Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий



2020-02-03 450 Обсуждений (0)
Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........3

 

1. Экономическое содержание и назначение региональных налогов и сборов..........................5

1.1Экономическое содержание и назначение региональных налогов и сборов, правовая основа их взимания в РФ..........................................................................5

1.2. Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий...................................................8

 

2.Основные виды региональных налогов и сборов в РФ.............................13

2.1. Характеристика основных видов региональных налогов и сборов, особенности их исчисления и взимания....................................................................13

2.2. Динамика и структура региональных налогов за ряд лет по бюджету Рязанской области .............................................................................22

 

3.Перспективы развития системы региональных налогов и сборов............................................................................................................................58

3.1Специальные налоговые режимы............................................................58

3.2.Усиление роли налогов............................................................................................................................61

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................63

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................64

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

     Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

      На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытаются выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы.

      Региональные виды налогов и сборов наиболее подвержены динамике принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. В связи с этим изучение различных видов региональных налогов и сборов и их влияния на формирование бюджетов разного уровня приобретает особую актуальность.

     Различные аспекты вопросов налогообложения и их влияния на формирование доходов бюджетов разных уровней широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако все эти исследования посвящены отдельным вопросам формирования доходов бюджетов. Комплексной же работы по исследованию влияния налогов на формирование бюджетов разных уровней в России нет.

     Цель моего исследования при написании курсовой работы  состоит в выявлении сущности, содержания и особенностей региональных налогов, а также их влияния на формирование бюджетов.

     Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод, предусматривающий исследование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе также нашли применение как структурный так и функциональный подходы к изучению особенностей регионального налогообложения и их влияния на доходы региональных бюджетов, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, расчетные, экономико-статистические и информационного моделирования. Графическое описание выполнено посредством сравнения, структуры, динамики.

     При написании курсовой работы я использовала учебники по финансам, экономической теории, периодической печатью и Интернетом.

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ      РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

1.1. Экономическое содержание и назначение региональных налогов и сборов, правовая основа их взимания

 

     Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1991-1992 гг., когда был принят большой пакет законов России об отдельных видов налогов. За прошедшие года налоговая система претерпела значительные изменения, но основные принципы сохраняются и по сей день.

Систему налогов и сборов в России составляют федеральные. Региональные и местные налоги и сборы, перечисленные в ст. 13, 14, 15 ч. 1Налогового кодекса Российской Федерации. На рис. 1 представлена структура налоговой системы по видам налогов и сборов.

     Все установленные на территории России налоги и сборы можно разбить на три уровня:

· первый уровень – это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета, и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность страны, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

· второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, округов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ этот уровень определен как региональные налоги. Эти налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Все региональные налоги относятся к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом России, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными общими принципами налогообложения. Эти налоги формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации;

· третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. (в понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города). Представительные органы (городские думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ, фежеральным законом России № 2003-1 и на основании нормативно-правовых актов муниципальных органов власти. Представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.[1]

Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законом. Так же законодательными (представительными) государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.[2]

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.

Региональные налоги можно разделить на три группы:

1) налоги, которые устанавливаю федеральными законами. Однако органы власти регионов самостоятельно определяют следующие элементы налогообложения: льготы, порядок уплаты, ставку в пределах, указанных Налоговым кодексом РФ;

2) факультативные налоги. Они также устанавливаются федеральны­ми законами, однако вводятся органами представительной власти региона по усмотрению и только тогда приобретают обязатель­ную силу;

3) налоги, устанавливаемые органами представительной власти регио­на по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.[3]

НК РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги: налог на имущество предприятий; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

В качестве примера регионального налога можно рассмотреть налог на игорный бизнес. С 1 января 2004 г. данный налог регулируется гл. 29 НК РФ. До этого на территории РФ действовал Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О налоге на игорный бизнес». До вступления в силу гл. 29 НК РФ налог на игорный бизнес относился к федеральным налогам. Следует отметить, что большинство понятий, использовавшихся в Федеральном законе «О налоге на игорный бизнес» были восприняты Налоговым кодексом. Так в соответствии с Федеральным законом плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.[4]

Объектами налогообложения, как и в ранее действовавшем федеральном законе, признаются игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, однако, Налоговый Кодекс определяет пределы, на которые должны ориентироваться законодательные органы субъектов, а также устанавливает ставки налога в том случае, если они не устанавливаются законами субъектов федерации.

 

Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий

     Минфин России сформулировал стратегическую цель – формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы страны. Стимулирования экономического роста может осуществляться в отраслевом и региональном аспектах. Наполнение консолидированных и местный бюджетов происходит за счет как собственных доходов (скажем региональных и местных налогов), так и средств вышестоящих бюджетов.

     Трехуровневая система налогообложения в России реализуется следующим образом. Федеральный законодатель устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения. Это закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в Налоговом кодексе Российской Федерации. На региональном и местных уровнях законодательная (представительная) власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ может устанавливать конкретные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Федеральное налоговое законодательство устанавливает в отношении региональных налогов исключения их объектов налогообложения (которые, стало быть, должны иметь финансовое покрытие из федерального бюджета) и виды налоговых льгот (которые покрываются из бюджета соответствующего уровня, хотя сами льготы предусмотрены в федеральном законодательстве). Следует отметить, что большинство региональных законодательных органов власти трактуют свои полномочия по установлению налоговых льгот более широко, нежели это предусмотрено установлениями НК РФ.

     На величину бюджетных доходов от налоговых поступлений влияют три их потока:

· налоговые поступления, служащие основной финансовой базой для обеспечения государства и муниципальных образований;

· налоговые суммы, которые могли бы пополнить соответствующий бюджет, но объекты, с обложения которых они могли быть получены, федеральный законодатель исключил из обложения тем или иным конкретным налогом;

· налоговые суммы, которые могли бы пополнить соответствующий бюджет, но объект, с обложения которых они могли быть получены, региональный законодатель освободил от обложения тем или иным конкретным налогом или уменьшил сумму налоговых обязательств по ним.

     Что касается региональных налогов, то законодатели на региональном и уровнях власти могут определять (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ):

· налоговые ставки;

· порядок и сроки уплаты налогов;

· установление налоговых льгот.

     Можно выделить три группы налогов, участвующих в формировании консолидированных бюджетов РФ (КБС РФ):

1) налоги, чье участие в формировании КБС РФ составляет 33%;

2) налоги, чье участие в формировании КБС РФ составляет 5 – 33%;

3) налоги, чье участие в формировании КБС РФ составляет менее 5%.

     Ведущее место в налоговом наполнении КБС РФ (более 2/3) – первая группа, - принадлежит двум федеральным налогам: налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. 2005 г. можно отметить как точку перегиба в динамике доли бюджетов по каждому из этих налогов. К изменениям по этим налогам в законодательстве надо подходить взвешенно, так как от них зависит наполнение КБС РФ.

     Во вторую группу также входят два налога: федеральный налог – акцизы и региональный – налог на имущество организации. С 2004 г. отмечается постоянный рост налога на имущество организаций и постепенный перевод акциза в федеральный бюджет. На финансовые налоговые потоки второй группы повлияли существенные изменения в правилах расчета налогов. Это – введение новой гл. 28 НК РФ «Налог на имущество организаций», которое уменьшило долю данного налога в КБС РФ в 1,5 раза, и изменение нормативов отчислений по акцизам, что привело к суммарному уменьшению их доли в КБС РФ с 24, 2 до 16,9.

Третья группа налогов – наиболее многочисленная, однако совокупная их доля невелика. Можно отметить существенное уменьшение доли сумм налога на добычу полезных ископаемых и земельного налога, исключение налога с продаж, который в 2003 г. занимал 6-е место в доходах КБС РФ. Заметен резкий рост сумм налога на игорный бизнес. Растут налоговые поступления от применения специальных налоговых режимов – УСН и ЕНВД. Однако в целом можно отметить уменьшение доли данных налогов с 17,4 до 10,4%.

     Рассмотрим более подробно региональные налоги.

     Транспортный налог. Общие принципы налогообложения транспортным налогом изложены в гл. 28 НК РФ. С момента его введения прирост поступления от налога составил за четыре года 92%.

     Налог на игорный бизнес. Общие принципы налогообложения налогом на игорный бизнес изложены в гл. 29 НК РФ. С момента его введения прирост поступлений сумм налога составил за три года 217%. В перечень объектов налогообложения входят игровые столы и автоматы, кассы тотализатора и букмекерских кантор.

     Налог на имущество организаций. В гл. 30 НК РФ изложены общие принципы налогообложения налогом на имущество организаций. С момента введения данной главы НК РФ прирост поступлений сумм налога составил за три года 89%. 

 

                                                                                                                       Таблица 1

Динамика поступления сумм транспортного налога в бюджетную систему

России (млн. руб.)

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.  2006 г. 2007 г.
Налог с владельцев транспортных средств (по Закону РФ от 18 октября 1991 года № 1759-1 «О дорожных фондах РФ) 8 824 - -     - -     -
Транспортный налог (в соответствии с главой 28 НК РФ, региональными налоговыми законами) - 14 015 20 992 26 049 26 950 40 333
Рост поступлений (по отношению к предыдущему году) - 1,59 1,50 1,24 1,03 1,50
Доля транспортного налога в ВВП, % - - 0,12 0,12 0,10 -
Темп роста ВВП (к предыдущему году), % - - 128,7 126,8 123,9 -

 

                                                                                                                    

                                                                                                                 Таблица 2

Динамика поступления сумм налога на игорный бизнес в бюджетную систему России (млн. руб.)

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Налог на игорный бизнес (по Федеральному закону от 31 июля 1998 года № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес») 2 429 3 662 - - - -
Налог на игорный бизнес (в соответствии с главой 29 НК РФ, региональными налоговыми законами) - 9 796 21 240 31 130 31 550
Рост поступлений (по отношению к предыдущему году) - 1,51 2,68 2,17 1,47 1,01
Доля налога на игорный бизнес в ВВП, % - - 0,06 0,10 0,12 -
Темп роста ВВП (к предыдущему году), % - - 128,7 126,8 123,9 -

                                                                                                                      Таблица 3

Динамика поступления сумм налога на имущество организации в бюджетную систему России (млн. руб.)

  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Налог на имущество предприятий (по Закону РФ от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий») 116 462 132 782 - - - -
Налог на имущество организаций (в соответствии с главой 30 НК РФ, региональными налоговыми законами) - - 106 723 152 054 201 894 262 745
Рост поступлений (по отношению к предыдущему году) - 1,14 0,80 1,42 1,33 1,30
Доля налога на имущество предприятий в ВВП, % - - 0,63 0,70 0,75 -
Темп роста ВВП (к предыдущему года), % - - 128,7 126,8 123,9 -

 

     Проведенный факторный анализ поступлений налоговых доходов в КБС РФ показывает, что из региональных налогов наибольшую роль играет налог на имущество предприятий (примерно 7,5%). Невысокая доля сумм региональных налогов объясняется наличием налоговых льгот и исключений, установленных федеральным законодателем. 

 

 



2020-02-03 450 Обсуждений (0)
Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль региональных налогов в формировании бюджетов территорий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)