Цели, задачи, методология исследования
В рамках дипломного исследования была проведена экспериментальная работа по определению уровня нравственности и духовности младших школьников. В исследовании принимали участие группа учеников 4-ых классов средней школы: 20 учеников. Исследование состояло из трех этапов: 1. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с учащимися. 2. На втором этапе была проведена формирующая работы с детьми. В течение месяца на дополнительных внеклассных занятиях с ребятами проводились занятия, направленные на развитие духовности, нравственности, взаимопонимания, развития самоотношения, приобщение к культуре и искусству. 3. На третьем этапе экспериментальной работы с детьми вновь были проведены те же тесты. По окончанию экспериментальной работы были собраны и подсчитаны полученные данные, сделаны выводы и разработаны собственные рекомендации по воспитанию духовности у младших школьников. Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, диагностические методики. Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о духовно-нравственном воспитании учащихся. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. Так, основными объектами нашего выступления выступили характер предметной деятельности учащихся, их отношение к ней, общение в процессе деятельности. Диагностические методики. Нами были использованы следующие методики: «Методика неоконченных предложений» (авторская).Эта методика позволила выявить проблемы в понимании детьми сущности основных нравственных категорий. Детям предлагалось закончить предлагаемые предложения. Добро - это ... Зло - это … Любовь - это ... Ненависть - это ... Дружба - это ... Враждебность - это ... Честность - это ... Хитрость - это ... Открытость - это ... Подлость - это ... Совесть - это ... Наглость - это ... Порядочность - это ...
«Ранжирование понятий» (авторская). Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека. Необходимо проранжировать по степени личной значимости такие понятия, как: Друзья Слава Семья Богатство Здоровье Общение Родина Квартира Любовь Талант Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С. М. Петровой)[37]. Используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации. Методика «Размышляем о жизненном опыте» (составлена доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой, адаптирована В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым)[38]. Методика показывает: сформированность толерантности, нравственную ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации. Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 14,15, 27, 29,30. Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7,13, 16, 18, 20, 22, 23. 28. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24,31. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22,23,24,31. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30. Графа в. Сосчитать* на вопросы 14,15.
Констатирующий этап эксперимента
На констатирующем этапе исследования с ребятами была проведена тест-диагностика по методике Н.Е. Щурковой. Результаты уровня нравственной воспитанности детей представлены в Таблице 2.1 Таблица 2.1 Уровень воспитанности учащихся, констатирующих этап Дети | Баллы высокой нравств.ориентации | Баллы эгоистической позиции | |||||||||
Тимур А. | 5 | 16 | |||||||||
Вася Н. | 7 | 14 | |||||||||
Антон М. | 10 | 11 | |||||||||
Денис В. | 6 | 15 | |||||||||
Олег Б. | 8 | 13 | |||||||||
Мсаша Г. | 12 | 9 | |||||||||
Юра Т. | 9 | 12 | |||||||||
Коля В. | 4 | 17 | |||||||||
Игнат З. | 5 | 16 | |||||||||
Максим У. | 3 | 18 | |||||||||
Средний балл (мальчики) |
6,9 |
14,1 | |||||||||
Ольга С. | 14 | 7 | |||||||||
Марина В. | 9 | 12 | |||||||||
Таня У. | 11 | 10 | |||||||||
Алиса Е. | 10 | 11 | |||||||||
Люда О. | 12 | 9 | |||||||||
Юля К. | 16 | 5 | |||||||||
Лена Ш. | 8 | 13 | |||||||||
Лера Г. | 11 | 10 | |||||||||
Маша К. | 5 | 16 | |||||||||
Света Ч. | 10 | 11 | |||||||||
Средний балл (девочки) | 10,6 |
10,4 | |||||||||
Средний балл по группе |
8,75 |
12,25 |
Результаты показывают, что в группе преобладают баллы, указывающие на эгоистическую позицию ребят. У девочек – смешанный показатель, у мальчиков баллы свидетельствуют о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции.
В целом в группе отмечены факты, свидетельствующие о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, так как преобладают результаты у детей, количество выборов которых явно не обнаруживается.
Исследование по второй методике «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала следующие результаты ребят, таблица 2.2
Таблица 2.2 Результаты отношения к жизненным ценностям, констатирующий этап
Дети |
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |