Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и значение ситуационного подхода к формированию института лидерства



2020-02-03 368 Обсуждений (0)
Роль и значение ситуационного подхода к формированию института лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

Представим ситуацию, которая возникла в организации.

Есть руководитель, которого не бывает на работе, находится в постоянных командировках и разъездах, нужен человек – заместитель, обладающий лидерскими качествами для создания команды. Для эффективной работы организации было принято решение руководством создания института лидерства на основе сформировавшейся команды.

Данная ситуация будет представлена графически на рисунке 1.1.

" процесс"

"О"

  (руководитель)

I

   О Л О О О

I

I

I

Новый товар

I

       Выдергиваем человека и ставим его лидером

I

       Смотрим что получилось, потом возвращаем его на свое место

Ситуация – из 5 менеджеров, которые работает в нашей организации после проведения различных методик по выявлению лидерских качеств и по результатам исследований, выбираем одного менеджера являющимся лидером. И замещаем его руководителем. Эксперимент проводится в течении 5 недель.

После завершения эксперимента сложилась следующая ситуация на фирме.

Обладая прекрасными лидерскими качествами менеджеру удалось улучшить работу организации по следующим направлениям:

· повысить эффективность деятельности предприятия в целом;

· повысить прибыль на 15 % за счет правильной политики с клиентами фирмы (применения знаний эффективного менеджмента, менеджмента продаж), и на 85% за счет правильной работы подчиненными, формирование эффективной команды лидеров. В чем и состоит главная задача лидера организации.[24]

· Формирование команды лидеров позволило диагностировать лидерский потенциал через осознание сильных сторон и дефицитов участников как руководителей (лидеров);

· сформировать навыки создания и управления командой;

· сформировать мотивацию на дальнейшее профессиональное и личностное развитие в области организационного лидерства (развитие лидерства через формирование навыков).

По окончании эксперимента менеджер по персоналу –лидер был поставлен на прежнее рабочее место.

Таким образом, данный эксперимент лишний раз доказывает, что главной идеей ситуационного подхода есть предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Ведь могла быть и другая ситуация – не имея тех лидерских особенностей менеджер просто не смогу бы справится с руководящей должностью и, скорее всего, потерпел бы на этом поприще не удачу.

Теперь рассмотрим данную ситуацию с применение концепций ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара; модель "путь-цель" Хауса; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.

Континиум лидерского поведения Танненбауиа-Шмидта

В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис. 2.2 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе[25].

Закрашенная область принадлежит к демократическому стилю, к которому привержен наш менеджер по персоналу - лидер.

1.Лидер дает последователям действовать в приделах зоны свободы (высокая степень)

2.Лидер в определенных пределах делегирует решение групп (свобода в делегировании решений)

3.Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение

( прислушивается к предложениям и только тогда принимает решение)

4.Лидер предлагает решение и считает возможным его изменение (изменение только после предложения решений)

5.Лидер выдвигает идеи и предлагает их изменить (изменение только после предложения решений)

6.Лидер убеждает последователей в своих решениях (не навязывает своего мнения)

7.Лидер принимает решения и доводит до сведения подчиненных (практически исключено).

Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых, он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования.

Модель ситуационного лидерства Фидлера

В модели используется три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.

Согласно этой теории, эффективность лидера за­висит как от его личностных качеств, так и от степени его контроля над ситуацией. По мнению Фидлера, личностные характеристики об­разуют мотивационную систему и касаются того, насколько положи­тельно лидер оценивает своего наименее желательного сослуживца (НЖС)[26]. НЖС — основная переменная в данной теории. Лидера про­сят назвать человека, который нравится ему меньше всех остальных подчиненных. Это и будет наименее желательный сослуживец.

В качестве респондента в нашем примере будут выступать менеджер по персоналу – лидер определим его стиль по восьмибальной шкале по восьмибальной шкале. Рис. 2.3[27].

Общая сумма по результатам теста составила: 23 балла, если оценивать данный результат, то можно определить, что менеджер по персоналу набрал достаточно высокий балл. Поэтому его можно отнести к лидеру с высоким НЖС ориентированного на отношения.

Помимо НЖС в теории рассматриваются еще три ситуационные переменные, а именно: атмосфера в группе, структура задачи и долж­ностные (или властные) полномочия лидера. Они определяют, на­сколько благоприятно складывается ситуация для лидера с точки зре­ния контроля над подчиненными.

Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными.

Отношения "лидер-последователь". Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей.

Структурированность работы (задачи). Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий.

Должностные полномочия. Рассматриваемая переменная: отражает уровень формальных власти (полномочий) лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или, наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.

На рис. 2.4[28]. приведена принципиальная схема взаимодействия лидерского стиля с ситуационными переменными для нашей ситуации.

Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три ранее рассмотренные переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.

Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций (рис. 2.5), наглядно описывающих модель Фидлера.

На рис. 2.5[29] показана ситуация, в которых лидер с высоким НЖС, возможно, будет более эффективен, чем лидер с низким НЖС.

Лидер с высоким НЖС в нашей ситуации добивается лучших результатов, в условиях умеренной благоприятности (ситуации 4-7). Ситуации 4 и 5 представляют собой случаи, когда последователи выполняют структурированное задание, но в то же время имеют наилучшие отношения с лидером. Соответственно, лидер в этих условиях вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных. Возможна и другая ситуация, когда лидер обожаем, но задание слабо структурировано. В этом случае лидер зависит от наличия у последователей желания и творческой инициативы для выполнения поставленной задачи. Поэтому ему необходимо перевести внимание с отношений на работу как таковую.



2020-02-03 368 Обсуждений (0)
Роль и значение ситуационного подхода к формированию института лидерства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и значение ситуационного подхода к формированию института лидерства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)