Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание духовности у младших школьников



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Воспитание духовности у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Проблема формирования духовности личности как одна из актуальных начинает осознаваться в России со второй половины XIX века, а духовность личности рассматривается как одна из общечеловеческих ценностей образования и воспитания. При этом характерным является значительное расхождение официальной государственной политики и прогрессивных педагогических течений в понимании духовности личности[7].

К настоящему времени сложился неоднозначный, но содержательный и во многом поучительный исторический опыт и в теории и в практике по воспитанию духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. С позиций историзма изучение и обобщение этого опыта активно способствует решению исследовательской проблемы.

О разрушении нравственных идеалов высказываются ряд ученых, занимающиеся возрождением традиционных педагогических культур (И.А.Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е. Троицкий, С.Б.Узденова, И.А. Шоров).

Все это повышает актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое значение она приобретает в подростковом возрасте, когда начинает определяться выбор жизненного пути, формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется u внутренняя позиция подростка по отношению к будущему: устремленность в будущее становится основной направленностью личности (Л.И. Божович, И.С.Кон, A.B. Мудрик)

На протяжении всего XX века мировые интеллектуальные и духовные авторитеты поднимали вопрос о духовном кризисе человечества. В своём предсмертном "Письме к генералу N" А. де Сент-Экзюпери констатировал: «Есть только одна проблема, одна единственная во всём мире. Вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы».

В России проблема особенно обострилась в связи с проводимыми реформами, следствиями которых, в частности, стали понижение уровня духовности общества и размывание общественной морали. Сегодня в философской и психолого-педагогической литературе всё большее значение стало приобретать осмысление целей и методов воспитания молодежи в условиях плюрализма идеологических и мировоззренческих ориентиров и идеалов.

В 90-е годы XX века опубликовано свыше двадцати новых концепций воспитания, авторы которых, с учётом постсоветских реалий, так или иначе затрагивают проблематику и терминологию духовного, духовно-нравственного становления и развития личности, включённой в культурно-историческую среду.

Различные аспекты воспитания духовности в обществе в последние годы рассматривали В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, А.Е. Зимбули, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, В.А. Мосолов, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, В.Н. Сагатовский, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Г.Н. Филонов, В.Д. Шадриков, Т.Ф. Яркина и другие исследователи.

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования[8].

Современная вербальная, нецелостная и бездуховная педагогикаобретет свое значение только тогда, когда ее целью станет постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) человеческий дух, необходимо истинное знание его природы, законов, смысла и эволюционного назначения. Следовательно, нужно изучать и преподавать науку духа, тео-космо-антропогенез, историю религий, искусств, мировых цивилизаций, культурологию, логику, этику, эстетику, практическую психологию, акмеологию, валеологию и другие науки, теории и практики человеческого духа, без которых абсолютный смысл жизни и педагогики не может быть осознан и практически осуществлен. Школа – слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это “scale”, лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А 30-я ступень – это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молитесь”. Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше[9].

К каждому ученику подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. В школе надо не работать, а служить. Воспитание – это питание духовной оси[10]. Ради этой оси ребенок пришел в этот мир. Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.

Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимущественных полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несёт полную ответственность за собственное нравственное становление и развитие.
Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий взрослых, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей[11].

Наиболее эффективным и занимательным для младших школьников является, на наш взгляд, использование фольклора.

       Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя[12].      «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький.- Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего»[13].Слово “фольклор” в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему была присуща устная форма выражения. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

Фольклористы, этнографы, а также ученые, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В. Ф. Миллер отождествил фольклористику с этнографией: «… область народной словесности представляется отраслью народоведения (этнографии) вообще» »[14]. И недаром появилось и в настоящее время развивается особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и исследование Г. Н. Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики[15].

 «У народа – писал Г. М. Виноградов, - были и несть известные представления взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения, их известные средства и пути воздействия на юные поколения и т. д. Совокупность и взаимосвязанность их и дают то, что следует называть народной педагогикой»[16].

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогики. Раскрытие секретов народного воспитания может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др.

Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными и в совместной педагогики, - забота о физическом, умственным, нравственном воспитании ребенка, т.е. забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.

В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. «Народная педагогика еще в глубокой древности, - пишет автор книги «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников, - выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»[17].

Детское творчество основано на подражании, как на важном факторе развития ребенка, в частности его нравственных особенностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность, положительные черты характера, модели правильного поведения.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества, как: Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши.Игровой фольклор: игры, считалки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Загадки. Волшебные сказки. Пословицы, поговорки.Поэзия пестования.Поэзия пестования – удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Иначе ее называют еще и «материнской поэзией». Произведения, слышимые ребенком с младенчества, являются высоко художественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования.Потешный фольклор. К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых – позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников. Зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющим драматического развития. Это – словесные игры, молчанки, поддевки, сечки, небылицы–перевертыши, загадки, скороговорки.Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Но и это не поэтическое произведение, дающее наслаждение своей формой и содержанием, а игра, состязание. И как в любой игре имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший (искуснейший).Бытовой фольклор.Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию; считалки, жеребьевые сговорки, игры - игровую и т. д., что позволяет объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функций (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативно-речевой (дразнилки, прозвища).Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, и относятся к детскому бытовому фольклору.

Загадки.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ[18]. Однако, загадка как жанр еще не определена. Канадская фольклористка Кингес- Маранда пишет: «… Теоретическое определение загадки не является необходимым для идентификации жанра»[19]. На наш взгляд, именно поэтому все классификации загадок являются несовершенными.

Однокоренное слово gadas в польском языке означает «говорить, рассуждать»; gadka – «разговор, поговорка, спор», «гадка» в болгарском языке – «притча» и т. д. »[20]. Очевидно, смысл древнего корня слова «загадать» означал в свое врем «говорить». Недаром старинное значение слова «гадать» в древнерусском языке было «советоваться, совещаться». «Загадчик» в народной речи – беседующий загадочно» »[21].

Как отмечает В. П. Аникин, загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью»[22].

Народ издавна высоко ценил загадки, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей.

Сконцентрировав в себе многие знания, загадки представляют собой по замечанию М. А. Рыбниковой не что иное как своеобразный курс народного «мироведения»[23].

Познавательная сущность загадок состоит в том, что еще на ранней стадии развития человеческого общества произведения этого жанра устного народного творчества служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшими поколениями младшим. По мнению Ф. И. Буслаева загадка далекой древности отразила жажду знаний, интерес к «вопросам важнейших явлений жизни и мира»[24].

Сказки.

«Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно – поэтический рассказ фантастического аантюрно - новеллистического и бытового характера» - отмечал Ю. М. Соколов »[25]. 

       Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое.       «Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.        При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость»[26].

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, поскольку во многих из них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания»[27].

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Пословицы и поговорки.

В богатейшей сокровищнице русского устного народноэтического творчества одно из значительных мест занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образной системе поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, эти жанры постоянно пользовались и пользуются большой популярностью.

Пословица – это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально- бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристик разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира. Пословица предстает перед читателем как общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения. «В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения»[28].

На протяжении веков впитывая социально – исторический опыт поколений и широко охватывая разнообразные факты целого ряда эпох, пословицы поистине стали средоточием человеческого разума и глубоко содержательных картин народного бытия. Н. А. Добролюбов писал: «Давно уже у нас обратили внимание на народные пословицы как на выражение народного ума, народной жизни, народного характера»[29]. Отражение жизненных явлений и показ своеобразия многочисленных предметов былых времен, а также столетиями накопленная мудрость народных изречений убедительно свидетельствуют о большой познавательной значимости пословиц. Эту особенность их точно подметил М. Горький. Подчеркивая, что в «простоте слова – самая великая мудрость», он вместе с тем утверждал: «… пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги»[30].

Отмеченные великим писателем «ум и чувство», которыми изобилуют пословицы во все времена служили и продолжают служить расширению знаний людей, способствуют более конкретному пониманию сущности отношений в обществе. Правдиво изображая различные стороны жизни, они тем самым активно содействуют верному, многостороннему познанию окружающей действительности.

Народные изречения из многих сходных определений какого – любо явления берут особо значимые, те, которые верно, предельно лаконично передают представления людей о предметах и событиях, дают точную и четкую характеристику. Одновременно с этим пословицы и поговорки помогают потомкам осмыслить жизненный и трудовой опыт предшествующих поколений доносят до нашего времени народные оценки многих событий, реальные характеристики представителей разных слоев общества. Как отмечает А. А. Потебня, фольклорным произведение становится тогда, когда пройдет через «значительный слой народного понимания»[31]. Т. е. после того как будет воспринято от первоначального творца другими лицами, будет ими переработано и приобретет печать общепринятого.

Помогая человеку понять окружающую действительность, пословицы с давних лет выполняли существенную дидактическую функцию. Образно названные М. Горьким «трудовыми лозунгами древности» , они убедительно и просто учат людей жить и работать. Осваивая пословицы и поговорки, молодежь издавна знакомилась с разнообразными навыками прошлых поколений, узнавала об итогах долгих наблюдений над явлениями природы, находила разумный совет, как поступать в той или иной ситуации, четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально – этические нормы, произведения этих жанров становились учебником жизни.

Пословицы и поговорки содержали народные оценки трудовой деятельности человека, подчеркивали важность дружбы, коллективных усилий людей («Всяк своего счастья кузнец», «Дело мастера боится», «Не тот живет больше, чей век дольше, а тот, чьих трудов больше», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «И лес шумит дружно, когда деревьев много». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»). В них отмечался патриотизм народа («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя земля и в горсти мила», «Наступил на русскую землю, да оступился»).

Многие пословицы высмеивают трусов, паникеров, хвастунов: «Брехун – хват, у него и ухват – автомат», «Паникер и трус - хуже нет обуз», «Где робкий Семен, там и трусливый враг силен». Чувства, вложенные в такие пословицы различны – от дружеского неодобрения («Ленивые руки не родня умной голове») до сурового осуждения («Прогульщик на заводе, что дезертир на фронте»).

В пословицах преимущественно закреплялось то ценное что имело значение и для последующих эпох. Очень верно эту особенность подметил В. И. Даль. Он сказал, что «она не сочиняется а вынуждается силою обстоятельств»[32]. Пословица, как выражение народной мысли воспринималась всеми как безусловная истина.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие у учащихся начальных классов нравственных чувств. «Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения», пишет Кравцов[33].

Показательны в этом отношении все произведения этого жанра устного народного творчества: Без правды не живут люди, а только маются.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не выноси из избы сору, так меньше будет вздору.

Одна из часто используемых форм пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие к благопристойному поведению, и, наконец, наставления, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта.

В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это – оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Господин гневу своему – господин всему», «Тому тяжело, кто помнит зло», «Беспорядочный человек не проживет в добре век» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием.

Смолоду наживай, а под старость проживай;

Не красна книга письмом, красна умом.

       Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.

Пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитания, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

       Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Учитель русского языка заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться»[34].

Таким образом, мы видим, что в пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

Малые формы фольклора воспитывают в человеке чувство любви к Родине, понимание труда как основы жизни, они судят о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Все жанры устного народного творчества, являясь средствами народной педагогики, направлены на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Воспитание согласно народным традициям направлено обычно на формирование женственности у девочек и мужественности у мальчиков[35].

У мальчиков с детства воспитывают стабильность и сдержанность в проявлении эмоций, в словах, действиях, твердый характер, стойкость, ловкость, упорство, силу, храбрость, отвагу, мужество, смелость и т. д.

Все это нашло свое отражение в пословицах и поговорках:



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Воспитание духовности у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание духовности у младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)