Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству



2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию по нашему законодательству следует классифицировать по субъектам. Во-первых, это ответственность самих нелегалов. Во-вторых, это ответственность предпринимателей и работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов. И в-третьих, это ответственность тех, кто культивирует нелегальную миграцию, помогает нелегалам обходить законы и наживается на этом. Последняя ответственность должна быть самой суровой и беспощадной.

Начнем с самих незаконных иммигрантов. За последние 10-15 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40 %1. Если в 1999 г. удельный вес мигрантов в общем объеме лиц, совершивших преступления, составлял 6.7 %, то теперь он приближается к 10 %. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 20-30 %).

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, легализация теневых доходов, акты терроризма и т.д.


1 См.: Викторов И.С. Незваные гости? // Закон. – 2008. - № 5. – С.103.

По данным МВД РФ, в 2001 г. по расследованным уголовным делам было выявлено почти 30 тыс. человек – нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2008 год (больше на 4.5 %), причем наибольшее число преступлений было совершено иностранными гражданами с Кавказа.

 Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзитного проезда. За пять лет они выросли по сравнению с предыдущим периодом почти на 50 %. Было привлечено к ответственности более двух миллионов человек.

В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составляют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту; кроме того, преступления и административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, приобретают все более радикальные формы.

В работе уже говорилось о том, как субъекты РФ выходят из ситуации нехватки законодательства в сфере регулирования нелегальной миграции. Но даже в вопросах, урегулированных законодательством, нарушений как со стороны территориальных миграционных органов и органов местного самоуправления (Краснодарский, Ставропольский края), так и со стороны работодателей и самих работников предостаточно. Например, количество официально использующих иностранную рабочую силу предприятий несовместимо с числом реально трудящихся в стране мигрантов. Так было раньше, так оно и сейчас. Предприятия, нелегально использующие труд иностранных граждан, как правило, остаются вне поля зрения контролирующих органов.

Так, И.С. Викторов приводит следующие примеры: по данным территориального миграционного органа в Свердловской области в 2007 году разрешения на использование иностранной рабочей силы официально были выданы 37 юридическим лицам. Тогда как согласно информации, предоставленной налоговой инспекцией по одному из районов г. Екатеринбурга, только на территории района деятельность, связанную с использованием иностранной рабочей силы, осуществляло 113 юридических лиц.

Прокурорскими проверками в регионах России были выявлены нарушения прав нелегальных иммигрантов на медицинское обеспечение и безопасные условия труда со стороны работодателей. Многие иностранцы работали в антисанитарных условиях, не имея никаких документов.

Есть недостатки и в работе паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел. Наиболее распространенные из них – нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о регистрации по месту пребывания (жительства), о выдаче (продлении) видов на жительство и т.д. Неудовлетворительно ведется работа по выявлению и пресечению деятельности коммерческих структур, незаконно оказывающих паспортно-визовые услуги.

Не принимаются соответствующие меры для реализации положений международных договоров.

Контролировать и наказывать за данные нарушения призван уголовный закон. Например, есть ст.322 Уголовного кодекса РФ1, предусматривающая наказание за незаконное пересечение Государственной границы России. Максимальное наказание за это для мигранта – 2 года лишения свободы, для организованной группы – 5 лет. Незаконное пересечение границы нередко сопровождается применением оружия или иных предметов, используемы в качестве такового. Но квалифицирующего признака по данному основанию в УК нет.

Совсем недавно, в конце прошлого года, Государственная Дума внесла в Уголовный кодекс давно ожидаемую поправку, направленную на

 

1 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – С. 172.

сворачивание внешней миграции. Ей введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, для чего УК дополнен статьей 322.1, карающей за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через российскую территорию. За эти действия предусмотрены штраф, обязательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух лет. По части второй (те же деяния, совершенные организованной группой или в целях совершения преступления на территории РФ) установлено лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

И хотя данная поправка дает возможность привлекать к ответственности организаторов незаконной миграции, правозащитники не без основания предостерегают от нарушения прав нелегалов. Они считают, что это дополнение, заметно расширяющее уголовную репрессию (что особо грустно на фоне происшедшей в декабре 2003 года гуманизации УК), являет собой классическое злоупотребление уголовным правом. Так, организация незаконного пребывания мигрантов в России включает предоставление им жилья и содействие в трудоустройстве. Граждане, сдающие квартиры незаконно находящимся в стране иностранцам, вряд ли могут быть обвинены в организации незаконного пребывания. Зато по этой статье вполне могут привлекаться риэлторы, и сразу по части второй, как организованная группа, всей фирмой, а равно предприниматели, занимающиеся трудоустройством гастарбайтеров. Там, где уместно вести речь максимум об административном правонарушении, подключаются исключительные карательные инструменты – УК, лишение свободы.

Меры административного преследования мигрантов тоже были расширены. Так, в несколько раз возросли штрафы за нарушение режима Государственной границы. По статье 18.9 за нарушение должностным лицом организации установленного порядка регистрации иностранных граждан, оформления документов устанавливается штраф до 100 МРОТ (вместо 50), а на юридических лиц – до 3000 МРОТ вместо установленных ранее 50 МРОТ. Поскольку последнее касается фирм, предлагающих услуги по регистрации, стоимость последней пропорционально возрастет. Вряд ли смогут оплачивать такую стоимость риска работники, приезжающие добывать хлеб горбом, тогда как “террористов” повышение платы не испугает.

Аналогичные санкции (до 3000 МРОТ для юридических лиц) введены за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч. 1 статьи 18.10). Столь жесткие меры способны реально затруднить трудоустройство иностранцев, увеличить скрытность недобросовестных предпринимателей и еще более сократить насущно необходимые РФ трудовые резервы, хотя других способов приструнить работодателей наше государство, к сожалению, не имеет.

И все-таки, на мой взгляд, ответственность организаторов незаконной миграции следует закрепить в УК, обязательно детально проработав. Например, следует ввести ответственность за контрабанду людей. В нашем Уголовном кодексе подобной формулировки нет. Есть лишь статья 127.1 “Торговля людьми”, определяющая торговлю людьми как “куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получения, совершенные в целях его эксплуатации”. Данное понятие не полностью охватывает весь спектр признаков этого преступления, поэтому требуется более “широкое” определение. Оно было дано на обзорной конференции ОБСЕ, в сентябре 1999 г., где рассматривалась проблема контрабанды людей, и определялось как:

1. любая деятельность, предполагающая вербовку, похищение, перемещение (в границах одного государства или через государственные границы), продажу,

2. использование силы или угрозы силы, обмана, принуждения (включая злоупотребления властью) или долговых обязательств;

3. помещение или содержание жертвы в условиях оплачиваемого или неоплачиваемого порабощения, принудительного, несвободного труда или в условиях, которые могут рассматриваться как рабские;

4. ситуация, когда человек оказывается в местности иной, чем та, где он жил до того как подвергся обману, принуждению или оказался связанным долговым обязательством.

Таким образом, контрабанда людей - это широкое понятие, под которым подразумевают незаконный ввоз в страну мигрантов для неквалифицированной низкооплачиваемой работы в мастерских, на дому или в сельском хозяйстве, покупку или продажу женщин для работы в публичных домах и т.д. Для нашей страны, да и для мира в целом, этот вопрос приобретает актуальность именно в век демократии и нерушимых прав и свобод. Глубокие потрясения переходного периода привели к все более широкому распространению контрабанды людей именно странах центральной и восточной Европы и бывшего СССР. Экономическое и социальное неравенство, существующее, с одной стороны, между гражданами одного государства, с другой - между разными государствами, является одной из главных причин возникновения контрабанды. Для нашей страны контрабанда людей – очень трепетная тема, поскольку, по данным Международной Организации по Миграции (МОМ), поставщиками “живого товара” являются именно Россия, Украина, Польша и страны Балтии, а также страны бывшего СССР. Жительницы этих регионов в последнее время значительно потеснили женщин из стран Азии и Латинской Америки. При этом (что самое ужасное), каждая шестая из них не достигла совершеннолетия.

Пунктами назначения является большинство западноевропейских стран, а также Турция, Израиль, ОАЭ, Таиланд и Япония. Возрастает роль Северной Америки. Большинство женщин ввозят в большие города, курортные места, места развитого туристического бизнеса.

Попадают в “капкан” чаще всего женщины, “клюющие” на объявления о хорошей работе за границей. Переправа за границу может осуществляться через туристические, брачные и трудовые агентства, конкурсы красоты, танцевальные группы, компании, "обеспечивающие учебы за границей" и т.д. Нередки случаи найма на работу с целью нелегальной трансплантации органов.

Женщины, попадающие в рабство, становятся жертвами насилия, психического и физического. Их избивают, насилуют, им угрожают, насильно удерживают и лишают пищи до тех пор, пока они не согласятся выполнить все требования хозяев. Незнание языка, отсутствие денег и документов, боязнь полиции, статус нелегальной иммигрантки усиливают зависимость жертв от своих эксплуататоров. Некоторые молодые женщины кончают жизнь самоубийством, либо, в качестве урока другим, их убивают сами контрабандисты.

Международное сообщество решительно осудило торговлю людьми, рассматривая её как возмутительное и крайне серьезное нарушение прав человека, разновидность современного рабства. В то же время лишь немногие государства приняли необходимые меры, направленные на защиту людей от подобных посягательств, имеющих целью наказать контрабандистов, а также обеспечивающих действенные методы реабилитации жертв. Существующих законов и программ недостаточно для того, чтобы серьезно повлиять на решение этой сложной транснациональной проблемы, а координация действий как на государственном, так и на международном уровне пока является скорее исключением, чем правилом. В странах, куда ввозятся жертвы контрабанды, это явление должно рассматриваться не просто как проблема нелегальной миграции. В настоящее время большинство законов, ужесточающих режим иммиграционного контроля, оказываются направленными против жертв контрабанды, а не против преступных группировок торговцев живым товаром. Таким образом, когда государство вообще вмешивается в этот процесс, именно жертвы подвергаются аресту и высылке, в то время как контрабандисты продолжают свою преступную деятельность, как правило, практически безнаказанно.

Контрабанда людей - сложная и многоаспектная проблема, которая требует совместных немедленных и решительных действий специалистов разного профиля на международном уровне.

В противном случае, мы столкнемся с ужасными историческими последствиями этого явления. Ведь речь в данном случае идет о невыполнении основных положений международного права. Контрабанда людей оказывается повинна в возникновении многочисленных новых вопросов взаимоотношения полов и новых проблем в сфере прав человека. Наконец, она напрямую связана с проблемами стабильности, демократизации и обеспечения верховенства права. Решить ее можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.


Заключение

Итак, что же несет нам нелегальная миграция?

Нелегальные мигранты, прибывающие в Россию, оказывают разностороннее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно, нелегалы в нашей стране занимают определенное место в разделении труда и способствуют развитию экономических процессов. Но они также способствуют поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Нелегальная занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается нарушением налогового законодательства. Незаконная миграция часто связана с контрабандными операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием, людьми, распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу дешевизны их рабочей силы составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут влиять в сторону понижения на средний уровень оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от налоговых потерь и от контрабанды из страны ценных ресурсов.

Другой важный аспект – криминализация общества. Растет количество совершаемых нелегальными мигрантами преступлений, все громче заявляет о себе организованная преступность, приобретающая международный характер. Прежде всего, это проявляется в организации преступных группировок по переправе нелегалов через границу. Эксперты отмечают, что маршруты незаконной миграции в нашей стране часто совпадают с путями наркотрафика и перевозки оружия: дельцы наркобизнеса пытаются активно использовать налаженные каналы. Эти же самые каналы используются и международными террористами, угрожающими общественной безопасности, естественному развитию нашей страны. Более того, из-за этого в нашей стране сами нелегалы стали рассматриваться как пособники террористов, как потенциальные террористы. Мигранты стимулируют преступность внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д. Кроме того, в потоке самих нелегалов имеются лица, совершившие у себя на родине преступления и скрывающиеся от преследования властей.

В политическом аспекте происходит рост межэтнической напряженности. Рост масштабов незаконной миграции сопровождается изменением национального и религиозного состава населения, образованием иноэтнических общин (как, например, на юге нашей страны), которые не интегрируются в принимающее общество. Это ведет к обострению межэтнической напряженности, к усилению экстремистских националистических политических течений. В Европе ультраправые партии, выступающие за ужесточение борьбы с нелегальными иммигрантами, завоевывают все большую популярность. РФ тоже идет по этому пути, не зря ведь в последнее время все чаще звучат лозунги “Россия – для русских” и происходят погромы “иностранных” рынков.

Так же для РФ большую проблему представляют и скопления нелегалов в стратегически важных точках страны. Они длительное время остаются в России, не имея никакого легального статуса. Ярким примером здесь могут служить афганцы, большинство из которых находится в России уже более 10 лет. Таким образом, затруднен контроль над отдельными районами и страной в целом из-за отсутствия информации о таких лицах.

Каким же образом можно это предотвратить? В каком направлении двигаться дальше? По этому поводу имеется несколько мнений. Одни, особенно представители регионов, где проблема с нелегалами стоит ребром, предлагают ужесточить миграционное законодательство, добавив полномочий субъектам РФ. Правозащитники протестуют, указывая на “жесткие”, по их мнению, нормы существующих миграционных законов и нарушения прав гастарбайтеров. Законодатель по этому поводу молчит, хотя именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем.

В среде правоприменителей – миграционных органов – тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, на мой взгляд, миграционное законодательство на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, по словам начальника паспортно-визовой службы Архангельской области, они сейчас ждут урегулирования на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных мигрантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за использованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголовных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабочую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики регионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Канаде применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша миграционная политика и миграционное законодательство нуждаются в корректировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфере с региональными властями, вникать в их проблемы. Нельзя позволять нелегалам безнаказанно вести себя в России, но в то же время нельзя и совсем лишить их правовой защиты. Мигранты нужны нам, без них ни России не возродиться. И от того, как мы решим данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба.


Список литературы



2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)