Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы развития системы региональных



2020-02-03 251 Обсуждений (0)
Перспективы развития системы региональных 0.00 из 5.00 0 оценок




                               налогов и сборов.

         3.1. Специальные налоговые режимы

     Стабильная и эффективно действующая налоговая система особенно важна для успешного развития экономики страны. Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и создании упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. В связи с этим Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, в основе которых лежат принципы максимального упрощения налогообложения, сокращения количества налогов, установленных действующим налоговым законодательством, и замены определенной части налоговых платежей совокупным платежом (единым налогом). Сведение уплаты отдельных налогов к единому платежу упрощает, с одной стороны, жизнь самого налогоплательщика, сокращая ненамеренные налоговые нарушения, а с другой стороны, позволяет с большей долей вероятности планировать поступления налогов в бюджет.

     Впервые термин «специальный налоговый режим» появился в 1999 г. при введении в действие первой части НК РФ в ст. 18. Первоначально специальный налоговый режим определялся как система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом. Впоследствии искомое понятие неоднократно трансформировалось законодателем. После внесения Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №154-ФЗ изменений в НК РФ под специальным налоговым режимом стал пониматься особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемыми в соответствии в ним федеральными законами. Было указано, что к специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

     Очередные изменения произошли в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 г. Взамен старого определения в Налоговый кодекс была включена фраза следующего содержания: “…Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса”. Таким образом, законодатель оставил свои попытки дать определение данного понятия и просто перечислил основные характеристики отражаемого явления. В перечень специальных налоговых режимов были внесены изменения. На сегодняшний день НК РФ к специальным налоговым режимам относит систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

      Специальный налоговый режим не существует обособленно от общего налогового режима, а взаимодействует с ним, используя определенные налоги из перечня общего налогового режима, т.е. имеет общие точки соприкосновения.

   В Российской Федерации к специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК введена в действие 1 января 2003г); 2) упрощённая система налогообложения (глава 26.2 НК введена в действие с 1 января 2003г.); 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК введена в действие с 1 января 2003 г.); 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК введена в действие с 10 июня 2003г.).

Три первых режима имеют ряд общих черт, а именно: единым налогом заменяется уплата налога на прибыль для организаций, налога на доходы для предпринимателей, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), ЕСН, налога на имущество. При этом сохраняются следующие налоги и платежи, уплачиваемые в соответствии с общим режимом налогообложения: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог). Кроме того, для указанных налогоплательщиков сохраняются действующий порядок ведения бухгалтерского учета (для организаций) и кассовых операций; порядок представления статистической отчетности; исполнение обязанностей налоговых агентов. НК РФ.

Для каждого налогового режима установлены свои критерии, ограничения и запреты при применении или переходе на данную систему налогообложения. Так, например, в упрощенной системе налогообложения такими ограничениями являются экономические показатели: размер выручки, стоимость амортизируемого имущества, численность работников, наличие филиалов и обособленных подразделений, участие в совместной деятельности. В системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности основными критериями перехода являются определенные виды деятельности и их физические показатели (например, в розничной торговле – торговая площадь, в сфере оказания автотранспортных услуг – количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов и т.д.). При этом, переход на упрощенную систему налогообложения и на уплату единого сельскохозяйственного налога и обратно является для организаций и индивидуальных предпринимателей добровольным, а применение режима уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности обязательно при условии, что организация или индивидуальный предприниматель занимается именно указанным видом деятельности.

Данные налоговые режимы применимы для небольших предприятий, они действительно упрощают налоговый и бухгалтерский учет, что должно способствовать развитию малого бизнеса.

Ещё один специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - введён в НК РФ (глава 26.4) Федеральным законом от б июня 2003 г., который вступил в действие с момента опубликования, т. е. с 10 июня 2003 г. Этот режим касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции взимание ряда налогов и других обязательных платежей заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»[5]. Данный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Данный налоговый режим должен способствовать экономическому развитию предпринимательской деятельности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья.

 

Усиление роли налогов

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные налоги служат лишь добавкой в доходной части бюджетов соответствующих субъектов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов. По данным Минфина России, доминирующую роль в наполнении консолидированного бюджета Российской Федерации играют федеральные налоги и сборы (90% всех налоговых поступлений), значение региональных налогов в бюджетах невелико и колеблется на уровне 4-6% налоговых доходов в бюджетах субъектов Федерации.

     В последние годы в рамках реформирования бюджетного процесса были осуществлены важные изменения, обеспечившие разграничение расходных обязательств и доходных источников между бюджетами всех уровней. К сожалению, в 2007 – 2008 гг. изменения законодательства о налогах и сборах привели к сокращению доходов субъектов Федерации на 35 – 40 млрд. руб., что сказалось на недостаточном финансировании делегированных полномочий многих субъектов Федерации и муниципальных образований.

     Для эффективного решения вопросов, связанных с межбюджетными отношениями и во исполнении Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2008 – 2010 гг. правительство одобрило основные направления развития налоговой политики на 2008-2010 гг. В частности, было приято окончательное решение ввести налог на недвижимость, который, по сути, объединит существующие в настоящее время налоги на имущество физических лиц, организаций и налог на землю. Готовящийся законопроект актуален для России еще и потому, что налог на недвижимость – один из основных во всех развитых странах мира.

    Введение налога на недвижимость позволит установить единые подходы для определения налоговой базы, основанные на оценке рыночной стоимость соответствующих объектов недвижимости. Объектом налогообложения по налогу на недвижимость должен являться единый объект, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Одной из основных задач при введении нового налога является формирование и регистрация права на единый объект недвижимости, а также организация процесса оценки его стоимости в целях налогообложения. В настоящее время создаются кадастры недвижимости, и разрабатывается система массовой оценки объектов недвижимости. Предполагается, что оценка будет приближена к рыночной.

     Ввести такой налог с 1 января 2010 г. предлагает министерство финансов России, что позволит регионам получать дополнительные средства для развития.

 


                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.[6]

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.

НК РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги: налог на имущество предприятий; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

По данным Ряз.области видно, что наиболее значительные поступления в бюджет приходятся на налог на имущество организаций, в 2008 он составил 5 500 616 257,59. Невысокая доля сумм региональных налогов объясняется наличием налоговых льгот и исключений, установленных федеральным законодателем. 

Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.. могут устанавливаться налоговые льготы,

 

 

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т.Н. Оканова, М.Е Косов Региональные и местные налоги. – М. 2008 г. Колесников Л. П. – Банковское дело: учебник для вузов – 4-е издание, переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2000.

2.А.В. Перов, А.В. Толкушкин Налоги и налогообложение. – М. 2008.

3.Официальный сайт Минфина России. http:www.minfin.ru

4. Основы налогового права: Учебное пособие / Под ред. С. Пепеляева. М., 2005. – 365 с.

5.Сайт Бюджетная система Российской Федерации //www.budgetrf.ru

6.http://ryazan.roskazna.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.

[3] Ильчева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. – 2003. – С.214.

[4]Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (с изменениями от 27 декабря 2002 г.) (утратил силу)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3820; СЗ РФ. - 2002 г. - N 52 (часть I). -ст. 5138

[5] Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)// СЗ РФ. - 1996 г. - N 1. - ст. 18; СЗ РФ. - 2005 г. - N 1 (часть I). - ст. 25

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 6 декабря 2005 г.)// СЗ РФ. - 1998 г. - N 31. - ст. 3824; СЗ РФ. - 2000 г. - N 32. - ст. 3341; (не вступил в силу) «Российская газета». - 2005 г. - -N 278.



2020-02-03 251 Обсуждений (0)
Перспективы развития системы региональных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы развития системы региональных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)