Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
1. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность: ¾ ориентация на рынок и учет запросов потребителей; ¾ конкуренция на рынке; ¾ использование знаний сотрудников о новых товарах и о новых технологиях (эти знания могут появиться на данном предприятии за счет научных исследований или получены со стороны: патенты, сотрудники других фирм и т. п.); ¾ жизненный цикл товара (фаза цикла – снижение сбыта), т. к. надо постоянно обновлять продукцию для получения прибыли; ¾ подражание другим фирмам. Очевидно, что все приведенные мнения и факторы играют роль в инновационном процессе. В зависимости от характера товара на первое место выходят одни факторы, однако остальные продолжают воздействовать на инновационную деятельность предприятия. Например, в легкой промышленности (производство одежды) главным фактором для разработки новых товаров является учет запросов рынка, однако давно известно, что именно в моде производители диктуют населению новые направления, формируя потребительский спрос. Конкуренция как главный фактор актуальна для фирм, работающих на рынках с множеством производителей, однако и для этих предприятий свойственно использование достижений науки и техники и введение инноваций до возникновения потребительского спроса, тем более до того, как жизненный цикл уже выпускаемого товара перейдет в фазу спада. Это делается и для развития предприятия, и для получения конкурентных преимуществ, а также налицо подражание другим фирмам. В общем, все эти факторы объясняются одним – действием законов рынка, где спрос определяет предложение, а предложение формирует спрос.
2. Инновационная деятельность предприятия – это не единовременный этап, а процесс, имеющий циклический характер. При инновационной деятельности (даже при создании продукции разного типа и назначения) имеются общие и повторяющиеся стадии инновационного процесса. Основные и типичные этапы инновационного процесса: ¾ фундаментальные исследования (ФИ), ¾ прикладные исследования (ПИ), ¾ разработка (Р), ¾ освоение (ОС), ¾ маркетинг (М), ¾ промышленное производство (ПП), ¾ сбыт продукции (СБ). Функциональные исследования (ФИ) связаны с понятием научная работа, которая представляет собой исследовательскую деятельность с целью получения новых знаний. Прикладные исследования (ПИ) представляют собой овеществленные знания с учетом их применения в нововведениях. В процессе ПИ выполняются различные теоретические расчеты и анализы. Разработка (Р) представляет собой сложный комплексный процесс, включающий следующие типичные этапы: конструкторская и технологическая разработка, в т. ч. расчеты, схемы и т. п. Освоение (ОС) обычно включает испытание, доработку и корректировку. С учетом временного параметра инновационный процесс можно изобразить в виде цикла, где по оси времени (обычно горизонталь): на начальных этапах [фундаментальные исследования, прикладные, разработка] откладываются вниз (минус) затраты, а когда начинается внедрение, то изображается рост объема продаж и по истечении определенного времени возникает прибыль, которая сначала увеличивается, но при наступлении спада в жизненном цикле товара - уменьшается.
Затраты
Этапы ФИ ПИ Р ОС М ПП СБ
3. Экономика России во второй половине ХХ века характеризуется как «застойная», что означает отсутствие инноваций в большинстве отраслей и более того – сворачивание производства тех товаров, которые были действительно инновационными. Исключение составляет, пожалуй, только военно-космическая промышленность. За эти годы именно в этой отрасли были внедрены инновации, действительно опережающие западные, это производство вооружения, военной техники. Были попытки внедрения инноваций в самолетостроении, но общий упадок экономики в конце века в России и распад СССР остановил этот процесс. После перехода к рыночной экономике предприятия предпочитали сотрудничество с зарубежными производителями, и на потребительском рынке появилось множество товаров, которые раньше не производились в стране – бытовая техника, видео- и аудиотехника, компьютеры и т.д. В пищевой промышленности также начали производство новых товаров – в основном по лицензиям зарубежных фирм или на совместных предприятиях. Самым известным новым товаром в России за время перехода к рынку стали подгузники, микроволновые печи, компьютеры и прикладные программы, упаковка тетрапак, «жидкий дым» для производства поддельных копченостей и др.
4. Инвестиции – это долгосрочные вложения средств с целью получения прибыли. Процесс инвестирования обычно включает следующие этапы: выбор объекта инвестирования, вложение средств, контроль за использованием. Характерной чертой инвестиций является наличие двух встречных процессов: Ø вложение средств в момент инвестиций (выплаты); Ø постепенный возврат средств (поступления). Этот процесс можно изобразить графически, если по горизонтали отложить временные интервалы (например, годы), а по вертикали в начальный момент стрелкой показать величину выплат (например, 1000 тыс. руб.), а по окончании каждого года величину поступлений до завершения срока инвестиций. Расчет эффективности представляет собой оценку ожидаемых экономических результатов от запланированных вложений средств. Применяются разные методы, расчеты, среди которых самый простой основан на расчете срока окупаемости инвестиций и сравнении по разным вариантам.
5. Для расчета срока окупаемости следует величину инвестиций (выплат) разделить на величину ежегодных поступлений. Сроки окупаемости проектов: А : Т=48/6=8 лет. Б: Т=48/8=6 лет. Наиболее предпочтителен вариант Б, так как срок окупаемости меньше, значит, проект раньше начнет приносить прибыль.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |