Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристики рынка труда



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Характеристики рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Для изучения структуры, емкости рынка труда, его контингента применяют такие характеристики как сегментация и гибкость.

Сегментация – это разделение рынка труда на устойчивые, замкнутые сегменты (группы), лимитирующие движение работников своими границами.

Деление происходит по объединяющим признакам:

· по географ. положению.

· социально-демографическим характеристикам (пол, возраст)

· уровень образования, квалификация, стаж работы

В связи с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный.

Первичный рынок содержит стабильные хорошо оплачиваемые работы, работы с возможностями служебного роста, связанного с высококвалифицированным трудом.

Вторичный представлен низкооплачиваемыми не стабильными работами с низким уровнем з/п и отсутствием возможности продвижения по службе.

Согласно др. теории под первичным рынком понимают ядро трудового коллектива, для которого характерна стабильная занятость. Вторичный рынок – это периферийная часть раб. силы, включающая частично занятых, сезонных работников, работников по контракту, которые при снижении V производства в первую очередь подлежат увольнению.

Кроме сегментации важной характеристикой рынка труда является его гибкость.

Гибкость – это возможность изменения рынка труда. Может быть видов:

1) количественная гибкостьвыражающаяся в изменение количества занятых, уровня з/п в результате изменений отдельных факторов на рынке труда (рождаемость, смертность).

2) функциональная гибкость- предполагающая изменения на рынке труда в результате изменения качественных факторов, таких как внедрение гибких режимов труда и занятости, изменения в системах оплаты труда и т.д..

 

Модели рынка труда

Модели рынка м. Различаться в зависимости от их назначения степени конкуренции, влияние профсоюзов.

1) чисто конкурентный рынок

2) модель монопсонии

3) модель с учетом действия профсоюза

4) модель двусторонней монополии

 

1) чисто конкурентный рынок - характеризуется след. чертами:

· Большое число фирм конкурирует друг с другом при найме конкретного вида труда

· Многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда

· Ни фирмы, не рабочие не осуществляют контроль над рыночной ценой.

2) Монопсония - т.е. монополия одного покупателя, для нее характерны следующие черты:

· Количество занятых в данной фирме составляет основную часть занятых каким-либо конкретным видом труда.

· Данный вид труда является относительно немобильным, либо в силу географических факторов, либо если рабочие нашли альтернативу применения своего труда

· Фирма диктует какой д.б. з/п, т.е. ставка з/п которую фирма д. выплачивать. Находится от количества принимаемых рабочих

3) С участием профсоюзов. Для этой модели характерны активные действия профсоюзов, направленные на повышение з/п. Они могут добиваться этой цели след. образом:

· Ч/з увеличение спроса на продукт повышения на трудовые услуги с помощью рекламы, полит. лоббирования для получения контрактов на различные виды работ путем применения численности раб. силы, независимо от потребностей в них

· Ч/з рост производительности труда, для чего создаются рабочие административные комитеты

4) Двусторонняя монополия. Данная модель рынка труда характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы.

Теории рынка труда

Выделяют четыре подхода к изучению занятости и механизма функционирования рынка труда:

1.) классическая теория.

Сторонники теории – Д.Рикардо, Дж. С. Милль, А. Маршалл.

Основные положения теории:

· полная занятость есть норма рыночной экономики;

· конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу;

· наилучшая экономическая политика – политика невмешательства государства;

· рычагами регулирования являются цена и заработная плата.

2.) неоклассическая теория.

Сторонники теории – Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл.

Основные положения теории:

· безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, носит добровольный характер, а ее причиной является отказ работников трудиться за меньшую зарплату;

· поиск рабочего места – это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;

· рычагом регулирования является цена рабочей силы;

· влияние профсоюзов, вмешательство государства нежелательно.

3.) кейнсианская теория.

Сторонники теории – Дж. Кейнс, Р. Гордон.

Основные положения теории:

· в экономике нет механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость скорее случайна, чем закономерна;

· цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения;

· рычагом регулирования является не цена рабочей силы, а государство, которое, изменяя совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда.

4.) монетаристстская теория.

Сторонники теории – М. Фридмен (Нобелевский лауреат 1976 г.), Ф. Кейген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер.

Основные положения теории:

· рыночное хозяйство стремится к самоналаживанию;

· государственное вмешательство ведет к нарушению нормального хода хозяйственного развития;

· установление государством минимального уровня зарплаты , профсоюзы усиливают рыночное неравновесие;

· для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка Центробанка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центробанка.

· деньги – решающий фактор косвенного регулирования экономики. Нехватка денег ведет к экономической депрессии.

Российское правительство проводит экономическую политику, опираясь на монетаристскую теорию, а основной посылкой при регулировании рынка труда является финансовая политика.



2020-02-03 194 Обсуждений (0)
Характеристики рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристики рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)