Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



2020-02-03 163 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Духовность — это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность — в самом общем смысле — это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема "Каким быть современному человеку?" стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись наших детей и их родителей, первых воспитателей, закладывающих в них эти нормы поведения.  

В 1985 году российские специалисты проводили исследования установки родителей, отражающие цели и содержание нравственного воспитания детей. Исследование четко выявило, что в нравственном идеале своего ребенка родители на первое место выдвигали такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность. Около 70% родителей считали их основными нравственными свойствами личности. Что же показали исследования в новом тысячелетии? Шкала моральных ценностей, определяющих развитие личности детей, просматривается в следующих установках родителей: указывают на необходимость воспитывать доброту у девочек 9% родителей, у мальчиков - 6%, скромность у девочек - 1,5%, а у мальчиков - 0,5%, вежливость у девочек - 1 упоминание, у мальчиков - 0, самостоятельность у девочек -1%, у мальчиков- 3%.

К сожалению, сегодня на первое место выступает совсем другое: «гибкость», «рассудительность», «верность», «целеустремленность», «умение добиваться своего» и др[1]. Таким образом, коренные изменения в социокультурных условиях жизни России на рубеже веков актуализируют важность воспитания подрастающих поколений, уточнения целей и задач воспитания в школе и семье, формирования нравственного общественного идеала.

В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Духовное развитие младших школьников».

Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы воспитания нравственных эмоций младших школьников.

    Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников.

Целью работы является рассмотрение и анализ понятия и сущности духовности младших школьников, разработка форм и методов воспитания младших школьников.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- рассмотреть теоретический аспект особенностей воспитания духовности у детей;

- на практическом примере проанализировать особенности и методы воспитания духовности у школьников;

- самостоятельно разработать пути совершенствования методов воспитания и развития духовности у школьников.

Объектом работы являются дети младшего школьного возраста. Предметом - система методов и мероприятий воспитания духовности у школьников.

В работе использовались учебные пособия по педагогике, социологии, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

Социально-психологические аспекты становления самосознания ребенка, его значение, признаки развития, показатели уровней исследованы в работах М.В. Анкудиновой, Ю.А. Афонькиной, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, Л.И. Липкиной, B.C. Магун, Л.А. Йеменской. Вопросам соотношения самосознания и воспитания ребенка было уделено большое внимание в исследованиях психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Липкиной, П.Ф. Чаматы и др. в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о духовности и нравственности в контексте общей проблемы развития личности.

Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики нравственного воспитания посвящены труды педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, A.C. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Щуриковой и др. В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П, Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.

В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения малых фольклорных жанров и тексты о религиозных представлениях русского народа, то это способствует нравственному развитию детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов по данной проблеме (Аникин В. П., Василенко В. А., Волков Г. Н., Соколов Ю. М. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных качеств подростков.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

    В исследовании нами использовались следующие методики:

1. Методика незаконченных предложений;

2. «Метод ранжирования»;

3. Методика «Пословицы»;

4. Методика «Размышляем о жизненном опыте»;

5. Тест «Диагностика отношения к нравственным ценностям»

    Базой исследования является школа № 115, 4 «А» класс, г. Москва.

    Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на духовно – нравственное развитие младших школьников.

    Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями и студентами.

Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.

I этап (сентябрь 2009 г. – ноябрь 2009 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.

II этап (ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.

III этап (февраль 2010 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



2020-02-03 163 Обсуждений (0)
ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)