Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды внешних эффектов и направления интернализации



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Виды внешних эффектов и направления интернализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С учетом накопленных знаний о внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.

По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления

По результату воздействия на внешний субъект: отрицатель­ные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными — увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязне­ние воздуха и воды), при положительных они полу­чают внешнюю экономию (обеспечение все­общего среднего образования, всеобщая вакцинация населения).

По характеру воздействия на внешний субъект: технологические и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства и т.д.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.

Особенностью данных эффектов является то, что они не приво­дят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функ­цию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опо­средованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).

По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздей­ствием государства, и эффекты, которые могут интернализо­ваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внеш­них, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производ­ства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.

По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление».

Интернализация внешних эффектов без участия государства предусматривает объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо (межорганизационные альянсы, поглощения, слияния) и прямые рыночные переговоры с субъектом, создающим его. Для интернализации внешних эффектов путем переговоров в соответствии с теоремой Коуза требуются следующие условия:

- структура прав собственности должна быть четко опре­делена;

- должна существовать возможность обмениваться правами собственности;

- трансакционные издержки на учет внешних эффектов, пе­реговоры и выполнение соглашения не должны быть чрезмерными.

В случае, если права собственности не определены или определены нечетко, роль государства сводиться к их первоначальному распределению и формированию институтов, регулирующих использование ресурса.

Если же приведенные выше условия не соблюдаются, то главным активным субъектом интернализации внешнего эффекта должно стать государство, условием оп­тимальной деятельности которого по корректировке внешних эф­фектов является равенство его предельных затрат на уменьшение ущерба и предельных выгод от интернализации. Способом интернализации внешних эффектов в этом случае будет воздействие государства на субъекты, соз­дающие отрицательные внешние эффекты, при помощи налогов Пигу, полностью возмещающих внешние издержки, или других налогов и сборов, стимулирующих принятие мер по уменьше­нию внешних эффектов до оптимального уровня, расходы на организацию сбора платы за ограниченный ресурс, не имеющий собственника (корректирующие налоги и субсидии) (рис. 1).

 

 

 

 


Рис. 1 - Направления интернализации внешних эффектов

Производство социально значимых товаров также возможно как при активном, так и при пассивном участии государства, заключающемся в создании определенной институциональной среды, стимулирующей частную инициативу. Например, государство может сконцентрировать производство социально значимых товаров в государственном секторе, может дотировать их производство за счет государственного финансирования, а может обеспечить благоприятные условия для производства социально значимых товаров в частном секторе с помощью предоставления налоговых льгот или субсидий.

Производство социально значимых товаров связано с феноменом отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если из­держки на его производство ниже, чем цена. Как правило, такими благами являются некоторые виды нестрахуемых рисков, займы на рынке капиталов, определенные виды дополняющих товаров.

К отсутствующим частным рынкам можно, например, отне­сти рынки страхования от безработицы, медицинского страхова­ния при хронических заболеваниях; страхования жизни преста­релых; страхования от инфляции и др. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает фе­номен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли.

Вместе с тем не только рынок может быть виновен в воз­никновении феномена отсутствующих рынков. Если нет инсти­тутов, которые обеспечивают эффективное функционирование частных рынков, или несовершенно законодательство, то это тоже может стать причиной неполноты рынков, но теперь уже по вине государства. Поскольку в России нет закона о частной собственности на землю, то нет рынка земли и рынка кредитов под залог земли, т.е. мы сталкиваемся с институциональной причиной отсутствия рынков.

 



2020-02-03 216 Обсуждений (0)
Виды внешних эффектов и направления интернализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды внешних эффектов и направления интернализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)