Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ деловой активности



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Анализ деловой активности 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из направлений экономического анализа финансового устойчивости предприятия является оценка деловой активности анализируемого объекта.

Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражает абсолютные стоимостные и относительные показатели.

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции закупит и реализует при одной и той же сумме капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выручки от реализации без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если реализации продукции является убыточной, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной его отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Это достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасходов, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, то есть с прибылью.

К показателям, характеризующим деловую активность, относят коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансовой устойчивости предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности являются: увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

· уровень организации производства и управления;

· структура капитала и его источников;

· степень использования производственных ресурсов;

· объем, качество и структура продукции;

· затраты на производство.

Для этого рассчитываются шесть показателей оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия.

1. Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий доход. Этот коэффициент можно определить по формуле:

Кооа = Вр /А,

где  - выручка от реализации;

А - средняя стоимость всех активов.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Кооа,

где Д – длительность планового периода (год, квартал, месяц).

2. Коэффициент оборачиваемости основных средств представляет собой фондоотдачу, то есть характеризует эффективность использования основных производственных средств (фондов) предприятия за период. Рассчитывается делением объема чистой выручки от реализации на среднюю за период величину основных средств:

Фо = Вр /ОС,                                     

где Вр - выручка от реализации,

ОС – средняя стоимость основных средств.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Фо

Основным условием роста фондоотдачи явля­ется превышение роста производительности труда над темпами роста его фондовооруженности. Повышение коэффициента фондоотдачи может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их высокого технического уровня. Разумеется, его величина значительно колеблется в зависимости от отрасли и ее капиталоемкости. Однако, общие закономерности здесь таковы, что чем выше коэффициент, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

3. Важным показателем для анализа является коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, то есть скорость их реализации. В целом, чем выше значение этого коэффициента, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье, тем более ликвидную структуру имеет оборотный капитал и тем устойчивее финансовое состояние предприятия. И, наоборот, затоваривание при прочих равных условиях отрицательно отражается на деловой активности предприятия. Расчет коэффициента производится по формуле:

Комс = Вр /МПЗ,

где, МПЗ – средняя стоимость материально-производственных запасов и затрат.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Комс

Высокое значение этого показателя говорит о более ликвидной структуре оборотного капитала и, соответственно, более устойчивом финансовом состоянии предприятия.

4. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за период и рассчитывается по формуле:

Коок = Вр / ОК

где ОК – средняя величина оборотного капитала.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Коок

Между оборотным капиталом и объемом реализации существует определенная зависимость. Слишком малый объем оборотного капитала ограничивает сбыт, слишком большой - свидетельствует о недостаточно эффективном использовании оборотных средств. Как определить оптимальное соотношение оборотного капитала и объема реализации? Это соотношение помогает найти коэффициент оборачиваемости оборотного капитала. Для каждого предприятия он индивидуален и, если он определен, то необходимо его значение поддерживать на оптимальном уровне. Найти его достаточно просто - если предприятие при данном значении коэффициента постоянно прибегает к использованию заемного капитала, то значит, эта скорость оборачиваемости оборотного капитала генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. И наоборот, если при постоянном объеме реализации или его увеличении предприятие получает достаточный доход, то считается, что достигнута эффективная скорость оборота оборотного капитала.

5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается по формуле:

Коск = Вр / СК

где СК – средняя величина собственного капитала.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Коск

Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности:

· с коммерческой точки зрения он определяет либо излишки продаж, либо их недостаток;

· с финансовой - скорость оборота вложенного собственного капитала;

· с экономической - активность денежных средств, которыми рискуют собственники предприятия (акционеры, государство или иные собственники).

Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, когда кредиторы больше участвуют в деле, чем собственники. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, снижается безопасность кредиторов, и предприятие может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов. Напротив, низкий коэффициент означает бездействие части собственных средств. В этом случае коэффициент указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более соответствующий данным условиям источник дохода.

6. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к дебиторской задолженности по формуле:

Код = Вр / ДЗ,

где ДЗ – средняя величина краткосрочной дебиторской задолженности.

Длительность одного оборота в днях:

д = Д/Код

Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.

Иногда оборачиваемость дебиторской задолженности называется периодом погашения дебиторской задолженности. Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск непогашения.

Еще одним направлением оценки деловой активности предприятия является анализ рентабельности.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются рядом абсолютных и относительных показателей прибыли. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовой результат.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль – это сумма прибыли (убытков) предприятия как от реализации продукции так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовой результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в ее уставе и не запрещенных законом. Финансовой результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разности между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовой результат не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажи на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Для оценки эффективности работы предприятия прибыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность. В практике работы предприятий применяются ряд показателей рентабельности:

Рентабельность - это показатель прибыльности. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной мере зависит от его рентабельности. Коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность продаж (оборота), Рп:

Рп = (Пп / В) х 100%,

где В — выручка от продажи продукции, работ, услуг,

Пп – прибыль от продажи продукции, работ, услуг.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя является свидетель­ством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на произ­водство реализованной продукции, или снижения затрат на производ­ство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельнос­ти продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализован­ную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спро­са на нее.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на произ­водство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продук­ции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рента­бельностью, с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

2. Показатели рентабельности капитала:

а) рентабельность собственного капитала (Рск):

Рск = (Пч / Кс ) х 100%,

где Пч — чистая прибыль;

Кс — средняя величина собственного капитала.

Этот показатель характеризует эффективность использования соб­ственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть выз­вано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффи­циента рентабельности собственного капитала не обязательно указы­вает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала;

б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):

Ри = (Пч / Кик ) х 100%,

где Кик — величина инвестиционного капитала, которая равна сумме величин собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собствен­ных средств и долгосрочных пассивов;

в) рентабельность всего капитала предприятия (Рок):

Рок = (Пп/ВБ) х 100%,

где ВБ — валюта баланса;

Пп – прибыль от продаж продукции, услуг, товаров

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т.е. рост значения коэффициента свиде­тельствует об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот. Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия может также свидетельствовать о падении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.

3. Рентабельность оборотных активов об):

Роб = (Пп / ОА) х 100 %,

где ОА —величина оборотных активов, руб.

Средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

4. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных ак­тивов (Рв):

Рв = (Пп/АВср) х 100%,

где АВ — величина основных средств и про­чих внеоборотных активов.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, изме­ряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабель­ности всего капитала предприятия. Так, при снижении коэффициен­та рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточ­ном увеличении мобильных средств, что может быть следствием обра­зования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебитор­ской задолженности или денежных средств.

Коэффициенты группы рентабельности капитала показывают, насколько эффективно предприятие использует свой капитал в целях получения прибыли.

Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

В заключение нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующие моменты:

1. Рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее, от уровня риска в предпринимательской деятельности, который «требует» определенного уровня прибыли. А поскольку, мы рассматриваем научно-исследовательскую организацию, то уровень ее прибыли низкий;

2. Оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов отражается в учетной политике, которая может сильно отличаться от рыночной;

3. Влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиций; следовательно, это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.

 



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Анализ деловой активности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ деловой активности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)