Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ориентиры государственного регулирования при внедрении новых технологий на рынке услуг мобильной связи



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Ориентиры государственного регулирования при внедрении новых технологий на рынке услуг мобильной связи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок услуг мобильной связи является наглядным примером рынка с сетевым эффектом, когда выгода потребителя от обладания услугой (товаром) возрастает по мере увеличения количества потребителей. Чем больше пользователей сетью одного мобильного оператора, тем больше льготных ценовых условий для общения, обмена информацией. Для внедрения технологий с сетевыми эффектами необходимо наличие критической массы покупателей, готовых оплачивать использование услуг с применением этой технологии. Ценность услуги (технологии) возрастает с увеличением потребителей, которые ею пользуются.

Сетевые эффекты могут усиливать инновационную активность операторов связи. В тоже время наличие внешних сетевых эффектов представляет собой входной барьер на рынок услуг мобильной связи, сдерживает интервенцию потенциальных конкурентов, хотя и не дает полной защиты от них. Стремление каждого участника рынка услуг мобильной связи получить «первенство» на рынке новых услуг ведет к ужесточению конкурентной борьбы. Острая же конкуренция между операторами способна обернуться тем, что у каждого из них не будет критической массы покупателей.

В рамках жизненного цикла технологии (рис. 7) многое решается уже на первом этапе, где еще сохраняется возможность выбора между технологическими вариантами отраслевого развития, но и проявляется влияние прошлого пути развития.

Зависимость от предшествующего технологического выбора ставит в невыгодное положение действующего олигополиста (монополиста) перед новыми игроками рынка. Она порождает привязанность к уже используемой технологии, затрудняет смену технологического направления. Внедрение новых технологий на базе старых представляется более выгодным вариантом для мобильных операторов, поскольку не требует больших финансовых, капитальных и трудовых затрат. Однако трудности отказа от старого, испытываемые действующими участниками рынка, благоприятствуют входу на него новых участников рынка в фазе зрелости с принципиально новыми технологическими решениями.

Рис. 7 - Жизненный цикл технологий

В условиях инновационного соперничества регулярное внедрение новых технологий становится способом выживания в конкурентной борьбе. Однако такая инновационная активность требует значительных финансовых ресурсов, снижает возможности получения прибыли от ранее реализованных проектов для увеличения расходов на технологическое обновление.

В настоящее время новым объектом конкурентной борьбы выступают технологии 3G и 4G услуги. Новые технологии, увеличивая спектр оказываемых услуг (интернет, контент), приводят к снижению защищенности операторов услуг мобильной связи. В частности, они вступают в конкуренцию с другими провайдерами интернет-услуг.

Анализ рынка мобильной связи свидетельствует о том, что в рамках жизненного цикла технологий государственное регулирование должно усиливаться на ранних и более поздних этапах их развития (рис. 8). Это усиление особенно актуально в условиях финансово–экономического кризиса, когда технологическое обновление отрасли требует особого внимания в связи с высокой капиталоемкостью новых технологий.

Государственное регулирование рынка на завершающей стадии использования старой технологии призвано предотвращать как сговор олигополистов, так и чрезмерную ценовую конкуренцию между ними. Такая конкуренция чревата столь значительным снижением тарифов на услуги мобильной связи и доходов операторов, что ограничит ресурсные возможности для инвестиций в новые технологии и замедлит их широкое внедрение.

Использование конкурентами разных стандартов на начальном этапе внедрения более высоких технологий грозит недобором критической массы покупателей каждым из соперников. Наличие сетевых эффектов требует государственного вмешательства при переходе к новым технологиям мобильной связи, если конкуренты не могут сами выбрать единый стандарт.

Рис. 8 - Вмешательство государства при внедрении новой технологии

Конкуренция на рынке услуг мобильной связи в сочетании с сетевыми эффектами определяет повышенные инвестиционные риски на этом рынке.

Государство может снизить эти риски, регулируя выход на рынок новых участников. Государство способно выступать в роли своего рода гаранта для инвесторов, используя свои полномочия в виде спецификации прав собственности (выдача лицензий) и установления платы за ограниченные ресурсы (выделяемые радиочастоты).

Через условия выдачи лицензий на предоставление услуг мобильной связи государство влияет на число участников рынка и, таким образом, на уровень тарифов и величину получаемых операторами доходов, на ресурсные возможности перехода к новым технологиям, на размер критической массы покупателей. Установление платы за ограниченные ресурсы (за выделенные радиочастоты) стимулирует к эффективному использованию этих ресурсов.

Если государство озабочено быстрым сокращением технологического отставания от лидеров, то учет сетевых эффектов крайне важен при государственном регулировании рынка мобильной связи, при определении цены лицензий и платы за выделенные радиочастоты. Стремление государства крупно заработать на продаже лицензий на новые высокотехнологичные услуги, на плате за выделенные радиочастоты ведет к удорожанию новых услуг, затрудняет достижение мобильными операторами критической массы покупателей этих услуг, что может существенно затормозить их внедрение.

Выработка эффективной государственной политики по обеспечению технологического обновления отрасли возможна в рамках частно-государственного партнерства. Оно может включать, в частности, взаимные обязательства государства и бизнеса, предусматривающие льготное выделение дополнительных радиочастот при условии инвестирования дополнительных средств бизнесом в новые технологии. При недостаточности ресурсов бизнеса оправдано прямое государственное участие в капитале мобильных операторов с целью ускорения технологического развития отрасли. После решения этой задачи государство может продать свои доли в капитале операторов.

Последующий рост рынка новых услуг, их совершенствование способны поддерживаться конкуренцией мобильных операторов за расширение своей клиентской базы. Поэтому целесообразно увеличение роли конкурентных механизмов в развитии рынка услуг мобильной связи в фазе роста жизненного цикла технологии (рис. 8).

Усиление влияния государства в завершающей фазе жизненного цикла может потребоваться для преодоления технологической инерции. Этой цели отвечает как повышение платы за радиочастоты, выделенные для старых технологий мобильной связи, так и указанные выше меры по облегчению внедрения новых технологий.

Представленные условия ускоренного перехода к новым технологиям в сфере услуг мобильной связи могут рассматриваться в качестве концептуальных ориентиров научно-технической политики государства в отраслях с сетевыми эффектами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая практика выявила в XIX веке и подтвердила в XX веке, что существуют ситуации (так называемое «фиаско» рынка), когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах («фиаско») рынка:

1) существование монополий. Поскольку монополии, стремящиеся к максимуму прибыли, не доводят выпуск до оптимального с позиций общества объема, то правительство создает антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, осуществляет разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий, регулирует деятельность естественных монополий;

2) наличие несовершенной (ассиметричной) информации. Постоянное обновление ассортимента продукции под влиянием изменяющихся потребностей и усложнение продукции в результате внедрения достижений НТП сопровождается несвоевременным информированием потребителей о качестве товара. Из-за недостатка информации многие потребители с подозрением относятся к новым торговым маркам и разнообразию товаров. Для устранения ассиметричности информации государство создает специальные организации, проводящие экспертизы качества товаров и услуг, выдающие сертификаты, подтверждающие безопасность товара для потребителя, устанавливает госты на выпускаемую продукцию и гарантийные сроки службы изделий и т. д.;

3) образование внешних эффектов. При производстве и потреблении некоторых экономических благ часто возникают прямые, неопосредованные непосредственно рынком, благоприятные и неблагоприятные воздействия одного экономического субъекта на результаты деятельности другого субъекта;

4) создание общественных благ. Рынок не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона и др.), которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю.

Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.

В курсовой работе выделены причины информационной асимметрии (невозможность контроля качества товара), специфика ее проявления на разных рынках (рынки подержанных товаров, финансовые, страховые рынки, рынок труда, рынок информационных технологий, рынок доверительных товаров) и последствия (обратная селекция, несовершенство рынка агентских услуг, нерациональное поведение субъектов);

Вмешательство государства для регулирования экстерналий рынка может быть признано необходимым, если оно сопровождается Парето-улучшением; выделены три основные механизма преодоления экстерналий рынка: прямое участие государства в производстве социально значимых товаров, принуждение частного сектора нейтрализовать отрицательные внешние эффекты, создание благоприятной институциональной среды;

Рассмотрены пути интернализации внешних эффектов: без участия государства путем прямых рыночных переговоров или путем объединения субъектов, связанных внешним эффектом, и с участием государства путем спецификации прав собственности, изменения их структуры, создания институтов, регулирующих процесс использования ресурсов;

Выделены направления преодоления информационной асимметрии: без участия государства путем использования определенных сигналов (брэнды, сертификаты, гарантии, репутация, средства защиты и т.д.), развития рынка агентских услуг, оптимизации контрактов, применения корпоративных стратегий; и с участием государства (система лицензирования, повышение информированности населения, создание институтов, снижающих неопределенность качества товара).

На примере рынка мобильной связи показано, что высокий уровень отраслевой конкуренции способен замедлять переход к новым технологиям.

Раскрыта эволюция структуры услуг мобильной связи и условий конкуренции, в которых после внедрения новых технологий оказываются мобильные операторы. Они вынуждены соперничать не только между собой, но и с компаниями, использующими альтернативные технологии доступа в интернет.

Показано, что наличие внешних сетевых эффектов требует государственного вмешательства при переходе к новым технологиям, если конкуренты не могут сами выбрать единый стандарт.

Обосновано, что спецификация прав собственности (продажа лицензий), установление платы за ограниченные ресурсы (за выделенные радиочастоты) должны рассматриваться государством не только как средства пополнения государственного бюджета, но и как инструменты формирования благоприятных условий для технологического обновления российского рынка мобильной связи. Рекомендовано использовать льготный режим выделения радиочастот для операторов, осуществляющих инвестирование дополнительных средств в новые технологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Носова С. С. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2008 г. - , 800 с.

2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - Серия: Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007 г. - 496 с.

3. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория. - Серия: Полный курс за три дня. – М.: Эксмо, 2007 г. - 448 с.

4. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2001. С. 324–335.

5. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Экономическая теория. - Серия: Высшее экономическое образование. – М.: Эксмо, 2008 г. - 608 с.

6. Кураков Л. П. Экономическая теория. - Серия: Библиотека экономиста. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007 г. - 1072 с.

7. Экономическая теория. - Серия: 100 лет РЭА им. Г.В.Плеханова. – М.: Инфра-М, 2008 г. - 672 с.

8. Кучуков Р. А. Экономическая теория. - Серия: Высшее образование. - М: Экономика, 2007 г. - 520 с.

9. Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Серия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008 г. - 384 с.

10. Бармотина М.В. Внешние эффекты сетей в мобильной связи на примере зарубежного опыта // Вестник ГУУ. 2009. №17. С. 21-24.

11. Жадан А.А. Преодоление информационной асимметрии // Вестник СГСЭУ. 2006. № 11. (2 часть). С. 33-38.



2020-02-03 183 Обсуждений (0)
Ориентиры государственного регулирования при внедрении новых технологий на рынке услуг мобильной связи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ориентиры государственного регулирования при внедрении новых технологий на рынке услуг мобильной связи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)