Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нефтехимия на российском рынке.



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Нефтехимия на российском рынке. 0.00 из 5.00 0 оценок




После анализа общемировых тенденций в нефтехимии поневоле хочется обратиться к положению этой отрасли на внутреннем рынке России.

На общемировом фоне российская нефтехимия выглядит весьма специфично. Так, в 90-е годы динамика ее развития была иной, нежели в большинстве стран мира. Вплоть до 1998 г. в отрасли шло сокращение производства, обусловленное снижением внутреннего спроса на ее продукцию, усилением иностранной конкуренции и другими причинами.

Проблемы развития отрасли и методы их решения обсуждались на II Российской конференции по технологиям нефтехимии.

По материалам пресс-службы ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" минимум производства в отрасли был достигнут в 1998 г., когда объем производства составил около 40% от уровня 1990 г. Ситуация изменилась после дефолта 1998 г. и трехкратной девальвации рубля. В 1999 г. российская химия (а с нею и нефтехимия) выросла на 21%, что стало своеобразным рекордом для всей промышленности страны. В дальнейшем темпы ее роста замедлились: 14,3% в 2000 г., 7% в 2001 г., 2% в 2002 г.

Несмотря на непрерывный рост, российская нефтехимия по объемам выпуска все еще не вышла на уровень 1990 г. и на общемировом фоне выглядит достаточно бледно. По общему выпуску нефтехимикатов (6-8 млрд. долл. в год, или около 1% мирового объема) Россия идет в конце первой двадцатки стран, а по объему производства на душу населения занимает 11-е место. При этом выпуск ряда нефтехимикатов (отдельных видов пластмасс, композитов, добавок) в стране полностью отсутствует.

Каковы же основные проблемы развития отрасли? Одна из них - узость внутреннего рынка. Душевое потребление пластмасс и многих других нефтехимикатов в России на порядок ниже уровня промышленно развитых стран. В результате значительная их часть не находит сбыта внутри страны и экспортируется. При этом из-за существующего дисбаланса между производством и переработкой полимеров Россия является импортером готовых изделий.

Финансовая инфраструктура в стране не развита. Обычные для нефтехимии проекты развития в сотни миллионов и миллиарды долларов российскими банками не кредитуются, а их ставки настолько высоки, что деньги выгоднее занимать на Западе.

Страна не имеет современных технологий в нефтехимии и вынуждена закупать их по импорту. Услуги инжиниринга также в основном закупаются. Все это значительно удорожает отечественные проекты. Необходимо отметить и непомерные налоги и пошлины, которые делают их вовсе нерентабельными. Если в Западной Европе затраты на создание этиленовой установки типовой мощностью 500 тыс. т в год оцениваются примерно в 500 млн. долл., то у нас они составят 700-750 млн. долл., т. е. на 35-50% дороже.

Все это обуславливает низкий уровень капиталовложений в отрасли. Из-за недостатка средств предприятия давно не видели капремонтов. С начала 90-х годов ввод новых мощностей, за редким исключением, был прекращен, и за весь период было реализовано только 2 крупномасштабных проекта: создание производств полипропилена на Московском НПЗ и в уфимском ОАО "Полипропилен".

Соответственно, российская нефтехимия отличается не только относительно небольшими размерами, но и низким техническим уровнем. Почти 80% оборудования служит более 15 лет, а степень износа основных фондов достигает 63% - наихудший показатель во всей отечественной промышленности. В целом в российской нефтехимии практически нет объектов для приобретения заинтересованными инвесторами.

Несмотря на все эти проблемы, Россия обладает целым рядом несомненных преимуществ для развития нефтехимии.

Первое ее бесспорное преимущество - богатство сырьем, топливом и энергией. Страна сосредотачивает 5-10% мировых запасов нефти, 35-40% - природного газа, обладает мощной нефтегазодобывающей промышленностью, нефтепереработкой и электроэнергетикой. При этом цены на сырье, топливо и энергию относительно низки. Так, цены на нефть - 100-120 долл./т, на газ - 23,5 долл. за 1000 м3, на нафту - 160-190 долл./т, цена электроэнергии - 2 цента за 1 кВт.ч.

Второе преимущество России - наличие в ней значительного потенциала спроса на нефтехимикаты. Население страны составляет около 150 млн. человек, а ее ВВП, растущий быстрее, чем в среднем по миру, - 400-450 млрд. долл. (с учетом ПСВ - 1,3 трлн. долл.). Потребление химикатов в России - около 25 млрд. долл. в год, в т. ч. потребление нефтехимикатов, имеющее большой потенциал роста за счет дальнейшего вытеснения нефтехимикатами традиционных материалов, - порядка 10 млрд. долл.

Третье преимущество России - наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы.

Развитию нефтехимии в стране благоприятствует и ряд макроэкономических факторов - возросшая политическая стабильность, реформирование экономики (в частности - снижение налогов и пошлин), ожидаемое вступление России в ВТО и снятие ограничений на экспорт.

Как и в других странах мира, все эти конкурентные преимущества могут быть реализованы только через деятельность конкретных компаний. При этом следует иметь в виду, что корпоративная структура нефтехимии в России иная, чем за рубежом.

В российской нефтехимии, как и в мировой, всегда действовало и действует немало "чистых" химических фирм ("Пластик", "Оргстекло", "Тольяттиазот" и другие), однако их роль в отрасли сравнительно невелика. Используя заграничные технологии и покупное сырье, они выживают благодаря наличию монопольного доступа к местному рынку сбыта или каких-то других специфических преимуществ (например, доступа к экспортному аммиакопроводу). Такие фирмы часто объединяются в различного рода ассоциации либо попадают под контроль более крупных компаний.

Доминируют же в отрасли крупные нефтегазовые корпорации - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК", "Газпром", "СИБУР" и другие. В последние 3-4 года их роль в нефтехимии еще более возросла, ибо с ростом цен на нефть и газ и увеличением прибылей они приступили к диверсификации производства и, в частности, к скупке нефтехимических активов. Однако до сих пор это, как правило, лишь отдельные предприятия: у "ЮКОСа" - Ангарская НХК, у "ТНК" - нефтехимия в составе АО "Линос" и т. д.

Слабый интерес к нефтехимии со стороны нефтегазовых фирм России обусловлен недостатками инвестиционного климата с стране, а также субъективными причинами (страхом перед отраслью из-за незнания ее специфики, неудачами некоторых нефтегазовых фирм в деле создания эффективного нефтехимического бизнеса и т. п.).

Кроме того, российские фирмы имеют много слабых мест в области нефтехимии. Они почти всегда уязвимы в области технологий (из-за неспособности предложить рынку принципиально новые продукты или технологии), нередко - в сфере сбыта (учитывая общую узость российского рынка), иногда (если говорить о химических фирмах) - по сырью. Хотя российские фирмы экспортируют отдельные нефтехимикаты, они не обладают необходимым запасом прочности. Любое неблагоприятное изменение конъюнктуры может поставить их в тяжелое положение. Так, с 1995 г. по 1998 г., когда в стране действовал т. н. "валютный коридор", нефтехимический экспорт из России практически сошел на нет.

Поэтому для достижения более высокого уровня международной конкурентоспособности российские фирмы заинтересованы в создании межфирменных альянсов и в поддержке государства (хотя бы в виде налоговых льгот, учитывая дефицит ресурсов для финансирования государственных программ развития отрасли и даже отдельных проектов).

Между тем, инофирмы в развитии отрасли практически не участвуют. Общий объем их инвестиций в 2001 г. - 47 млн. долл., тогда как отрасли, по мнению аналитиков, требуется не менее 5 млрд. долл. в год. Активность инофирм ограничивается тем, что "БАСФ" заявляет время от времени о намерении создать с "Нижнекамскнефтехимом" СП по производству полиуретановых систем, а "Дюпон" изучает вопрос о создании СП для производства фторполимеров на Кирово-Чепецком ХЗ и возможности сотрудничества с "Нижнекамскнефтехимом". И это все! Для сравнения - в небольшом Таиланде в 2000 г. прямые иностранные капиталовложения в химию составили 1,6 млрд. долл.

Роль государства в развитии российской нефтехимии также весьма незаметная. В стране есть подконтрольные государству химические компании, но реально они государством не управляются и не поддерживаются. В итоге нефтехимические компании в России вынуждены рассчитывать в основном сами на себя и добиваться успеха ценой непомерных усилий.

В этом смысле интересен опыт ОАО "ЛУКОЙЛ", ибо только эта компания из всех российских нефтяных компаний осознанно и планомерно развивает свое нефтехимическое крыло и дальше всех продвинулась на этом пути.

Внедрение "ЛУКОЙЛа" в нефтехимии началось с создания в 1997 г. холдинговой компании "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", в состав которой затем вошел ряд нефтехимических предприятий.

Сегодня компания имеет, пожалуй, самый крупный нефтехимический бизнес во всем регионе России и СНГ, который представлен группой "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" с заводами в Буденновске, Саратове и Калуше и зарубежными филиалами (в Болгарии и Латвии). Тем не менее, по основным показателям развития нефтехимии ОАО "ЛУКОЙЛ" все еще значительно уступает ведущим нефтехимическим фирмам мира ("БАСФ", "Доу", "БП кемиклз", "Шелл кемиклз" и др.). Его производственные мощности составляют 3,9 млн. т в год (против 20-30 млн. т в год), годовые продажи нефтехимикатов - порядка 1 млрд. долл. (против 15-20 млрд. долл.), их доля в суммарных продажах - менее 5% (против 10-25%). Соответственно, ОАО "ЛУКОЙЛ" сохраняет значительный потенциал для своего дальнейшего развития в области  нефтехимии.[2]



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Нефтехимия на российском рынке. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нефтехимия на российском рынке.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)