + - + - 2 Средний
7. Егоров Рома + - + - 2 Средний
8. Слепченко Марина - + - - 1 Низкий
9. Курицина Дина - - + + 2 Средний
10. Дубенко Игорь - + + - 2 Средний
11. Лыжова Света - - + + 2 Средний
12. Тюлянкина Таня + - + - 2 Средний
13. Еременко Петя + - + + 3 Средний
14. Потапов Слава - + - - 1 Низкий
15. Чулков Вадик + - + - 2 Средний
16. Цыденбал Батожаб - + - - 1 Низкий
17. Миронова Катя - - - - 0 Низкий
18. Вереницын Алеша + + - - 2 Средний
19. Капто Рома + + + + 4 высокий
20. Шумбаев Арсик - - + + 2 Средний
21. Мамедов Алексей - + - + 2 Средний
22. Рыбалко Света + - + - 2 Средний
23. Мамедова Фатима - - - + 1 Низкий
24. Петухов Дима - + + - 2 Средний
25. Дыбак Петя - - + + 2 Средний

 

По методике заучивания десяти слов мы получили следующие результаты.

 


Приложение 3

 

Протокол обследования по методике «Заучивание 10 слов»

Слепченко Марины

№ повторения

Слова

лес хлеб окно вода стул брат гриб игла конь мед посторонние слова
1 - - - - - - - - - - огонь
2 + + + + - + - - - - +
3 + + - - - + - + - + +
4 + + - - + + - + + - +
5 - + - + + + - - + - +
Спустя 1 час   + - - + + + - - - +

 

Рыбалко Светы

№ повторения

Слова

лето стул тапочки игла хлеб небо кино сон ель брат посторонние слова
1 + - - - - - - - - -  
2

отказ от дальнейшего выполнения задания

3
4
5
Спустя 1 час

 


Приложение 4

 

Протокол обследования по методике «Выучи стихотворение»

Фамилия и имя ребенка 1 рассказ 2 рассказ 3 рассказ Уровень развития
1. Абрамов Слава - - - Низкий
2. Иванов Саша + - - Средний
3. Баранова Катя - - - Низкий
4. Мальцев Дима - + - Средний
5. Власенко Олег + + - Средний
6. Петрова Марина - + + Средний
7. Егоров Рома - - - Низкий
8. Слепченко Марина + + - Средий
9. Курицина Дина - + + Высокий
10. Дубенко Игорь + + - Средний
11. Лыжова Света - + + Средний
12. Тюлянкина Таня - - - Низкий
13. Еременко Петя + + - Средний
14. Потапов Слава - - - Низкий
15. Чулков Вадик - + + Средний
16. Цыденбал Батожаб - - - Низкий
17. Миронова Катя + + - Средний
18. Вереницын Алеша + + - Средний
19. Капто Рома + + + Высокий
20. Шумбаев Арсик + + - Средний
21. Мамедов Алексей - + - Средний
22. Рыбалко Света - - - Низкий
23. Мамедова Фатима - + - Средний
24. Петухов Дима - + - Средний
25. Дыбак Петя - - - Низкий

 


Приложение 5

 

Упражнения для развития вербальной памяти

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

КАЛЕЙДОСКОП

Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем - все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».

БЕГ АССОЦИАЦИЙ

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово - уже четвертое в этой цепочке - передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

ДОМИНО

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто, от того, кому принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение - все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

 



2020-02-03 572 Обсуждений (0)
Методика «Заучивание десяти слов» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика «Заучивание десяти слов»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)