Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, задачи, методология исследования



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Цели, задачи, методология исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В рамках дипломного исследования была проведена экспериментальная работа по определению уровня нравственности и духовности младших школьников.

В исследовании принимали участие группа учеников 4-ых классов средней школы: 20 учеников.

Исследование состояло из трех этапов:

1. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с учащимися.

2. На втором этапе была проведена формирующая работы с детьми. В течение месяца на дополнительных внеклассных занятиях с ребятами проводились занятия, направленные на развитие духовности, нравственности, взаимопонимания, развития самоотношения, приобщение к культуре и искусству. 

3. На третьем этапе экспериментальной работы с детьми вновь были проведены те же тесты.

По окончанию экспериментальной работы были собраны и подсчитаны полученные данные, сделаны выводы и разработаны собственные рекомендации по воспитанию духовности у младших школьников.

Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, диагностические методики.

Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о духовно-нравственном воспитании учащихся. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. Так, основными объектами нашего выступления выступили характер предметной деятельности учащихся, их отношение к ней, общение в процессе деятельности. 

Диагностические методики. Нами были использованы следующие методики:

 «Методика неоконченных предложений» (авторская).Эта методика позволила выявить проблемы в понимании детьми сущности основных нравственных категорий.

Детям предлагалось закончить предлагаемые предложения.

Добро - это ...

Зло - это …

Любовь - это ...

Ненависть - это ...

Дружба - это ...

Враждебность - это ...

Честность - это ...

Хитрость - это ...

Открытость - это ...

Подлость - это ...

Совесть - это ...

Наглость - это ...

Порядочность - это ...

 

 «Ранжирование понятий» (авторская). Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека.

Необходимо проранжировать по степени личной значимости такие понятия, как:

Друзья                                       Слава

Семья                                         Богатство

Здоровье                                    Общение

Родина                                       Квартира

Любовь                                      Талант

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С. М. Петровой)[37]. Используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации.

Методика «Размышляем о жизненном опыте» (составлена доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой, адаптирована В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым)[38].

Методика показывает: сформированность толерантности, нравственную ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации.

Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «дру­гого человека», является количество выборов от 13 и более в сле­дующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 14,15, 27, 29,30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7,13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24,31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравствен­ной ориентации, эгоистической позиции, является количество вы­боров от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22,23,24,31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать* на вопросы 14,15.

 

Констатирующий этап эксперимента

 

 

На констатирующем этапе исследования с ребятами была проведена тест-диагностика по методике Н.Е. Щурковой.

Результаты уровня нравственной воспитанности детей представлены в Таблице 2.1

Таблица 2.1 Уровень воспитанности учащихся, констатирующих этап

Дети

Баллы высокой нравств.ориентации Баллы эгоистической позиции

Тимур А.

5 16

Вася Н.

7

14

Антон М.

10

11

Денис В.

6

15

Олег Б.

8

13

Мсаша Г.

12

9

Юра Т.

9

12

Коля В.

4

17

Игнат З.

5

16

Максим У.

3

18

Средний балл (мальчики)

6,9

14,1

Ольга С.

14

7

Марина В.

9

12

Таня У.

11

10

Алиса Е.

10

11

Люда О.

12

9

Юля К.

16

5

Лена Ш.

8

13

Лера Г.

11

10

Маша К.

5

16

Света Ч.

10

11

Средний балл (девочки)

10,6

10,4

Средний балл по группе

8,75

12,25

 

Результаты показывают, что в группе преобладают баллы, указывающие на эгоистическую позицию ребят. У девочек – смешанный показатель, у мальчиков баллы свидетельствуют о некоторой безнравствен­ной ориентации, эгоистической позиции.

В целом в группе отмечены факты, свидетельствующие о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, так как преобладают результаты у детей, количество выборов которых явно не обнаруживается.

Исследование по второй методике «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала следующие результаты ребят, таблица 2.2

Таблица 2.2 Результаты отношения к жизненным ценностям, констатирующий этап

Дети



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Цели, задачи, методология исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, задачи, методология исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)