Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм спроса на труд



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Механизм спроса на труд 0.00 из 5.00 0 оценок




На изменение спроса на труд влияют следующие факторы:

1) цена труда;

2) спрос на продукт;

3) объем производства;

4) используемые технологии.

Возможны 2 варианта изменения спроса на труд в зависимости от его цены, а в результате сокращение занятости:

1) эффект масштаба. Сокращение занятости происходит следующим образом: при росте зарплаты возрастает себестоимость продукции, и как следствие, цена на нее. В результате спрос на продукцию падает, объем выпуска производители вынуждены уменьшить, спрос на рабочую силу снижается, занятость сократится.

2) эффект замещения. Сокращение занятости происходит следующим образом: при повышении з/п производители пытаются найти пути снижения себестоимости ч/з капиталоемкое производство, трудосберегающие технологии, в результате применения которых уменьшается занятость работников. Т.е. в процессе производства капитал заменяет рабочую силу.

Взаимосвязь между зарплатой и занятостью представлена кривой спроса

Если по оси абсцисс отразить количество труда (Р), а по оси ординат — ставки заработной платы (3), то указанная зависимость может быть выражена нисходящей кривой спроса С — С. . Кривая спроса показывает, что по мере роста з/п спрос на труд снижается. Спрос на работников определенной квалификации с низкими ставками зарплаты выше, чем на работников такой же квалификации с высокими ставками. Подобная зависимость называется законом спроса.

 

 

Когда меняется зарплата, без учета воздействия других факторов, спрос на труд движется вдоль кривой (меняется объем спроса). Но когда действуют другие факторы, такие как спрос на продукт, изменение объемов производства, цена капитала, то сдвигается сама кривая спроса на труд (меняется сам спрос).

Например, при повышении цены капитала эффект масштаба сдвигает кривую спроса на труд влево (спрос падает), а эффект замещения – вправо (спрос растет).

А при снижении цены капитала, наоборот. Эффект масштаба смещает кривую спроса труда вправо (стимулируется рост производства и занятость, спрос на труд растет), а эффект замещения – влево (рост капиталоемкого производства снижает занятость, спрос на труд падает).

 

Механизм предложения труда

Предложение труда зависит от следующих факторов:

1. цена труда;

2. престижность труда;

3. условия труда и т.д.

Зависимость изменения предложения труда от его цены отражена кривой предложения. Эта зависимость обозначена на графике кривой предложения П — П. Кривая предложения труда показывает, что при росте з/п, без учета других факторов, предложение труда растет. Эта зависимость получила название закона предложения труда.

Закон предложения  гласит, что число ищущих работу определенной квалификации и согласных на низкие ставки меньше, чем число претендующих на высокие ставки заработной платы при той же квалификации.

При изменении ставки по какой-либо должности меняется объем предложения ( предложение движется вдоль кривой).

Но если зарплата по другой должности увеличится (при не изменении прочих факторов), то часть работников изменят свое намерение работать на предыдущей, и выберут ту должность, где зарплата стала выше. Это приведет к смещению кривой предложения влево (предложения труда вырастет).

 

 

 

 

3. Механизм взаимодействия спроса и предложения.

В точке пересечения кривых спроса и предложения (Р) – Е - согласно классической теории (крест Маршала) определяется равновесная ставка заработной платы (Зр) и равновесный уровень занятости данного вида труда (Т).

Это означает, что при ставке заработной платы Зр и при числе нанятых работников Тр предложение равно спросу, или иначе: количество работников, которое предприниматели хотят нанять, соответствует числу работников, согласных работать на предложенных условиях оплаты труда.

 

Возможны варианты изменения равновесия:

1) з/п ниже рыночного равновесия. Спрос будет высоким, предложение низким. Ситуация дефицита работников. Работодатели будут конкурировать за работников, что может привести к повышению з/п. Возможно, большее число работников приступит к поиску работы или работодатели ограничат прием. 

2) з/п выше рыночного равновесия. Спрос низкий, предложение превышает спрос. Ситуация безработицы. Образуется избыток работников, у работодателей появляется возможность нанять квалифицированных специалистов за более низкую з/п, причем в большем количестве. Некоторые (например, безработные) будут довольны, а др. станут искать работу в др. местах, где з/п выше. Итак, з/п пойдет вниз, а спрос и предложение будут приближаться к равновесию.

С понятием рынка труда связано такое явление как конкуренция.

Конкуренция на рынке труда – это соперничество независимыми покупателями и продавцами рабочей силы.

Виды конкуренции на рынке труда:

1) за привлечение работников

2) за замещение вакантных должностей

3) за изменение условий оплаты труда и т.д.

 

Виды рынков труда

1) национальный – это такой рынок, где трудовые ресурсы привлекаются со всей территории страны.

2) местный - привлекаются с определенного региона, территории.

3) Внутренний - отношения в сфере найма строятся внутри предприятия.

Так же рынок труда можно рассматривать в широком и узком смысле слова:

· В широком - это совокупный рынок, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общая потребность экономики в труде).

· В узком смысле - это текущий рынок, составляющий часть совокупного рынка и определяющийся количеством вакансий и лиц занятых поиском работы.

Текущий рынок подразделяется на 2 части:

1) открытый, на котором предложение охватывает людей, ищущих работу, в т.ч. нуждающихся в переподготовке, и подготовке, а спрос характеризуется вакантными местами.

2) скрытый рынок включает лиц, которые формально заняты в хозяйстве, но без ущерба для производства могли бы быть высвобождены.

Оба этих рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Механизм спроса на труд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм спроса на труд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)