Информационная ассиметрия
Асимметрия информации проявляется в сферах, где потребитель услуги не может контролировать производителя. Неполная и недостоверная информации не позволяет индивиду сделать оптимальный выбор и максимизировать свою полезность, поэтому состояние Парето-оптимальности в потреблении и производстве становится недостижимым. В той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно. Следует отметить, что разные рынки имеют разную степень информационной асимметрии. Изначально, самой большой степенью информационной асимметрии обладают рынки подержанных товаров и рынки труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики. Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем. Но возможна и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец. Это страховые рынки, рынки банковских кредитов. Подверженными информационной асимметрии являются и новые рынки, например рынки информационных технологий и рынки доверительных товаров. Речь идет о тиражной индустрии (издательский бизнес, кино, СD , DVD), где цены на информационные носители устанавливают на примерно одинаковом уровне независимо от качества продукта. Решающее отличие культурных благ - их неповторяемость в актах потребления, одноразовость. Это и лишает этот рынок механизма обратной связи, ведущего к информативным ценам. Цена не имеет предсказательного значения, поэтому каждый потребитель распознает качество каждой книги или диска сам для себя. Это приводит к падению доли качественной продукции и высоким потребительским издержкам на поиск и пробу. Асимметрия информации может: - приводить к обратной селекции (тенденция ухудшающего отбора), т.е. товары низкого качества начинают преобладать на рынке; - при определенных условиях хорошо информированные участники рынка могут увеличить свои рыночные обороты, «передавая сигналы» другим, хуже информированным участникам рынка; - неинформированный участник способен иногда уловить информацию от лучше информированного через постоянное отслеживание информации, например, рекламной или выбирая для сделки какую-то специфическую форму договора из списка возможных форм. К неблагоприятному отбору близок по своим последствиям другой эффект, возникающий в тех случаях, когда объектами рыночных сделок становятся контракты, действующие в течение более или менее длительного срока, и также связанные с асимметрией информации. Речь идет об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента. Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Преодоление информационной асимметрии силами самих субъектов рынка заключается в использования разнообразных сигналов. Речь идет о документах, выдаваемых заслуживающими доверия учреждениями, гарантиях, репутации продавца (изготовителя), основанной на прошлом опыте покупок и передаваемой от покупателя к покупателю, защите от подделок, брэндах, торговых марках, фирменных знаках и т.д. Экстерналии рынка из-за институциональной нелегитимности имеют место, когда фирма не может привлечь необходимые ресурсы из-за недостатка доверия к ней на рынке. В этом случае, несовершенная информация объясняет существование различных корпоративных стратегий. Государство также старается преодолеть асимметрию информации на рынке. Для этого оно предоставляет информацию о социально значимых товарах и формирует образ неприемлемости потребления «недостойных» товаров; содействует повышению информированности; принимает законы, направленные против появления на рынке некачественных товаров (рис. 2).
Рис. 2 - Преодоление информационной асимметрии В заключении главы следует отметить, что регулирование и саморегулирование экстерналий рынка не предполагает их полного устранения, а направлено на нахождение некоторого их оптимального уровня, что объясняется объективным существованием больших издержек для стороны, которая стремится к сглаживанию провалов рынка.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |