Тема 1. Предприятие – основное звено экономики
Содержание Тема 1. Предприятие – основное звено экономики Тема 2. Предприятие и рынок Тема 3. Кадры предприятия Тема 4. Оплата труда работников предприятия Тема 5. Планирование деятельности предприятия Тема 6. Основные фонды предприятия Тема 7. Оборотные средства предприятия Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции Тема 11. Управление предприятием Тема 12. Финансы предприятия Тема 13. Банкротство и санация предприятия Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия Тема 1. Предприятие – основное звено экономики
1. Каждое из этих определения можно считать правильным, но с определенных позиций. Наиболее точное и подробное определение предприятия - предприятие – это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для изготовления и/или реализации продукции и получения прибыли. Однако в более узком смысле предприятие может обозначать производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская, магазин). Важнейшим признаком, отличающим предприятия от других хозяйственных звеньев, является его экономическая обособленность, которая проявляется в следующем: ¾ в самостоятельном обороте стоимости средств производства, т. е. они должны приобретаться предприятием, использоваться и полностью возмещаться; ¾ в собственной цели производства, т. е. – в получении прибыли; ¾ в присвоении результатов производства.
2. На процесс деятельности предприятия определенное влияние оказывает внешняя среда. При наиболее полном анализе, с учетом зарубежного опыта, внешнюю среду принято делить на две части: 1) среда прямого воздействия, включающая: ¾ центральные и местные органы власти – создают правовую базу для деятельности предприятия, осуществляют контроль; ¾ потребители продукции – другие юридические и физические лица, определяющие количество, качество и вид производимой или реализуемой продукции (товаров), влияющие на ценообразование и обеспечивающие доход; ¾ поставщики материальных ресурсов - другие юридические и физические лица, обеспечивающие деятельность предприятия по производству и реализации продукции путем поставок необходимых производственных материалов, энергии различных видов, оборудования и запасных частей, оказывающие услуги производственного характера – перевозки, погрузку, охрану и т.д.; ¾ трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, обладающая необходимой квалификацией для работы на предприятии, основная часть производственных ресурсов предприятия; ¾ конкуренты - другие юридические и физические лица, производящие или реализующие аналогичную или замещающую продукцию по отношению к продукции данного предприятия; ¾ профсоюзы - общественные организации, выражающие интересы трудящихся и взаимодействуют с владельцами и администрацией предприятия в области оплаты и режима труда, осуществляющие контроль деятельности предприятия; 2) среда косвенного воздействия, включающая следующее: ¾ общее состояние экономики определяет финансовую, инвестиционную, кадровую и маркетинговую политику предприятия; ¾ политические факторы (например, выборы) влияют на характер отношений предприятия с государственными органами власти и местного самоуправления, вызывают изменения нормативной и законодательной базы деятельности предприятия; ¾ научно-технический прогресс постоянно регулирует уровень технологии, технического оснащения, качество и ассортимент производимой продукции; ¾ социальные, культурные и экологические факторы формируют социальную, кадровую, природоохранную политику предприятия; ¾ международные отношения косвенно влияют как на производство, так и на коммерческую и инвестиционную деятельность предприятия, так как международные отношения включают и международную торговлю, международное движение капиталов и т.д.
3. По организационно-правовым формам выделяются: а) унитарные предприятия (государственные и муниципальные); б) хозяйственные товарищества и хозяйственные общества; в) производственные кооперативы. На основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения предприятий. Исторически первые объединения предприятий – это были монопольные объединения в конце XIX и в начале XX века, когда в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн. Картель – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, которые входят в объединение, заключают соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены на товары, рынки сбыта и т. д. Картели наибольшее распространение получили в Германии, где к началу Второй Мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй Мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран. Синдикат – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т. к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между этими участниками в области сбыта и закупок сырья. Синдикаты получили наибольшее распространение в начале XX века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и др. странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как "Продуголь" и "Медь", которые контролировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество. Трест – это такое объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании. Тресты наиболее типичны для США и возникли там в последней трети XIX века. Самый известный трест был создан Дж. Д. Рокфеллером в 1879 году под названием "Стандарт ойл", который контролировал подавляющую часть нефтяной промышленности США. Концерн – это такое объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале XX века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности. После Второй Мировой войны типичным для концерна стало создание по принципу диверсификации, когда в концерн объединялись предприятия, занятые в различных отраслях экономики (промышленность, транспорт, банки, торговые компании и т. д.). В настоящее время под термином "концерн" понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу -–это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний. Самые типичные и современные концерны следующие: в США: "Дженерал Моторс" (ядро – автомобильная промышленность), "Дюпон" (ядро – химическая промышленность); в Европе: немецкий концерн "Фольксваген"; шведский концерн "Вольво"; в России: в феврале 1998 года завершилось создание открытого акционерного общества «Кондитерский концерн "Бабаевский"», в состав которого вошли пять фабрик по производству конфет и шоколада ("Рот-Фронт", челябинская фабрика "Южуралкондитер", Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика). Головное предприятие этого концерна – предприятие "Бабаевское". Конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию. Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так, в конгломерате "Галф энд Уэстерн" всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек. Другим отличием конгломератов от концернов является то, что у конгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т. к. объединяются разнородные предприятия. Объединение предприятий в конгломерат происходит чаще всего с участием крупного банка, а предприятия, входящие в конгломерат скрепляют свое взаимодействие не технической связью, а – финансовой и административной. Основным условием создания конгломератов является процесс диверсификации. Чаще всего конгломераты возникают в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом. На процесс слияния разных предприятий оказывает влияние и стремление увеличить общий капитал. Конгломераты показали меньшую финансовую устойчивость, чем концерны. Это обусловлено тем, что слияние происходит чаще всего посредством скупки акций поглощаемых компаний и при этом приходится платить за их акции более высокую цену, чем рыночная цена. Поэтому часть акций остается необеспеченной реальными ценностями. Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а финансовая компания (держательская компания), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью. Различают два типа холдингов: 1) чистый холдинг, который владеет и проводит операции с акциями; 2) смешанный холдинг занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой. транспортной и т. п.). Консорциум – это крупная финансовая организация, которая создается в результате временного соглашения между несколькими банками и промышленными предприятиями для совместного проведения, например, следующих крупных финансовых операций: Ø размещения государственных займов или ценных бумаг; Ø осуществления крупных промышленных или строительных проектов. Хозяйственная ассоциация – это договорное объединение предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Для ассоциации характерны более свободные, чем в концерне, экономические связи. Все объединения образуются как с целью снижения конкурентной борьбы и монополизации рынка, так и с целью снижения управленческих и коммерческих затрат.
4. На основе учета степени концентрации производства и капитала предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. В нашей стране главным критерием является численность занятых на предприятии, в связи с чем выделяют малые, средние и крупные предприятия. При этом учитывается отраслевая принадлежность предприятий. Так, в России в промышленности, строительстве, транспорте предприятия с числом занятых до 100 человек относятся к малым, в сельском хозяйстве - до 60 человек, оптовой торговле - до 50, в розничной торговле - до 30 человек. Малые предприятия – самая многочисленная форма предприятий и эти предприятия в большинстве стран представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения. Особенности малых предприятий заключаются в следующем: 1) малые предприятия обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности; 2) малые предприятия имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности; 3) быстрее могут обновить выпуск продукции; 4) малые фирмы способствуют созданию конкуренции на рынке; 5) у малых фирм обычно более низкие издержки производства, чем у крупных; 6) малые фирмы часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка. Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки: 1) численность персонала обычно от 100 до 500 человек; 2) узкая специализация, т. е. выпуск от одного до 3-х товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что, прежде всего, обусловлено низкими издержками производства при специализации. Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее подвержен различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются мини-монополиями и если возникает потребность в их товаре, то изготовить могут только они. Возможные варианты развития и роста среднего предприятия: 1) постепенный рост в рамках рыночной ниши (по специализированному товару); 2) превращение в крупную монополию в данной нишевой специализации; 3) превращение в массового производителя с выходом за пределы ниши. Основные характерные черты крупного предприятия (корпорации): 1) численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников (например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников); 2) обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники); 3) массовый выпуск позволяет использовать "эффект масштаба" и держать на низком уровне издержки производства; 4) выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию; 5) наличие значительных финансовых ресурсов позволяет проводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции; 6) широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не в создании новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а в выпуске разных модификаций товара и в осуществлении его технической доводки.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |